На что способен Sapphire 9600XT 256Mb в наши дни?
реклама
Содержание:
- Введение
- Внешний вид
- Основные характеристики
- Модификация системы охлаждения
- Температура
- Разгон
- Тестовый стенд
- Программы и настройки
- Результаты тестирования
- Зависимость производительности от памяти
- Выводы
Введение
С момента выхода 9600XT прошло немало времени, появились новые технологии, тех.процесс стал еще тоньше, уходит в прошлое и сам AGP слот, но еще немало людей не заменили свои старенькие видеокарты, как 9600XT, на новомодные PCI-E карточки. Может быть по причине того, что не было денег, а может, потому что это совсем не нужно для конкретных задач или в этом нет сильной необходимости. Чаще всего "виновниками" смены видеокарты становятся именно новые игры, которые незамедлительно используют все возможности последних топовых видеокарт. Предлагаю посмотреть, что может Sapphire 9600XT в наши дни. Можно ли на ней играть в новые игры, насколько комфортно, требуется ли замена? Эти основные вопросы мы затронем в этой статье.
Внешний вид
Первоначально Sapphire 9600XT ничем не отличалась от своих собратьев. Видеокарта имеет штатную систему охлаждения, выполнена на черном текстолите.
Вид спереди:
(кликните по картинке для увеличения)
Сзади:
(кликните по картинке для увеличения)
После снятия куллера была аккуратно счищенна "серебрянка", которая впоследствии была заменена на нашу KПТ-8.
Вид видеокарты без вентилятора:
(кликните по картинке для увеличения)
На видеокарте установлена память производства Samsung:
Редко встретишь нормальную память на такой видеокарте с 256мб. Маркировка свидетельствует о том, что ее стандартная частота 300Mhz т.е память 3.3ns.
А вот и сам графический процессор:
(кликните по картинке для увеличения)
Вид системы с установленной видеокартой:
(кликните по картинке для увеличения)
Забегая, вперед скажу, что видеокарта со штатным куллером работала тихо, нормально охлаждая, но для разгона его явно не хватало.
Основные характеристики
Характеристики точно соответствуют оригинальным, перед нами представитель семейства 9600.
Модификация системы охлаждения
Как я уже говорил, штатный куллер, хоть и тихий, успешно справлялся со своей задачей, но для разгона явно не годился. Также необходимо поставить радиаторы на память, очень интересно насколько погонится данный экземпляр с 256Mb.
Сначала было решено заменить вентилятор, в магазинах ничего подходящего для данной видеокарты не оказалось, а что было, то не стоило своих денег и не сильно отличалось от стандартного куллера, поэтому платить еще 20% от нынешней стоимости видеокарты за аналогичное охлаждение не хотелось. Спас радиатор от старого Celeron'a, который чудом оказался под рукой в нужное время. Его часть пришлось отпилить, потому что задевал конденсаторы или другие элементы на плате, в результате чего радиатор обрел красивую эллипсоидную форму :). Сверху был установлен 50мм вентилятор, купленный уже не за 300 рублей, а за 50. Таким образом с охлаждением ГП было покончено.
Для памяти не нашлось радиаторов прямоугольной формы, поэтому был куплен радиатор за 35 рублей, идеально подходящий для изготовления радиаторов на память. Пришлось выпиливать 6 маленьких радиаторов, один сразу для двух чипов, а последний был вырезан из остатка радиатора Celeron'a. Радиаторы закрепляли, капнув немного по углам суперклеем, остальная часть была смазана термопастой, той же КПТ-8.
После всех этих мучений была получена следующая конструкция:
Вид спереди:
(кликните по картинке для увеличения)
Вид сзади:
(кликните по картинке для увеличения)
Получилось достаточно красиво и в тоже время эффективно. И все это всего за 85 рублей, вот что делают умелые руки.
После вставки видеокарты в корпус, был установлен 400мм вентилятор комнатного типа, который обдувал видеокарту и остальные компоненты компьютера.
(кликните по картинке для увеличения)
На самом деле вентилятор был установлен почти вплотную, на фотографии корпус слегка отодвинут для лучшего обзора.
Температура
Теперь давайте протестируем наше охлаждение, посмотрим результаты непосредственно в цифрах, ведь это всегда интереснее, чем приблизительная оценка.
Тестирование проводилось следующим образом:
1) Сначала видеокарта остывала порядка 15 минут.
2) Несколько минут прогонялся тест на артефакты AtiTool'a, использовался именно он, потому что степень нагрузки в этой программе всегда одинакова, в отличие от игр или бенчмарков. Темболее что эта программа довольно неплохо разогревает видеокарту.
3) Видеокарта остывала около минуты.
Вот что мы получили следующий график при комнатной температуре 23.2С:
Сравним температуры новой системы охлаждения и штатной.
Получилось очень неплохо, температура в простое упала на 38%, а в нагрузке на 38.8%. Теперь можно с чистой совестью приступать к разгону видеокарты.
Разгон
По своей привычке начал я разгонять с памяти, результаты меня порадовали. Память заработала на частоте 702 Mhz, очень хороший результат для памяти такого объема. Артефакты проверялись в программе ATITool 20 минут, после нахождения максимальной частоты без артефактов видеокарта тестировалась в 2001 марке в цикле полчаса, после в 3dmark2003 около двух часов, если находились артефакты, то частота немного понижалась и все повторялось снова.
Разгон ядра к моему сожалению не удался. Стабильная частота оказалась всего 513 Mhz. При таком разгоне ядра я не видел смысла тестировать с его разгоном и без. Скорее всего ГП не хватало напряжения, но за вольтмод на этой плате я не взялся по причине того, что вольтмодов Sapphire 9600XT 256Mb в сети не обнаружил, только на англоязычном сайте небольшой отрывок про разгон Sapphire 9600XT FireBlade. После такого "замечательного" поиска желание делать вольтмод самособой отпало. Пришлось ограничиться на разгоне видеопамяти.
И так, разгон по ядру составил 2.7%, разгон по памяти - 17%, приступаем к тестированию.
Тестовый стенд
Процессор: Intel Celeron D 3060@3818
Материнская плата: Asus P4P800-X
Память: 512Mb+512Mb Kingston DDR400 на чипах Infineon в Dual Channel
Видеокарта: Sapphire 9600XT 256Mb
Жесткий диск: Samsung HDD SP1213N 120Gb
CD-ROM: Samsung CD-ROM 52x
Floppy NEC
Корпус: Asus TA-252
Куллер на процессоре: Ice Hammer 3775WV
Блок питания: Asus 360W
Жесткий диск не был разделен на разделы. Установлена Windows XP SP2 Rus, весь графический интерфейс и эффекты отключены, файловая система - NTFS, размер кластера 512 байт. Использовался драйвер ATI Catalyst 4.1, который был на диске, прилагавшемся к видеокарте. Был выбран именно этот драйвер, потому что с ним не возникло никаких проблем, а установка более нового драйвера, лишь немного замедляло работу.
Программы и настройки
- 3dMark 2001SE (build 330)
Все настройки стандартные.
- 3dMark 2003 (build 360)
Все настройки стандартные.
- F.E.A.R (v1.0 русская лицензия)
Тестировался в 5 режимах:
1) Все на максимум, Vsync off, Soft Shadows off. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
2) Все на максимум, Vsync off, Soft Shadows off, AA off, Af off. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
3) Игровые средние настройки, разрешение экрана изменено на 1024х768.
4) Игровые низкие настройки, разрешение экрана изменено на 1024х768.
5) Автоматические настройки.
Использовался встроенный бенчмарк, результаты измерялись 3 раза и находилось среднее значение.
- Serious Sam 2 (v2.07)
Тестировался в 4 режимах:
1) Все на максимум, Vsync off, HDR off. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
2) Все на максимум, Vsync off, HDR off, AA off, Af off. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
3) Все настройки на medium и optimal. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
4) Самые низкие настройки, которые предоставляет игра. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
Для теста запускалось демо GreenDale. Результаты измерялись 3 раза и находилось среднее значение.
- Half Life 2 (build 2187)
Тестировался в 4 режимах:
1) Все на максимум. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
2) Все на максимум, Vsync off, AA off, Af off. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
3) Все настройки средние, если выбор между Low и High, то выбиралось High. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
4) Самые низкие настройки, которые предоставляет игра. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
Для теста записывалось собственное демо. Результаты измерялись 3 раза и находилось среднее значение.
- Grand Theft Auto - San Andreas (v1.01)
Все настройки были выставлены на максимум. Разрешение 1024х768, глубина цвета 32 бита.
Воспроизводились игровые события с максимальной точностью. Замер fps, в отличие от остальных программ, производился с помощью утилиты Fraps 2.6.1. Результаты для большей точности измерялись 5 раз.
Результаты тестирования
- 3dMark 2001SE
Прирост от увеличения частоты памяти составил 5.5%, неплохо.
- 3dMark 2003
В этом тесте прирост уже 9.5%, видимо сказался последний тест, от которого сильно зависит общий результат и он чувствителен к памяти.
- F.E.A.R.
Здесь прирост от памяти почти не заметен. По среднему fps можно с уверенностью сказать, что на минимальных и автоматических, которые очень близко к минимальным играть в игру вполне можно, но удовольствия от графики можно врятли получить.
Для того, чтобы удостовериться в этом посмотрим соотношение fps на разогнанной видеокарте 500/702.
Да, оказалось все верно. Играть можно отлично на низких, но на средних фпс падает во много раз.
- Serious Sam 2
К сожалению в последних играх, как вы уже наверное заметили, память оказывает небольшое влияние. Опять очень хороший фпс на минимальных настройках и может быть играбельный на средних, для этого опять посмотрим процентную диаграмму.
Как показывает график на средних некоторые смогут поиграть, кому-то это покажется некомфортным, кому-то сойдет.
- Half Life 2
В Half Life 2 видеокарта показывает отличную производительность, даже на максимальных настройках. Возможно демо было не очень жестким, но по помоему мнению как нельзя лучше отражало игру обычного человека. Например, в сириосе сэме 2 постоянно идут битвы, так мы и тестировали в демо, где была постоянная схватка, в Half Life 2 мало мест с большими баталиями, поэтому в демо была запечатлена схватка с 5-7 противниками. Кстати говоря, в этой игре прирост от памяти особенно большой.
- Grand Theft Auto - San Andreas
В GTA все действия происходят без загрузок, здесь частота памяти особенно важна, что и видно на графике. Играть в эту игру очень комфортно, даже то падение фпс до 20 я не заметил в игре, видимо оно было очень непродолжительным и на глаз незаметным.
Зависимость производительности от памяти
Посмотрим таблицу прироста от повышения частоты памяти на 102Mhz.
Средний прирост 7.1%, за 102 Mhz или 17% процентное повышение частоты памяти.
Выводы
Как это не печально, но время 9600XT уходит впрошлое. Сейчас на ней можно играть в новые игры, но в основном на минимальных настройках, хотя не в шутеры на ней можно поиграть с комфортом. Считаю, что эта видеокарта может поселиться в компьютере экономного пользователя, смысла ее заменять на AGP платформе нет т.к покупка 6600GT или x800GTO позволят лишь поиграть в те же игры, но на максимуме или высоких настройках. Видеокарты же, которые мощнее названных под AGP стоят неимоверно дорого. Поэтому желаю всем владельцам 9600ХТ провести с ней последние счастливые деньки, и после заменить всю систему с видеокартой. Когда выйдет новая операционная система Vista с поддержкой DirectX10 видеокарты всеравно придется менять, и даже тем, кто сейчас на PCI-E платформе.
В целом впечатление от 9600ХТ у меня положительное, подвело только ядро, но зато сильно порaдовала отличная память с большим объемом и хорошим разгоном.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают