Огненное Лезвие - Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade
реклама
В то время продукция ATI была представлена, в основном, линейкой Radeon 9200/9600/9800, и мой выбор пал на середину линейки, точнее, на «верхнюю середину» - 9600XT. Выбрать видеокарту на основе Radeon 9600XT было делом далеко не простым! Вариантов было очень много, и, перелопатив тонны обзоров и тестов, а также руководствуясь личными смутными симпатиями, я ткнул пальцем в продукт от Sapphire.
После этого вышли уже Radeon X300/600/800/850, вот и карты линейки X1000 уже вовсю лежат на наших прилавках… Но видеокарты на основе Radeon 9600 разных модификаций, однако, по-прежнему продаются, причем, понятное дело, цены на них заметно упали. Насколько актуальны видеокарты на основе Radeon 9600XT сейчас? Это я и попытаюсь выяснить в этом маленьком обзоре. Сразу замечу, что все нижесказанное – исключительно личное мнение автора, не претендующее на истину в какой-либо инстанции.
Как я говорил, мой выбор пал на продукцию Sapphire. Полное название карты – Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade. Мне карта досталась в варианте lite retail, в небольшой коробочке с изображением традиционного для Sapphire серого человечка. В коробке, кроме самой видеокарты, обнаружились:
- Диск с драйверами Catalyst 4.1
- Кабель S-Video
- Кабель RCA
- Переходник S-Video – RCA
- Переходник DVI – D-Sub
- Талон на бесплатную Half-Life 2
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Штатный кулер в виде маленькой алюминиевой мисочки со злобным моторчиком внутри впоследствии был заменен на полученный благодаря Overclockers.ru «продвинутый» кулер Glacial NorthPole-1000, поэтому далее мы будем рассматривать именно этот тандем.
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Карта выполнена на черном текстолите. 128 мегабайт памяти представлены восемью микросхемами, расположенными с обеих сторон платы. Синенькие радиаторы на микросхемах памяти – Zalman, наклеены позже. К сожалению, снять их без риска оторвать микросхемы не представляется возможным, поэтому о памяти могу сказать только то, что произведена она Samsung. В оригинальном варианте память не охлаждалась ничем.
Для тех, кто хочет поставить кулер NorthPole на видеокарту класса 9600XT, замечу, что при установке могут возникнуть проблемы. Так, мне пришлось слегка подпилить снизу угол центрального радиатора, чтобы он не конфликтовал с одним из многочисленных танталовых кубиков (если смотреть по фото – левый нижний угол).
На плате также разведен, но не распаян, дополнительный стабилизатор внешнего питания (предполагается разъем питания типа флоппи). Также на плате имеется посадочное место под большую многоножечную микросхему – очевидно, ATI Rage Theater, обеспечивающую функции VIVO, но моя видеокарта за отсутствием чипа VIVO не поддерживает.
Подключение к мониторам и телевизорам осуществляется через разъемы D-Sub, DVI и S-Video. При подключении через D-Sub претензий к качеству картинки нет вплоть до 1600*1200 (дальше уже трудно оценить, монитор не позволяет), но попытка подключить аналоговый монитор к DVI посредством комплектного переходника показала совсем другие результаты – качество изображения упало настолько сильно, что невозможно смотреть.
Что ж, попробуем карту протестировать.
Мой компьютер, на котором я и производил тестирование, имеет следующую конфигурацию:
- Процессор: AMD Athlon XP 2800+ 1883 MHz @ 2500 MHz
- Материнская плата: Abit NF7-S rev.2
- Память: A-Data 512 + 512 MB PC3200 CL2
- Жесткий диск: Samsung SP1614C 160 GB SATA
Тестирование проводилось под управлением Windows XP Professional SP2 и драйверов Catalyst 5.13.
Я умышленно отказался от тестирования в тяжелых и сверхтяжелых режимах. Ясно, что на этом поле играют другие игроки, и не стоит пытаться прыгнуть выше головы. Вот какие результаты показал мой Sapphire в различных версиях 3DMark:
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Если с режимом 1024*768 все ясно (это дефолтные установки), то выбор других двух тестовых режимов, я думаю, стоит пояснить. «Улучшайзеры» - анизотропная фильтрация и сглаживание - делают изображение более приятным и естественным, но заметно нагружают видеокарту. С другой стороны, изображение можно также визуально улучшить, просто увеличив разрешение. Поэтому я и выбрал два теста, использующие оба подхода, чтобы выяснить, какой метод оптимальнее для видеокарт класса 9600XT. Результаты, как видно из таблиц, оказались неоднозначные, поэтому единого рецепта рекомендовать нельзя. Хотя, визуально картинка была приятнее при использовании меньшего разрешения, но с AA и AF.
Однако, «попугаи» - это сухие цифры, поэтому перейдем к играм. В игровых тестах я начал с тех режимов, в которых играл сам, постепенно переходя к более тяжелым.
Для тестов в Doom 3 использовалось демо ixbt1 (Alpha Labs), скачанное с iXbt.com, а для тестирования в Half-Life 2 очень удобной оказалась небольшая программка с большим названием HardwareOC Half-Life-2 Benchmark v1.5. Эта программка предлагает тесты в следующих картах: Anticitizen, Highway, Canals-9 и Canals-12. Поскольку результаты в разных картах очень различаются из-за разной сложности сцен, то в итоговый график попало средне-арифметическое значение.
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
При попытке выставить в Doom 3 разрешение 1280*1024 с AA и AF тест система намертво зависала, но, поскольку предполагаемый результат все равно был бы ниже всякого разумного предела играбельности, то особого огорчения этот факт не вызвал.
Как видно, тесты в очередной раз подтвердили, что Half-Life 2 гораздо благосклоннее к видеокартам ATI в целом и к Radeon 9600XT в частности, нежели Doom 3. А так же, что гораздо важнее – в целом на Radeon 9600XT вполне можно комфортно играть (предвижу здесь вал возмущенных возгласов и предложения «выпить йаду», но понятие «играть с комфортом» у всех разное), если не ставить перед собой целью играть в высоких и тяжелых режимах. К сожалению, других игр у меня нет, но, по моемы субъективному мнению, возникшему на основании знакомства с демо-версиями FarCry, F.E.A.R., Quake 4, в эти игры также вполне можно играть на 9600XT.
Разумеется, учитывая специфику сайта Overclockers.ru, да и просто руководствуясь здоровым любопытством, было бы странным не попытаться выяснить, есть ли у видеокарты Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade какие-либо «внутренние резервы».
Но, прежде, чем начать разгонную сессию, следует обратить внимание на один бонус, предлагаемый фирмой Sapphire. Словом Fireblade Sapphire обозначает то, что карта уже немного ускорена по сравнению со «стандартными» видеокартами Radeon 9600XT. Так, частота ядра увеличена со стандартных 500 до 527 МГц, а частота памяти – с 600 до 650 МГц. Над частотой памяти пользователь не властен, а разгон графического ядра можно включать/выключать через специальную функцию Overdrive, доступную через Catalyst Control Panel или Catalyst Control Center (чтобы получить доступ к функции в ССС, необходимо переключить вид со Standard на Advanced). Правда, с частотой ядра в режиме Overdrive не все понятно – система показывает частоту 527 МГц, хотя наклейка на коробке утверждает, что должно быть 532 МГц.
Для разгона я воспользовался утилитой ATITool 0.25 beta 11, которая понравилась мне тем, что умеет находить максимальные частоты автоматически (впрочем, не факт, что все будет на этих частотах нормально работать). Кстати, разгонная утилита оказалась совершенно несовместимой с включенным Overdrive, и относится это не только к ATITool, но и к RivaTuner, которую я также опробовал для проверки этого явления.
Считать или не считать Overdrive оверклокингом? После некоторых раздумий я решил, что, скорее нет, чем да. Ну, а, поскольку все первичные тесты проводились при включенном Overdrive, именно частоты 527/650 стали отправной точкой для сравнения.
После некоторых проб и ошибок выяснилось, что ядро нормально функционирует при 565 МГц, выше уже постепенно могут появляться проблемы, при частоте 570 МГц система иногда намертво «вешалась» во время тестов.
А вот память отказалась работать на частотах выше 700 МГц. Нет, тесты проходили, но при этом на экране появлялись самые разнообразные забавные артефакты, типа невероятных иглообразных усов у дракона в 3DMark05 или плывущих по воде забавных цветных квадратов в 3DMark03. Эти бенчмарки оказались самые капризные к частоте памяти.
Итог: прирост по частоте ядра составил 7,2 %, а по памяти – 7,7 %. Что ж, мой Sapphire Atlantis 9600XT не установил рекордов по разгону. Но посмотрим, как разгон отразиться на результатах тестов. Набор тестов – тот же самый.
(кликните по картинке для увеличения)
Как видим, прирост результатов варьируется от 2,3 % до 7,9 %, в среднем – 5,9 %.
Вряд ли разгон Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade ограничен нагревом микросхем. Радиатор NorthPole на ощупь чуть теплый, как и радиаторы на микросхемах памяти, да и со старым, комплектным кулером, разгон был примерно тот же. Даже под самыми тяжелыми нагрузками монитор температуры показывает температуру ядра не больше 40С, но, на мой взгляд, эти показатели занижены, даже если принять во внимание, что чип 9600XT далеко не самый горячий.
Итак, наш обзор постепенно движется к финалу (вздохи облегчения в рядах самых стойких читателей , но перед финалом мне хотелось бы обратить еще вот на что. Не одним только разгоном, однако, можно повысить производительность видеокарты. Это можно сделать еще, например, подборкой оптимального драйвера и тонкой настройкой BIOS материнской платы, точнее, параметров, касающихся шины AGP.
За прошедший год ATI выпустила ни много ни мало 13 версий драйверов Catalyst, и одна версия уже появилась в новом году. Но все ли они одинаково полезны для Radeon 9600XT? Логично предположить, что новые драйвера оптимизируются, прежде всего, под новейшие видеокарты, дабы максимально реализовать их потенциал. Но достигается ли тот же эффект для видеокарт предыдущих поколений? Ответ на этот вопрос даст последний тест, показывающий влияние драйверов на результаты все тех же 3DMark’ов.
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Поскольку версия 6.1 появилась уже после написания основной части статьи, то результаты, полученные с этой версией, попали только в данный раздел. На мой взгляд, новая версия не отличается от предыдущих абсолютно ничем, кроме номера.
Графики говорят сами за себя – медленное, но верное прибавление в самом современном 3DMark05, и такое же неуклонное снижение в устаревшем 3DMark2001. Однако, осмелюсь предположить, что дело здесь все-таки не в потере интереса производителя к устаревающим видеокартам (иначе картина была бы примерно сходная для всех трех тестов), а к устаревшим технологиям, ведь те же «попугаи-2001» были ориентированы на DirectX 8.1. Так что, если Вы играете в игры предыдущих поколений, не всегда стоит гнаться за самыми свежими версиями драйверов.
В BIOS же меня привлекли два пункта: частота шины AGP (в моей плате можно изменять от 66 до 99 МГц) и AGP Aperture Size, т.е., объем системной памяти, которую видеокарта может аннексировать в случае нехватки памяти локальной. На моей материнской плате ABIT NF7-S этот параметр может принимать значения 32, 64, 128, 256 и 512 МБ (все предыдущие тесты проводились при Aperture Size 256 МБ).
Эксперимент по повышению частоты шины оказался неинтересным: разница в результатах между стандартными 66 МГц и 77 МГц была на уровне погрешности измерения, а при 88 МГц компьютер упорно зависал во время тестов.
Изменение же AGP Aperture Size дало следующее:
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
(кликните по картинке для увеличения)
Как видим, никакой закономерности, и распространенное мнение, что оптимальное значение для этого параметра – половина от объема видеопамяти (то есть, для моей видеокарты – 64 МБ), в данном случае не нашло подтверждения.
Итак, пора расставить точки над Ё.
Насколько хороша видеокарта Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade на фоне своих сестер?
На мой взгляд, карта показала себя в целом неплохо. Продукт добротно сделан, за полтора года эксплуатации не было отмечено ни одного глюка или «странности». Разгон, увы, не достиг заоблачных высот, но это не значит, что таковы все видеокарты этой модели – может, кому-то повезло (или повезет) больше.
Бонус под названием «Overdrive» будет, безусловно, в чем-то полезен тем, кто об оверклокинге не хочет слышать принципиально, но для оверклокера эта функция бесполезна.
Вопрос другой: насколько вообще сейчас нужны видеокарты класса 9600XT?
С моей глубоко личной точки зрения, место под солнцем для Radeon 9600XT пока есть. И, как ни странно, связано это с неотвратимым наступлением шины PCI-Express. Парк AGP компьютеров неуклонно сокращается, и тем, у кого сейчас компьютер с шиной AGP, все равно придется перейти на платформу PCI-E через год-другой, чтобы не отстать безнадежно в гонке за мегагерцами, FLOPSами, «попугаями» и эфпээсами. О да, есть еще семейство Radeon 9800, есть модификации X800/850 для AGP, не говоря уж о продукции не менее уважаемой фирмы nVidia… Но стоимость всех этих решений заметно выше, чем у старого доброго Radeon 9600XT. Стоит ли покупать новую, дорогую, видеокарту на переходный период?
Это каждый решает сам. Возможности и потребности отдельно взятых индивидуумов очень различны, для кого-то такая карта – по-прежнему предел мечтаний, для других видеокарта – это значит Radeon X1800 или GeForce 7800, никак не меньше. На мой взгляд, Radeon 9600XT пока еще вполне жизнеспособен именно как недорогое решение для AGP, а Sapphire Atlantis 9600XT Fireblade – вполне достойный представитель этого славного семейства.
Новая версия 3DMark вышла совершенно неожиданно для меня – я не видел никаких предварительных анонсов. Тем не менее, отказать себе в удовольствие прогнать новый тест я не мог. Не скажу, что результат меня обрадовал, но и не особо огорчил. Никто ведь и не ждал от Radeon 9600XT чудес, правда?
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают