Radeon 9550 Sapphire---всё ещё актуален!

для раздела Блоги
ПРОЛОГ

Я хочу обосновать свой выбор, на мой взгляд актуальной и сегодня, видеокарты Radeon 9550 Sapphire.
Сейчас есть те пользователи ПК, которые не хотят тратиться на дорогие видеокарты, но поиграть в современные игры пусть и не с максимальными настройками графики и в невысоких экранных разрешениях, но все же с полной поддержкой DirectX 9.0 конечно же хочеться. Это статья посвящается именно таким.


Radeon 9550 Sapphire

ВЫБОР

Не так давно передо мной встала задача выбора видеокарты для нового компьютера. На глаза мне попалась довольно любопытная карта Radeon 9550. Судя по маркировке, карточка является «обрезком» от Radeon 9600. Конечно, сразу же возникает вопрос, что именно обрезали у Radeon 9600, чтобы выпустить Radeon 9550? Как выяснилось, на этот раз ничего непоправимого. Графический процессор остался тот же, шина памяти тех же 128 бит, и все урезание свелось к уменьшению рабочих частот.
Штатная рабочая частота памяти этой видеокарты составляет 200 МГц, и память, способную работать на больших частотах, производители, конечно, устанавливать не спешат. В итоге я остановился на Sapphire Radeon 9550 128 bit, оснащенной 128 Mb памятиОснова видеокарты — чип RV350LX, выполненный по 0,13 мкм технологическому процессу и имеющий 4 пиксельных конвейера. Чип работает на стандартной частоте для Radeon 9550 — 250 МГц. 128 Mb памяти DDR SDRAM размещено в 8 микросхемах по обе стороны платы. Микросхемы памяти Hynix с маркировкой HY50U281622ET и временем выборки 5 нс работают на частоте 196 МГц, что немного ниже положенных по спецификации 200 МГц. Графический процессор охлаждается алюминиевым радиатором с вентилятором. При работе карточки на штатных частотах необходимость применения вентилятора кажется мне сомнительной. Более уместным был бы хороший пассивный радиатор. Примечательно, что в вентиляторе установлены синие светодиоды, так что эта жужжалка во время работы довольно симпатично светится. Память, конечно же, не охлаждается вообще. Набор выходов довольно стандартен: DVI, VGA и TV-out (S-Video).
Для разгона я пользовался программой ATITool 0.0.25(beta). В принципе, чем разгонять — личное дело каждого. Программ для оверклокинга видеокарточек из-под Windows много, и у каждой есть свои плюсы. В ATITool есть одна полезная возможность — после выставления нужных нам частот памяти и графического процессора можно запустить окошко, в котором вращается этакий волосатый кубик. Посмотрев на кубик, можно проверить, нет ли артефактов изображения, появляющихся при переразгоне, и уже после этого проводить более серьезные тесты.

РАЗГОН

Так как более всего меня волновал разгонный потенциал видеопамяти, первым делом я взялся за нее. Результаты меня удивили: память «завелась» на частоте 270 МГц. При этом ни в одном из тестовых и игровых приложений артефактов замечено не было. Еще немного, и частота памяти сравнялась бы с Radeon 9600Pro. И это для чипов с временем отклика 5 наносекунд! С другой стороны, уже давно замечены странности маркировки чипов Hynix. Одна из них — маркировка чипов, способных работать на частоте 250 МГц (4 нс), под чипы с номинальной частотой 200 МГц (5 нс). Похоже, все это маркетинговая политика, ведь 4 нс память тоже нужно продавать.


Графический процессор согласился стабильно работать на частоте 500 МГц, прирост составил 250МГц! И это уже на 100 МГц больше штатной частоты Radeon 9600Pro. Опытные оверклокеры знают, что серьезного разгона без вольтмоддинга не бывает. Побродив по форумам, я узнал, что вольтмод от Radeon 9600 подходит и для Radeon 9550.
Во всем остальном моя видеокарта абсолютно идентична Sapphire Radeon 9550, фотографии вольтмода которой я нашел.
Итак, подпаяв в нужное место резистор, я увеличил напряжение на видеопамяти со штатных 2,5 В до 2,65 В. Это подарило мне еще 20 МГц к частоте стабильной и безартефактной работы памяти. Дальнейшее увеличение напряжения никаких полезных изменений не приносило.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Перейдя к тестированию, посмотрим, как отразились на производительности все эти дополнительные мегагерцы. Тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации:
• процессор: AMD Sempron @1800MHz (9*200) (L2 256K), socket A(462);
• материнская плата: Epox 8RDA3+PRO (nVIDIA nForce2);
• оперативная память: Digma 2*256Mb Dual (DDR 400, 2-3-3-5, 1Т);
• жесткий диск: 80 Gb WD 800JB 7200 8Mb
• корпус: IN WIN S523, блок питания FSP 350GTF 350W;
• монитор: Samtron 78BDF (1024х768, 100Гц).
Результаты тестов:


Результаты

Думаю, комментарии излишни, и цифры говорят больше, чем слова.

ОХЛАЖДЕНИЕ

Получив столь неплохие результаты разгона, я был готов к повышенному нагреву компонентов и неспособности штатного охлаждения с ним справиться. Но тут меня ждал приятный сюрприз. Радиатор на GPU после часового прогона 3DMark 2003 на ощупь оставался таким же холодным, как и в начале теста.
Однако осталась еще видеопамять. Ведь 8 чипов вообще никак не охлаждаются. Но, несмотря на увеличение рабочей частоты памяти на 35% от номинала, чипы грелись относительно слабо. Примерно так же грелись чипы на моем старом Radeon 9000, работая в штатном режиме. Можно проверить, не перегревается ли память, и по-другому. Например, в тесте Mother Nature из комплекта 3DMark 2003 при частоте памяти моего Radeon 9550 в 272 (DDR 544) МГц появляются артефакты. Причем появляются как при запуске теста на «холодную» память, так и при запуске на «горячую». При частоте 270 (DDR 540) МГц, напротив, нигде артефактов замечено не было. Если бы же артефакты отсутствовали при запуске теста на «холодную» и появлялись после нескольких циклов теста, можно было бы говорить о перегреве памяти. Следовательно, насчет перегрева памяти тоже можно не волноваться.

TITAN TTC-D3T

В принципе, на этом этапе можно было бы и остановиться, если бы не одно но. Меня, как и большинство людей, которые используют компьютер не только для игр, когда оглушительные выстрелы и вопли умирающих монстров заглушают все остальное, раздражает шум компьютера. Несмотря на хорошую способность к охлаждению GPU, штатный кулер довольно громко выл. Вообще-то по-другому и быть не могло. Масса и площадь обдуваемой поверхности радиатора крайне малы, вентилятор также невелик, потому для создания достаточного воздушного потока ему приходится вращаться со скоростью примерно 5000 об/мин. Терпеть в моей практически бесшумной системе вой кулера видеокарты мне совсем не хотелось. Решение проблемы пришло как-то само собой. Просматривая в Сети обзоры кулеров для охлаждения GPU, я наткнулся на любопытную статью. В ней автор вдобавок к десятку кулеров для видеокарт, среди которых были 3 модели так любимого оверклокерами Zalman, добавил шутки ради простенький кулер для охлаждения микропроцессоров AMD Athlon 1000 МГц. Результат удивил даже автора — кулер для охлаждения AMD Athlon оставил позади всех, в том числе Zalman VF700Cu весом 270 граммов и ценой в $35!

Способ, которым автор крепил кулер к видеокарте, описан не был, но с этим проблем не возникло. Вдохновленный такими результатами, я достал свой старенький Titan TTC-D3T, доставшийся мне вместе с Athlon XP 1700+ (Palomino). Сняв с Radeon 9550 штатную жужжалку и попытавшись приложить Titan к ядру GPU, я заметил только одно препятствие для установки. Им был маленький конденсатор около одного из крепежных отверстий в текстолите платы. Далее все было делом техники. Единственный недостаток данной системы охлаждения — то что 2-3 слота PCI, расположенных по соседству с AGP, оказываются заблокированными. В моем случае этот недостаток собственно недостатком и не является, так как ни один из этих слотов в моей системе не используется — все, что нужно, интегрировано на материнской плате. Думаю, у большинства из вас ситуация та же. Если все же эти слоты для вас жизненно необходимы, то можно отпилить ребра сверху, тем самым уменьшив высоту радиатора. Конечно, в этом случае эффективность охлаждения снизится.

Установив видеокарту в компьютер, я, не подключая вентилятор, погрел ее часок зацикленным 3DMark 2003 в закрытом корпусе. Радиатор стал довольно горячим — на ощупь около 50°С. В принципе, можно было оставить карточку с таким пассивным охлаждением.


ПОДВЕДУ ИТОГИ

Sapphire Radeon 9550 128 bit — видеокарта с отличным разгонным потенциалом и весьма демократичной ценой. В результате простого разгона без каких-либо аппаратных изменений и дополнительного охлаждения ее производительность сравнялась с производительностью Radeon 9600Pro. После вольтмода карта вырывается в лидеры. Найдя же в продаже Radeon 9550 с полной схемой питания (с распаянной микросхемой управления питанием) и проделав вольтмод GPU, можно вывести эту видеокарту на уровень производительности Radeon 9600ХТ.

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают