Бюджетный гигагерц, или разгон GF 8500GT Sonic от Palit

для раздела Блоги

Видеокарты фирмы Palit, особенно серии Sonic, недаром находятся на хорошем счету у экономичных оверклокеров, благодаря повышенным частотам и напряжениям в паре с невысокой ценой и неплохой штатной системой охлаждения. Поэтому также писать про эти видеокарты совсем непросто: многое уже было сказано, и не раз. Однако, в этой статье кроме стандартных "обзор-разгон" был немного исследован новый метод антиалиасинга – CSAA, а также влияния оптимизаций фильтрации на производительность.

Описание
Видеокарта поставляется в небольшой коробке с непонятной механической лягушкой:

клик для увеличения



На наклейке находятся основные данные о видеокарте: частоты, ширина шины, тип, объем памяти и т.д.

Сама карта выглядит так:

клик для увеличения




В коробке же кроме в/карты находятся:

клик для увеличения


•диск с драйверами (в моем случае это были драйвера версии 101.04)
•Диск с игрой SpellForce2 (если мне не изменяет память, диск с этой же игрой можно было найти еще в коробке с GF 7600GS Sonic)
•инструкция по установке драйверов на 8-ми языках
•переходник s-video - "тюльпан"
•переходник DVI – D-SUB

Первое что привлекает внимание после установки в/карты это достаточно сильный шум. Я надеялся, что через некоторое время видеокарта снизит обороты кулера, однако этого не произошло даже после установки драйверов. К сожалению, в/карта не в состоянии самостоятельно регулировать обороты вентилятора, также нет возможности регулировать их в ручную. Неуемная страсть Palit'а к экономии на всем, в данном случае, на мой взгляд, неуместна.

клик для увеличения



Следует заметить, что фирма Palit выпустила карту на плате собственного дизайна, и использовала память типа DDR3 объемом 256MB, работающей на частоте 1200Мгц в отличии от референсной DDR2 на 800мгц. Частоты графического чипа также увеличены: 600-1200(ядро - потоковые процессоры) вместо референсных 450-900.

Видеокарта выполнена на чипе G86, вот его краткие характеристики:
-80нм техпроцесс
-210 млн. транзисторов
-16 потоковых процессоров
-8 блоков фильтрации
-2 блока ROP

Особенностью моего экземпляра карты был неработающий разъем DVI, однако я не стал сразу сдавать видеокарту по гарантии и решил в начале подвергнуть ее разгону с вольтмодом. Вольтмод подробно описан в статье Fa11en'a Обзор и разгон Palit 8500GT Sonic 256MB, за что ему огромное спасибо.

Разгон
В ходе продолжительных экспериментов с частотами и напряжениями GPU а так же перепрошивкой в БИОС других частот для блока потоковых процессоров, я остановился на впечатляющей частоте 1008мгц (ядро) 2052мгц(пп), достигнутой при напряжении 1.7V(3D). Стандартные напряжения составляют 1.35(2D) 1.38(3D) таким образом, напряжение было повышено где-то на 23%, что не так мало, особенно для стандартного охлаждения. Также следует учесть, что напряжение 1.38V может быть несколько выше стандартного для G86. На шим-контроллер GPU был поставлен алюминиевый радиатор(скорее для самоуспокоения), а под карту для дополнительного обдува был поставлен 92mm Zalman F2 на 1800об/мин. Температурный максимум при тестировании в ATI Tool составил 80*, в играх ГП прогревался до температуры не более 74*.

клик для увеличения



Были попытки сделать вольтмод на память, однако в итоге я от этой идее отказался, так как повышение напряжения с 2.0V до 2.1V не принесло никакой пользы, кроме того, и так неслабо греющиеся чипы памяти стали греться еще больше. Память, маркированная HYB18H512329AF производства Infinion, скорее всего 1.4нс. Стабильная частота памяти после разгона составила 1554Мгц.

клик для увеличения



Обшие тесты
Тут следует сказать пару слов об остальной конфигурации моей системы:
Материнская плата: Asrock 775 DUAL VSTA
Процессор: Celeron D 3.2Ghz (133х24) @ 4.2GHz (175x24)
Память: 1024 Mb Hynix DDR2 700Mhz 4-4-3-6-2T
БП: FSP ATX-450PAF
Понятно, что в играх и особенно в синтетических тестах мой слабенький процессор может ограничивать производительность, однако я старался проводить тесты в максимальном разрешении для моего монитора, а именно 1280x1024, чтобы хоть как-то снизить эти ограничения.

Все тесты проводились в ос Windows XP Pro SP2, с последними на момент написания статьи драйверами 162.18 Использовался софт, который был, как говорится, под рукой, а именно:
• Синтетический тест 3D Mark '05(v1.1)
• S.T.A.L.K.E.R. - Shadow of Chernobyl, v1.003
• Half-Life 2 Episode One
• The Elder Scrolls IV: Oblivion, v1.0228

В драйверах были включены всевозможные оптимизации и выставлен режим Quality. Анизатропная фильтрация была форсированна до уровня 16, и только при тесах 3D Mark’а была выставлена в режим «application controlled»

результаты синтетического теста 3D mark ’05:




41% прирост в разрешении 1024х768 и 49% в разрешении 1280х1024
Интересно, что бы было с более мощным процессором?

результаты в Oblivion:




Практически 55% прироста среднего значения fps в 1024х768 и 56% в 1280х1024
Неплохо.

результаты в Stalker:


25% прироста не греют душу: абсолютные значения fps далеки от приемлемого.




Исследование производительности при CSAA
Следует заметить, что чипы G86 (8500GT) и G84 (8600GT) имеют по 2 одинаковых блока ROP, а так же поддержку нового вида антиалиасинга: CSAA(Coverage Sampling Antialiasing). Суть этого метода рассмотрена в статье Обзор новой графической архитектуры NVIDIA GeForce 8800. Скажу лишь, что новые режимы CSAA могут обеспечивать как лучшее качество сглаживания, так и большую производительность (в зависимости от режима) по сравнению с MSAA
тесты проводились в режимах: (список в порядке снижения качества сглаживания)
•CSAA x16Q
•CSAA х8Q
•MSAA x8 (выставлялось в настройках приложения, если был такой пункт)
•CSAA x16
•CSAA x8
•MSAA x4
•no AA

настройки драйвера:




результаты синтетического теста 3D mark ’05:


Следует отметить более чем двукратное падение производительности
при активировании режима x16Q.


Ну а что же в играх?
результаты в Half-Life 2 Episode One:


Если судить по абсолютным значениям fps, тестирование проводилось в достаточно простой для прорисовки сцене. Однако нас больше интересуют относительные значения.
Опять же двукратное падение производительности при x16Q. И опять практически равная производительность в режимах CSAA x8, x16 и MSAA x4. Подозрительно высокие результаты в режиме СSAA x8 наводят на мысль о некорректной работе приложения в данном режиме.



результаты в Oblivion:




Ну а в игре Oblivion все меняется кардинальным образом: хорошо видно падение производительности при увеличении качества антиалиасинга. Причем если в разрешении 1024х768 еще все более-менее "гладко", только опять режим MSAA x8 выравается вперед, то в 1280х1024 картина иная: огоромное падение производительности в режимах CSAA х8 и х16, а результаты в 8Q и 16Q я даже не стал приводить на диаграмме. Опять некорректная работа приложения, или.. Однако стоило только взглянуть на мониторнинг в программе RivaTuner как все стало ясно. Скорее всего видеокарте банально не хватает видеопамяти: в режимах CSAA x16 и х8 на разрешении 1280х1024 используется ~360Mb памяти, а режиме CSAA x16Q и x8Q уже за 450Mb. Самое странное, что при старом - добром MSAA х8 используется всего ~307Mb, а при MSAA x4 ~265Mb. Странно, но смысл использования режима CSAA как раз в том, чтобы экономить видеопамять и ее пропускную способность, а тут мы видим обратную картину.


Кратко об оптимизациях
С помощью RivaTuner v2.1 был выставлен режим High Quality, и включены оптимизации:


Итак, посмотрим, что это даст:

3D mark ’05:


Да, не очень много: +102 очка (1,5%) в разрешении 1024х768 и +168 очков (2,9%) в 1280х1024.


Oblivion:


А здесь уже вполне приличный прирост: средний фреймрейт увеличился практически на 11%!


Мини итоги
В заключение можно сказать, что карта Palit 8500GT Sonic порадовала своим разгоном по чипу (более чем на 120% относительно спецификаций NVIDIA!), и это при стандартном охлаждении. Однако упрощенная разводка платы дала о себе знать: разгону памяти помешали так называемые "качели", когда разгон по чипу и памяти по отдельности выше их одновременного разгона. Также (субъективно) высокий уровень шума никак нельзя отнести к плюсам, а покупка альтернативного охлаждения не входила в мой бюджет.

Что касается тестирования, прирост от разгона составил 55-56% в случае с игрой Oblivion.
Играть без активации полноэкранного сглаживания можно вполне комфортно. Stalker же на моей системе играбелен только в статическом освещении.


Кому-то может показаться, что исследование AA на этой карте не имеет никакого смысла, ведь в современных играх и без активации сглаживания, данная видеокарта "сливает" по полной. Это конечно так, но мне было интересно исследовать производительность, так сказать, теоретически. Да к и тому же есть немало интересных и довольно-таки нетребовательных, по современным меркам, игр, в которых можно сполна насладится сглаженной картинкой, сохраняя при этом вполне играбельный фреймрейт.

Результаты тестов режима CSAA в Oblivion оказались несколько неожиданными, однако все равно при активировании сглаживания в этой, достаточно требовательной игре, поиграть с комфортом не удастся. Ну а например в Battlefield 2 или Х3 Reunion никакого серьезного падения производительности при активации CSAA замечено не было.

Что касается оптимизаций фильтрации, то это неплохое средство, чтобы получить пару сотен совсем не лишних попугаев. А например в TES 4 Oblivion можно добиться более чем 10% прироста производительности.

В целом видеокарта обладает неплохим набором характеристик, хорошим разгонным потенциалом, однако вряд ли может выделиться на фоне широкого спектра видеокарт представленных сейчас на рынке.


темы на форуме:
Всё о 8600GT/GTS & 8500GT. Поддержка DX10 + FAQ

обсуждение статьи



PS.
значительно позже написания этой статьи были проведино тестирование данной видеокарты на немного измененной системе, а именно:
•материнская плата Gigabyte GA-945GCMX-S2
•процессор Pentium E2160 работавший на 2.8-2.88 мгц (имела место несовместимость памяти и материнской платы, которая ограничивала стабильные пределы разгона)
•память Hynix DDR2 1024 Mb (частоту и тайминги можно посмотреть на приведенных ниже скриншотах)

были проведины тесты в бенчмарках 3D Mark 2005 и 3D Mark 2006:
3D mark ’05:



3D mark ’06:


Результаты, уже близкие к результатам видеокарт серии GF8600GT на номинальных частотах. Неплохо для "16 калифорнийских стрелков", правда?"
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают