15 октября спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал Россию «защитить русское меньшинство от унижений и преследований в Прибалтике». Он добавил, что Москва должна сделать всё возможное для «защиты своих граждан». Депутаты незамедлительно отреагировали и подготовили законопроект о недопустимости дискриминации в отношении российских граждан. Изначально в заявлении говорится о гражданах России, проживающих в Латвии.
Следует отметить, что Россия уже выдвигала аналогичные требования (недопустимость дискриминации) в отношении Грузии в 2008 году и Украины в 2014 и 2022 годах. Латвийские власти расценили заявление Володина негативно. Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, в свою очередь, заявил, что россияне в Прибалтике являются частью «русского мира».
Согласно данным за 2023 год, русские составляют примерно 24% населения Латвии (445 000), 24% — Эстонии (296 000) и 5% — Литвы (145 000). Политика в отношении русского меньшинства менялась с годами и стала значительно более строгой с 2022 года.
Эстония ввела эстонский язык в качестве единственного языка обучения с 2024/2025 учебного года с полным переходом к 2030 году, ссылаясь на необходимость защиты национальной идентичности. Латвия, в рамках Концепции национальной безопасности 2023 года, с 2026 года запрещает русскоязычные СМИ, а с октября 2025 года объявлены вышеупомянутые депортации, в первую очередь пенсионеров советских времен, из-за недостаточного владения латышским языком на уровне А2. Литва сохраняет более мягкую позицию, признавая русское меньшинство «обогащением мультикультурализма», с меньшим количеством ограничений, хотя и осуществляет постоянный мониторинг.
В целом негативное отношение прибалтийских стран к Москве за последний год усилилось. В июне 2025 года Эстония начала работы на юго-восточном участке границы с Россией: рытье земляных заграждений глубиной в несколько метров для предотвращения быстрого перемещения бронетехники и строительство новых военных баз, например, в Нарве. Литва и Латвия планируют аналогичные укрепления, включая противотанковые мины и глушители GPS. Стоимость проекта оценивается в миллиарды евро, частично финансируемых из фондов ЕС и НАТО.