Старички не сдаются: ATI Radeon 9200 Sapphire Atlantis 64мб VIVO.
реклама
В феврале 2004г., после 2-х годичного (!!!) сидения на бортовом S3 ProSavage я решил, что пора бы приобрести Настоящую Видеокарту. В дружественном магазине продавец огласил весь список имеющихся 3D-ускорителей. Перекинувшись с ним тремя фразами я сократил количество до 4-х наименований соответствующих моим финансовым возможностям.
Ключевым словом для меня стало магическое «Video-In», несмотря на то, что 128Мб версия без оного стоила дешевле. Так я стал обладателем ATI Radeon 9200 Sapphire Atlantis 64мб VIVO DVI ОЕМ в следующей комплектации:
● собственно сам девайс;
● диск с драйверами;
● разветвитель VIVO (S-Video и RCA);
● кабель RCA;
● кабель S-Video;
● гарантийный талон и пакетик;
Система исправно распознала видеокарту, драйвера встали без тех проблем, которыми меня пугали обладатели RADEON’ов. Однако через 2-3 дня DirectX поднял вопрос об отсутствии функции AGP-текстурирования у видеокарты. Проблема устранилась путем установки более свежих драйверов, после чего, по обновившимся «Свойствам системы», я получил подтверждение того, что карточку сделал некий Sapphire Tech. Переход на сайт производителя меня обнадежил – сайт выглядел вполне солидным, присутствовали необходимые загрузки, все говорило о серьезных намерениях Sapphire Tech. укрепиться на рынке. На сайте были немедленно скачаны обновленные драйвера, утилиты и логотип компании.
При доступной функции AGP-текстурирования, 3D-приложения начали работать чуть быстрее и как следствие, встала другая проблема - карточка стала перегреваться. Нагрев на радиаторе составлял до +70С, после чего видеокарта вешала компьютер. «Ладно, тесный mАТХ, пятна на солнце и все такое...» - говорил я, покупая вентилятор «Maxtron» на 5600об/мин. и советские шурупы. Установленный поверх радиатора он сбил температуру до +35+40С, после чего я забыл о перегреве и о гарантии.
Стандартный радиатор
Нестандартный кулер
Через некоторое время шум высокооборотистого дешевого вентилятора начать надоедать. Шило на мыло менять не хотелось, а вариант с «отмороженным» в холодильнике радиатором меня тоже не радовал. Наконец было решено снять радиатор вручную и установить медный радиатор совмещенный с вентилятором на 4600 об./мин. от «Gembird» с подсветкой. Благо наличие крепежных отверстий на текстолите видеокарты это сделать позволяло. Снимал радиатор 5-7 минут, при помощи 2-х рук относительной кривизны. Вентилятор и заведенный под радиатор термодатчик были подключены к приобретенной ранее системе термоконтроля AeroCool CoolWatch.
Повезло...
Новый радиатор и кулер
Включаем питание...
(кликните по картинке для увеличения)
и прогреваем компьютер
В результате я получил тихий вентилятор, хорошее охлаждение и красивую подсветку. На общем фоне карточка теперь смотрится неплохо.
Итак вот что собой представляет собой ядро R280 на словах:
●128-bit DDR память
●AGP 2x / 4x / 8x
●CHARISMA ENGINE™ II
●4 параллельных конвеера рендеринга, обрабатывающих до 1.1 миллиарда пикселей в секунду
●Трансформация, отсечение и освещение
●SMARTSHADER™
●Программируемые пиксельные и вершинные шейдеры
●Пиксельные шейдеры версии 1.4 предоставляют поддержку до 6 текстур за один проход
●Вершинные шейдеры версии 1.1 поддерживают до 128 инструкций
●Поддержка DirectX 8.1 и полный набор возможностей OpenGL
●SMOOTHVISION™
●HYPER Z™ II
●Z-компресиия без потерь
●Быстрая очистка Z-буфера уменьшает нагрузку на пропускную способность памяти на значение до 25%
●TRUFORM™
●VIDEO IMMERSION™ II
●Поддержка двух мониторов
●Архитектура сдвоенного кэша
●Суперскалярный рендеринг
●Однопроходное мультитекстурирование
●Полноцветный рендеринг
●Продвинутый геометрический движок
●Кэш текстур
●Билинейная/Трилинейная фильтрация
●Сглаживание линий и углов
●Полноэкранное сглаживание (FSAA)
●Композитинг текстур
●Декомпрессия текстур
●Поддержка отображения отраженного света
●Аксонометрическая коррекция отображения текстур
●Mip-Mapping
●Z-буферизация и двойная буферизация
●Системы отображения рельефности, Dot Product 3 и изменений среды
●Отображение сферической, двойной параболической и кубической среды
●Эффект тумана, освещение текстур, видеотекстуры, отражения, тени, источники света, движение и морфинг текстур
На слух звучит впечатляюще, не правда ли? Если бы мне такое при покупке рассказали, я бы еще две видеокарты купил.
А теперь сравним ее с другими видеокартами Radeon:
Radeon 9200 | Radeon 9200 | RADEON 9000 | RADEON 9000 PRO | RADEON 9100 | RADEON 8500 | |
---|---|---|---|---|---|---|
Ядро | R280 | R280 | RV250 | RV250 | RV200 | RV200 |
Техпроцесс | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Транзисторов (млн.) | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 |
Частота ядра (МГц) | 250 | 275 | 250 | 275 | 250 | 275 |
Частота памяти (МГц) | 200 (400) | 275 (500) | 200(400) | 275(550) | 200(400) | 275(500) |
Шина и тип памяти | 128bit | 128bit | 128bit | 128bit | 128bit | 128bit |
Пропускная способность (Гб/с) | 6,4 | 8,8 | 6,4 | 8,8 | 6,4 | 8,8 |
Пиксельные конвейры | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
TMU на конвейр | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Текстур за такт | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 |
Текстур за проход | 6 | 6 | 6 | 6 | 3 | 3 |
Вершинных конвейров | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Пиксельные шейдеры | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Вертексные шейдеры | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Fill Rate (Mpix/s) | 1000 | 1100 | 1000 | 1100 | 1000 | 1100 |
Fill Rate (Mtex/s) | 1000 | 1100 | 1000 | 1100 | 2000 | 2200 |
DirectX | 8.1 | 8.1 | 8.1 | 8.1 | 8.1 | 8.1 |
Антиализинг | SS - 6x (1024*768 ) | SS - 6x (1024*768 ) | SS - 6x (1024*768 ) | SS - 6x (1024*768 ) |
SS - 6x (1024*768 ) | SS - 6x (1024*768 ) |
Анизотропия | 16х | 16х | 16х | 16х | 16х | 16х |
Объем памяти | 64 / 128 / 256 MB | 64 / 128 / 256 MB | 64/128 MB | 64/128 MB | 64/128 MB | 64/128 MB |
Интерфейс | AGP 8x | AGP 8x | AGP 4x | AGP 4x | AGP 4x | AGP 4x |
RAMDAC (МГц) | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 | 400 |
И вот что мы имеем: RADEON 9200 - это не что иное, как RADEON 9000 с поддержкой AGP 8x. Рабочие частоты, возможности и т.д. идентичны параметрам карт серии RADEON 9000. Однако расширенная пропускная способность шины AGP может понадобиться только в те моменты, когда требуется передать огромное количество данных. Поэтому производительность в ныне существующих приложениях больше зависит все-таки от возможностей графического ядра, а не от пропускной способности шины AGP.
А если сравнить ее RADEON 9200 и с другими GPU одного класса:
Radeon 9200 | GeForce FX 5200 | GeForce4 MX440-8x | SiS Xabre 400 | |
---|---|---|---|---|
Ядро | R280 | NV34 | NV18 | Xabre 400 |
Техпроцесс | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,15 |
Транзисторов (млн.) | 36 | 48 | 25 | |
Частота ядра (МГц) | 250 | 250 | 275 | 250 |
Частота памяти (МГц) | 200 (400) | 200 | 260 | |
Шина и тип памяти | 128bit | 128bit | 128bit | 128bit |
Пропускная способность (Гб/с) | 6,4 | 6,4 | 8,32 | 8,0 |
Пиксельные конвейры | 4 | 4 (2) | 2 | 4 |
TMU на конвейр | 1 | 1 (2) | 2 | 2 |
Текстур за такт | 4 | 4 | 4 | 8 |
Текстур за проход | 6 | 16 | 2 | ? |
Вершинных конвейров | 2 | 1 | нет | нет |
Пиксельные шейдеры | 1,4 | 2.0+ | 0,5 (эмул.) | 1,3 |
Вертексные шейдеры | 1,1 | 2.0+ | 1,1 (эмул.) | 1,1 (эмул.) |
Fill Rate (Mpix/s) | 1000 | 1000(500) | 550 | 1000 |
Fill Rate (Mtex/s) | 1000 | 1000 | 1100 | 2000 |
DirectX | 8.1 | 9.0 | 7.1 | 8.1 |
Антиализинг | SS - 6x (1024*768 ) | МS - 4x (1024*768 ) | МS - 4x (1024*768 ) | SS - 4x (1024*768 ) |
Анизотропия | 16х | 8х | 2х | нет |
Объем памяти | 64 / 128 / 256 MB | 128 / 256 MB | 64/128 MB | 64/128 MB |
Интерфейс | AGP 8x | AGP 8x | AGP 4x | AGP 4x |
RAMDAC (МГц) | 2х400 | 2х350 | 400 | 375/135 |
Здесь ситуация следующая: RADEON 9200 наиболее полноценно поддерживает DirectX 8.1, тогда как GeForce FX 5200 совместим уже с DirectX 9.0 Но особо об этом беспокоиться не надо, так как благодаря своей "бюджетной" сущности FX 5200 не хватит мощности, чтобы запустить DirectX 9, что называется, "на полную катушку".
Предстартовый обзор.
●Внешний вид - разводка печатной платы производства Sapphire практически ничем не отличается от «эталонного» дизайна ATI , что уже обнадеживает. Производитель не стал изобретать велосипед и использовал качественный дизайн и тщательно спроектированную разводку известного бренда.
●Память - от Hynix (Hyndai) что тоже радует. Хотя количество чипов (8шт.) со скоростью 5нс. тут же сводит это на нет. Перспективы неважные –память уже работает на штатных для нее 200мГц и разгон остановится на слабом чипе.
Ширина шины памяти 128бит, что кстати легко можно вычислить по маркировке чипа без специальных утилит, умножив выделенное в примере значение на количество чипов памяти. Второе число - "4" (в моем случае это "5") - это скорость доступа памяти или задержка папяти в наносекундах, что соответсвует частоте 250(500)МГц.
●Охлаждение – медный радиатор совмещенный с вентилятором на 4600об/мин. Термоконтроль.
жаль, что это не моя память
Платформа | |
---|---|
Процессор | Sempron 2.0гГц |
Материнская плата | A7N8X-X |
ОЗУ | 3 x 256Мb Samsung DDR PC-3200 |
Винчестер | 2 x 160Gb Seagate Barracuda 7200 |
ОС | Windows XP Professional 2600 Retail |
БП | Gembird 500W |
Catalyst* | v04.10 Упаковка 8.06.2 |
DirectX | 9.0c |
Ati Tray Tools | 1.0.4.780 |
*Настройки драйверов производительность/качество не играют особой роли, поэтому их я не изменял.
Разгон.
Начиная с 316МГц по 320МГц, и с 325МГц по 332МГц наблюдались "частотные ямы". Также они появлялись на всем пути от стандартных 250Мгц и были длиной около 5-10МГц. Находясь в такой «яме», внешне разогнанные ядро и видеопамять, при запуске 3Д-приложения соскивали на стандартные частоты. Таким образом мне достались прмежуточные частоты до 315МГц, до 324МГц и начиная от 333МГц соответственно. На 333МГц пошли откровенные артефакты, так что остались устойчивые 324 МГц и гарантировано стабильные 315 МГц.
Память остановилась на 225 МГц. выше которого была частотная яма длиной около 7Мгц. после которой опять-таки появлялись артефакты.
Частота работы ядра | Частота работы памяти | 3D Mark01SE | Температура чипа | Температура памяти | Вентилятор |
---|---|---|---|---|---|
250 | 200 | 7435* | 41 | 58 | 2300 |
324 | 225 | 8474* | 42 | 62 | 2450 |
333 | 225 | 8515* | 43 | 62 | 2500 |
*3D Mark01SE - установки по умолчанию
А вот так разгон отразился на технических характеристиках карты:
Частота работы ядра | Частота работы памяти | Fill Rate (Mpix/s) | Fill Rate (Mtex/s) | Пропускная способность (Гб/с) |
---|---|---|---|---|
250 | 200 | 1000 | 1000 | 6,4 |
324 | 225 | 1296 | 1296 | 7,2 |
333* | 225 | 1332 | 1332 | 7,2 |
Таким образом, разгон ядра составил 30% и 13% видеопамяти. По скорости видеоядра видеокарта вышла на уровень модели 9200Pro. Радует, что RADEON оставляет гарантированную возможность более-менее опытным покупателям сэкономить деньги и в последствии поднять быстродействие до следующей модели этой линейки, что стало уже правилом. И все же 315-324Мгц уже явный предел для ядра R280 не только в моем случае. Видеоядро исчерпало свой потенциал по нескольким причинам: во-первых, в линейке отсутствуют более старшие модели, поэтому запаса мощности нет, во-вторых при изготовлении (см.сравнение с RADEON 9000) ядро позиционировалось для поддержки AGP8х и наконец, в третьих, ядро не ипользуется на других линейках видеокарт, как например, ядро R300 в RADEON9500 и RADEON9700.
Вольтмод ситуацию не спасет, равно как и установка охлаждающих радиаторов на память. Из-за частотной ямы, на следующей доступной частоте, память будет давать явные сбои, несмотря на охлаждение. Я думаю, что перестройка таймингов памяти здесь ни причем, т.к. ямы присутствуют и в диапазоне частот ядра. Причин и зависимости их появления в диапазоне обеих частот пока не нашел. Тестировать на игровых приложениях я даже не буду , скажу только на словах, что HL2 на средних настройках идет 50-60fps, а Far Cry на средне-средне-низких на 30-40.
Мультимедийные функции.
Видеокарта оборудована двойным интегрированным аналогово-цифровым преобразователем (DAC) мощностью 400 МГц по 10 бит на канал, интегрированным 165 МГц TMDS источником сигнала (DVI 1.0 совместимый) и интегрированным ATI Rage Theater Video (TV-выход/вход) с поддержкой разрешений вплоть до 1024x768. При помощи этого навесного оборудования можно произвести одновременное подключение двух мониторов с обеспечением частоты до 200мГц на каждом из мониторов. Также можно произвести видеозахват и видеовывод изображения в стандарте PAL_B, D, G, H, I, K, L и NTSC-М в потоках видеосигнала S-Video и композитного (RCA). Старый, добрый, проверенный временем чип предоставляет возможность использовать TV-вход/выход, воспроизводить MPEG-2 средствами видеокарты, и имеет источник сигнала DVI. Однако, все эти функции остаются невостребованными, так как GPU уже предоставляет эти возможности.
(кликните по картинке для увеличения)
Картинка на выходе карточки
Видеовывод изображения шел в режиме «Театр»: композитный (RCA) PAL-сигнал, видеозахват осуществлялся ТВ-тюнером AVerMedia 301. Геометрия правильная, есть небольшая потеря цветности по сравнению с оригиналом. Но при двойной перекодировке из цифрового в аналоговый и опять в цифровой, это простительно.
(кликните по картинке для увеличения)
Картинка на входе карточки
Видеосигнал на карточку подавался с другого ПК в режиме «Театр» при помощи RСА-кабеля. Опять-таки видны небольшие искажения из-за двойной перекодировки и смены разрешения. Источник видео – DVD 720х576. Кстати, я забыл зафиксировать оригинальное соотношение видео в 16:9, поэтому картинка растянулась на 4:3.
Автономный видеозахват типа «петля» не получился - видеоизображение дублировалось, но картинка в режиме «Театр» не шла, поэтому получить полноэкранный видеозахват не вышло. По-видимому, аппаратная часть карты неспособна обработать тройной сигнал – видеовывод на основной монитор, видовывод на вторичный (ТВ) в режиме обработки
первичного и одновременно захватить видео. Впрочем, этого и не требуется…
Видеозахват в режиме S-Video не тестировался.
Еще меня порадовала возможность «горячего» подключения телевизора или видеомагнитофона (что,как выяснилось позднее, всегда и не на всем можно делать). ПК можно загружать, просто подключив его к телевизору при помощи RCA-кабеля, при этом обыкновенный телевизор определяется как основной монитор.
Заключение :
RADEON 9200 - это не что иное RADEON 9000 с невостребованной поддержкой AGP8x, рядовая видеокарта для бюджетного пользователя, хорошая для своего времени. Отсутствие активного охлаждения имеет свои плюсы (в плане шума и энергопотребления) и минусы (перегрева в моем случае). Радует наличие мелочей вроде переключателя PAL/NTSC и DVI-разъема.
Любимые игры пока работают без особых проблем и тормозят в пределах нормы, а большинство новых пока еще «признают» эту видеокарту так что, честно говоря, сдавать своего «старика» пока еще жаль.
Video BIOS Information
Version 008.015.033.000
Part Number BK-ATI VER008.015.033.000
Date 2003/10/27 22:51
Display adapter Radeon 9200 (5961)
Core Name RV280
SubVendor Sapphire (P.C. Partner) (174B)
SubDevice 7C13
● При написании этой статьи ни одного Radeon’а не пострадало.
Ссылки по теме:
ATI Tray Tools - http://www.radeon2.ru/atitray/
Сайт Sapphire Tech. - http://www.sapphiretech.com/ru/support/drivers.php
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают