Про некоторые 'отстойные' фильмы 2
реклама
Красота по-американски. (Гоблин почти убедил, что правильно - Американская Красотка, но привычка берет своё, да и думаю я, что здесь всё равно имеет смысл какая-то игра слов, связанная именно с "американской мечтой" и образом жизни)
Это очень хороший фильм. Это фильм, который открыл для меня Кевина Спейси. Не могу сейчас вспомнить, что именно натолкнуло меня на просмотр, но как известно, ничего в этой жизни не случается просто так. Это кино можно в чем-то сравнить с Бойцовским клубом. Посмотрел я его уже после Клуба и даже после своей полосы отрешенности, вызванной им. Так что некоторые моменты мне показались в чем-то вторичными, и уже не столь актуальными. Это по сравнению и на первый взгляд. После того, как я потихоньку въехал в идею фильма, я понял, что он просто другой, хоть на первый взгляд и про тоже: отрицалово и кризис накопительного образа жизни, отказ от благ во имя внутренней свободы. Здесь показано всё очень тонко и очень лично, в отличии от того же Бойцовского Клуба, где всё же большая часть замысла уходит во внешние проявления. О чем Красота по-американски? Я думаю, что о некой ступени, пороге в жизни каждого человека в определенном возрасте, который он должен рано или поздно переступить. Хотя возможно, кто-то это порог даже не заметит, пойдет дальше, как ни в чем ни бывало. Герой фильма, жизнь которого удалась, по американским меркам, неожиданно осознает, что вообщем-то то, к чему он так стремился в этой жизни: хорошей, престижной должности, красивому дому, дружной семье - всё оказывается лишь внешней ширмой, фикцией, за которой ничего не стоит. То, что наполняло эти понятия и стремления двадцать лет назад, сегодня на поверку уже ничего не значат для него. Основная идея фильма схожа с Бойцовским Клубом, в обоих случаях герои начинают свой уход из повседневной реальности с конфликта с работодателем, знакомства с людьми из других слоев общества.. Но в Клубе герой очень быстро углубляется в свои психоделически-шизофреничные переживания, а здесь всё гораздо проще и жизненнее. Герою Спейси не нужно драться и взрывать банки для того, чтобы внутренне освободиться. Достаточно перейти со своей престижной должности в закусочную, покурить травы, накопленные непосильным трудом деньги потратить на дорогой спортивный автомобиль, о котором мечтал, но и не думал надеяться, потому что такая машина не к чему "хомячку" (с) Гоблин. Это только кажется, что это высосанная из пальца проблема - радикально изменить свою жизнь таким образом. На самом деле - это самое сложное. Чтобы драться, ума много не надо, да и нереально это. В Бойцовском Клубе это было показано утрированно и гротескно. Для тех, кто понимает метафоры. В Красоте по-американски же реализована идея всей сложности такого изменения, вся его абсурдность. Герой прекрасно понимает, что никто так просто не даст ему делать то, что он хочет. Само общество отторгает такую "белую ворону". И этот его протест - что-то вроде лебединой песни, перед концом. Он понимает, что ступил на скользкий путь, который не приведет его ни к чему хорошему, но ничего не поделаешь, герой уже пустился во все тяжкие. Вполне предсказуемый финал (о нем, кстати, говорится в начале фильма, но только это как-то не воспринимается) это только подтверждает. Кстати, один мой знакомый по переписке говорит, что в таком возрасте всё так и бывает. Кто-то справляется, загоняя кризис в себя, кто-то, как герой фильма - идет своим путем.
Параллельно основному смыслу повествования, идет линия так называемой "красоты". Увы, для меня это осталось за гранью, я толком не понял, о чем речь. Я ощущаю, что это - какой то символ, образ, но не могу уловить его значения. Каким-то образом здесь всё связано: и изменение героя, и красота запечатленного на видео целлофанового пакета, гонимого ветром, и игра слов в названии. Это здорово, что есть такие фильмы, которые позволяют включить фантазию, образное мышление и оставляют в памяти своеобразный след, о которых хочется вспоминать в моменты романтического настроения. И только попробуйте сказать мне, что это тупая нудятина без смысла . Укушу.
И теперь, наверно о самом неоднозначном фильме современности. Я говорю о Матрице. Писать о этом фильме, тем более в позитивном ключе, очень непросто, учитывая, сколько помоев в чистом виде и просто критики вылито на это фильм. Негативных отзывов я выслушал и прочитал огромное множество, не говоря уже просто о равнодушии и недоумении. Отчего так? Ведь когда вышла первая часть, все были довольны, всем нравилось. Интересная (хотя и довольно вторичная) идея, своеобразное техническое исполнение, мощный фетиш, да и вообще, общий стиль фильма привлекал многих. Окончание предполагало продолжение, и никто тогда не мог предположить, что авторы подложат такую свинью любителям "гламурненьких боевичков". А именно, превратили фильм в сборник притч, аллегорий, головоломок. То есть дали пищу для ума. Думаю, это и есть то, что так не понравилось "критикам".
Действительно, соглашусь, что первая и последующие части сильно различаются по содержанию и по духу. Помнится, летом 2003 года я попал, если не в премьеру, то в один из первых дней на сеанс Matrix. Reloaded. Впечатления после просмотра остались двойственные. Женщина, смотревшая со мной сразу отрезала - бред. Мне не показалось так категорично. Да, фильм без окончания производит не самое хорошее впечатление. Да, главные герои оказались не теми, кем они казались после первой Матрицы. Нио стал каким-то Гамлетом, постоянно в раздумьях, Морфеус - религиозный фанатик, свято верящий в избранность Нио. Рассматривать вторую часть в отрыве от третьей считаю неправильным. Но и посмотрев последнюю часть, суть фильма не прояснилась, а наоборот, приобрела вид законченной загадки. И теперь уже мнения разделились радикально: остались те, кому фильм (целиком) жутко понравился, и те, кто окончательно разочаровался. На мой взгляд, просто равнодушных не нашлось. Я, разумеется, в первой категории. И тогда, и сейчас, по прошествии времени, после осмысления, я считаю, что мир Матрицы (включая Animatrix и игру Enter the Matrix) - великолепен и идеален. Знаю, что моего мнения придерживаются многие люди, это ясно из форумов, где кипели страсти по Матрице. Какие только версии и гипотезы по поводу толкования фильма там ни приводились! Кому интересно, может поискать соответствующую ветку хотя бы на форуме Экслера. Даже если принимать во внимание мнение независимых критиков, нейтрально настроенных, о том, что Матрица - это просто красивый фантик, под которым ничего нет, остается непонятным, что же тогда нашли в ней столько людей? Массовый психоз? Мне думается, что авторам удалось создать такую форму, которая может принять любое содержание, какое только придет людям в голову. В этом и есть уникальность фильма, думаю, что те, кто разделяют мою любовь к Матрице, согласятся.
Сначала, когда оглядываешься после просмотра и пытаешься всё осмыслить, то первое, что приходит на ум, это явная параллель с библейским сюжетом. И Мессия - Нио, и пророк в виде Морфеуса, и завершение: смерть Мессии во имя всех. Например, в первой части есть интересный момент, когда Нио первый раз видит Морфеуса и говорит, что знакомство с ним - это честь для него. На что Морфеус отвечает, что наоборот, это честь для него. И после этого, дает Нио второе рождение, в реальном мире. На мой взгляд, эта сцена - прямой отсыл к эпизоду крещения Иисуса Иоанном Крестителем. Там был похожий диалог о том, кто от кого должен принять крещение. В Матрице, возрождение в реальном мире и есть крещение. И таких моментов, в фильме немало, сам я не столько сильно знаю библейский сюжет, чтобы синхронизировать с ним Матрицу, но ушлые в этом вопросе камрады нашли массу аналогий. Изучающие другие философии и религии в один голос заявляли, что сюжет Матрицы пересекается именно с их учениями. Здесь и дзен, и восточная мистика, хари-кришна и даже культ Говинды. Программисты и сисадмины открывали глаза на подозрительное сходство Матрицы с операционными системами и вообще, компьютерной реальностью. Как это всё понимать? В Матрице столько скрытых смыслов, перекрещиваний и головоломок, что хватит на сотни диссертаций и дипломных работ. Я помню, кто-то на форуме сказал, что не иначе, авторам Матрицы идею фильма внушили инопланетяне, просто невозможно двум людям придумать такой сюжет, дающий настолько широкое поле для исследований и фантазий. Я вообщем, согласен с таким мнением . Действительно, при вроде бы ясной и законченной фабуле фильма, он оставляет простор для толкования: за какую ниточку не потяни, обязательно найдется скрытый смысл. В самом сюжете есть столько посылов и загадок, что просто грех не пытаться их объяснить. Например вопрос, кто такой Меровинджиан (француз). По его словам, он пережил несколько предшественников Нио, то есть он существует с древних времен, возможно с истоков самого мира Машин. Тогда почему он не в Городе Зеро? Почему в Матрице? Возможно, он изгнанник? И сама система не пытается ликвидировать его. Может это падший ангел? Эту гипотезу подтверждает момент, когда в третьей части Сераф говорит Смиту, что уже побеждал его в отдаленном прошлом. Как такое может быть? Ведь раньше Смит был единицей системы, а Сераф - это телохранитель Пифии. Как может быть, что они сражались? Но есть намек,. что Сераф был не всегда таким, что когда-то он был в команде Меровинджинана. Тоже одним их мятежных программ (ангелов), которые были изгнаны из Города Зеро. Тогда это объясняет, почему Серафу удавалось побеждать Смита, агента безопасности Системы. Ведь программа, участвующая в мятеже, наверняка была сильнее простой программы антивируса. Потом отчего-то Сераф перешел на сторону Системы, став тем, кем мы его видели в фильме. Что же касается Меровинджиана, то видимо, он был слишком силен, чтобы Бог Машин мог его уничтожить, и у них произошло что-то вроде сделки: француз получает некоторую власть над Матрицей, в обмен на согласие не лезть в дела Машин.
Это просто мои фантазии, которые приходили в голову в моменты толкования Матрицы на форумах. И таких зацепок, потянув за которые, можно раскопать перекрещивающиеся сюжетные линии, масса. Эти делает фильм столь богатым на домыслы и подоплеки. Каждый, кому интересно включать голову, найдет лично для себя какой-то смысл, разгадку. Этот фильм войдет в классику кино, поверьте мне. Как только отойдет это поколение, видевшее Матрицу в премьерный показ, когда следующее поколение откроет для себя её, как мое поколение открывало Бегущий по лезвию бритвы и Бразилию, так фильму будет дана другая оценка. Не раньше, чем этот фильм перестанут оценивать по спецэффектам и называть киберпанком. Говорят, нет пророков в своем отечестве. И это так. Для своего времени все гениальные вещи казались чем-то чуждым. Например, есть такая книга, Моби Дик, или Белый Кит, американского писателя Германа Меллвила. Он был весьма популярен, писал бестселлеры и вдруг выдал такую концептуальную вещь, которую в то время просто никто не оценил. Вроде речь в книге идет о китобойном промысле, а как оказалось, она вся буквально пропитана аллегориями на тему христианства, да и вообще человеческих ценностей. Звание одной из самых величайших книг американской литературы Моби Дик получил спустя долгое время, уже после смерти автора.
Думаю, с Матрицей похожая ситуация, потомки её оценят. Это действительно шедевр. Никто не убедит меня в обратном.
Читайте в следущем выпуске продолжение заметки, о фильме Знаки и американском кинематографе вообще.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают