Экстремализм или Топим жабу в студеной воде
реклама
В последнее время я стал плохо спать и с раздражением поглядывать на свой старый компьютер. А все из-за ЖАБЫ зависти к тем, кто в конфе хвастается своими новыми видеокартами, как они выбивают попугаев во всяких марках и ФПС в играх, а у меня видишь ли попугаи слабо плодятся. Видеокарта стоит у меня Sapphire Radeon 9800SE 256bit - покупалась она благодаря открытию сайтом www.Overclockers.ru метода разблокировки конвейеров. Сэкономил я на этом 2 года назад немало бабок, чем премного благодарен этому сайту. Но скоро и воздушный разгон перестал удовлетворять возросшим аппетитам новых игр. Тогда я начал мечтать об апгрейде, т.к. пропустил уже не одно поколение процессоров и видеокарт. Посчитал сколько это денег потребует и подумал, что на носу очередная смена процессоров и сокетов(всякие Conroe и AM2), видеокарты новые и перспективные на подходе(GF7900 и X1900), затем опять прозябать в отстающих. Нет уж, я не дам себя обмануть! Мы старые разгонщики (еще ММХ включали у первых пеньков) и пока до осени разгоним старое железо, да так, что молодое железо заржавеет! Хватит нюни распускать, будем экстремализмом заниматься! Я не террорист, но жабу замочу в прямом смысле этого слова!
Сначала определимся с тем, что имеем.
Конфигурация железа:
Материнская плата: EPoX-8К3АР (кт333);
Процессор: ATHLON XP 1700+@2200(200х11);
Память: 2 x 512Mb PC3200 2-3-5-3, 2.9v, (HYNIX);
Видеокарта: Sapphire ATI Radeon 9800 SE 380/600 256bit;
Жесткий диск: 60.0Gb Barracuda ATA IV 7200rpm;
Привод: DVD±R/RW & CD-RW NEC ND-3540A;
Корпус: NoName + блок питания 300W (Power Master FA-5-1);
Термопаста: КПТ-8;
Система охлаждения: водоблоки на процессор, видеокарту, чипсет от Gector, радиатор от ВАЗ-2108 и аквариумная помпа LifeTech на 600л/час;
Конфигурация софта:
Windows XP Pro SP2. Все лишние сервисы были отключены. Система настроена на максимальное быстродействие. Версия видеодрайвера CATALYST 5.30.
Конфигурация инструментов на скриншоте:
Это еще не все, что понадобилось в процессе работы
Сейчас определимся, чего хочет наша ЖАБА зависти. Она хотела бы разогнать наш Sapphire 9800SE на дизайне 9700PRO
Гадкий утенок, который станет лебедем
и выйти на уровень GeForce6600GT, и доказать, что все новое – это хорошо забытое старое. Родной кулер был заменен после покупки на процессорный и благополучно где-то утерян. Рассмотрим подробнее параметры сегодняшних соперников.
Ключевые характеристики |
Radeon 9800se | GeForce 6600GT | Сравнение 9800SE vs 6600GT |
---|---|---|---|
Рабочие частоты, MHz (чип/память) Объем памяти, Mb Ширина шины Число пиксельных конвейеров Число вершинных конвейеров Поддержка версии Pixel Shaders Поддержка версии Vertex Shaders Поддержка версии DirectX |
380/600
128Mb 256bit 8 4 2.0 2.0 9.0 |
500/900
128Mb 128bit 8 3 3.0 3.0 9.0c |
-
= + = + - - - |
Плюсов и минусов почти поровну. Т.е. ,если поднимем частоты до уровня GF6600GT, есть шанс достигнуть его производительности.
Сначала проверим чип(а вдруг повезло?).
Чип не порадовал, мог бы прикинуться R360
После созерцания себя в зеркальной поверхности чипа, снимем рамку с чипа. Вдруг она заговорена ATI против разгона:
Рамка разгону не товарищ
Потом произведем разлочку заблокированных конвейеров. Я решил сделать это аппаратно, т.к. новые драйвера выходят часто. А программную разлочку долго ждать, и затем еще бодаться с защитой Windows от замены файлов. Вообщем, капнем токопроводящий клей на нужное место.
По русской привычке все делаем на соплях
Теперь приступим к манипуляциям с БИОСом. Вот все в одном скрине.
(кликните по картинке для увеличения)
Модификация SE в PRO
1.С помощью ATIWinFlash сохраняем БИОС на рабочий стол из-под WinXP.
2.Загружаем его в Rabit и меняем DeviceID, SubSystemID с 4148 на 4E48.
3.Делаем средствами WinXP загрузочную дискету MS-DOS
4.Кидаем туда еще файлы Flashrom и самопальные BAT-файлы.
5.Перегружаемся с дискеты, набираем NEW и жмем ENTER.
6.При необходимости восстановления БИОСа, при перезагрузке набираем OLD и ENTER.
Все необходимые программы есть в файловом архиве любимого http://WWW.OVERCLOCKERS.RU
Водоблоки прибыли ко мне только к тестированию. До этого стоял алюминиевый кулер TITAN от SocketA, а память парилась голенькой. Чтобы добиться экстремального разгона, одного водяного охлаждения мало, сделаем вольтмоды Vgpu, Vmem, Vddq
Резисторы - боги разгона
Кулер TITAN я распилил под установку на память.
Чтобы достичь максимального разгона, я решил сделать своеобразный «ватерчиллер». Заморозил 10 пакетов с водой в морозильнике, охладил воду в ведре в холодильнике. Вода в 0 градусов по Цельсию к испытаниям готова. Системный блок находился вдобавок перед открытым окном и во время тестирования(ночь) температура воздуха была около 5 градусов Цельсия. Надо добавить, что, в итоге, 10 пакетов и одной ночи не хватило для проведения тестов. Три ночи практически не спал. Одну ночь спал всего 1 час, на следующий день чувствовал себя как с похмелья. На работе смотрели на меня с интересом - слава богу, начальство не заметило. Общий вид системы:
Вот этими трубками будем душит жабу
Сначала я разогнал чип. Он имел первоначальное напряжение в 1,7в. При Vgpu в 2,3v он сознался, что может работать на частоте 522Мгц. Дальнейшее повышение напряжения приводило к артефактам. С памятью пришлось сложнее, поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее. Рассмотрим сами чипы памяти:
Чипы памяти Hynix - достойный противник
Согласно информации с сайта производителя http://www.hynix.com/datasheet/eng/dram/details/dram_04_HY5DU283222AF. Память 2,8нс, что соответствует примерно 714Мгц работы. Скачав с этой страницы даташит в виде PDF-файла, можно узнать много интересного. Например, максимальное Vmem и Vddq рекомендуются соответственно 2,8в и 2,8в. Из других обзоров, коих немерянно на любимом сайте, для Hynix не советуют повышать Vmem>3.1В, что я и сделал, а с Vddq советуют не баловаться, здесь увеличил с 2,74в до 2,8в. Это дало, наряду с обдувом 2 вентиляторов 763Мгц на памяти – маловато.
Два вентиля принесены в жертву видеопамяти
Покопавшись в даташите я обнаружил тайминги для памяти.
"Секретные" тайминги
Теперь ясно, какие тайминги нам необходимо выставить с помощью ATI Tray Tools.
Кстати, родные тайминги памяти видеокарты соответствовали даташиту. Я нагло выставил сразу тайминги для памяти 2нс. К сожалению, ATI Tray Tools называет некоторые тайминги не как в даташите, их пришлось выставлять экспериментально. Есть в даташите таблица и других таймингов. С помощью новых таймингов покорилась частота в 796Мгц!
(кликните по картинке для увеличения)
Накачиваем мускулы
Результаты других видеокарт я брал здесь http://www.ixbt.comvideo20205i-video-software.shtml.txt. Там нет результатов теста 3DMark2003, поэтому результаты для сравнения взяты из других статей.
3DMark2001SE рассматривать не будем – с наших высот разгона неприлично разбрасываться на всякое старье. Поэтому рассмотрим сразу 3DMark2003:
3DMark03
Ага! Похоже мы наступили жабе на лапку, причем так от души. Практически равны по производительности разогнанный Sapphire Radeon 9800SE c GF6600GT! Отставание составляет всего от 0,7 до 1,6%. Кстати, интересно, чем больше разрешение, тем ближе наш герой к конкуренту. Здесь сказывается, надо думать, более широкая шина памяти(один плюс в характеристиках видеокарты Sapphire сработал!) и большая частота чипа(ну это я сработал). Про исходную видеокарту и вспоминать не хочется, потому что проигрыш примерно в 2 раза.
Теперь наступим на другую лапку – рассматриваем 3DMark2005:
3DMark05
Здесь наблюдаем ту же тенденцию. Считанных процентов не хватает, восстанавливающему уважение к себе Sapphire Radeon 9800SE 522/796/8конв, до производительности GF6600GT. Опять же в более тяжелом разрешении 1280х1024 процент отставания в 3,6% меньше процента отставания 1,8% в разрешении 1024х768. То есть шина памяти и, возможно, высокая частота ядра экстремального Sapphire опять делает свое черное дело. Можно заметить, что относительный разрыв в 3DMark2005 между двумя лидерами вырос (с 0,7-1,6% до 1,8-3,5%) картами. Может быть, это вызвано какими-либо архитектурными улучшениями GF6600GT по сравнению с предыдущим поколением видеокарт, к которому относится Radeon 9800SE, либо сам тест насыщеннее использует новейшие возможности DirectX 9.0. Что же касается стандартного Radeon 9800SE, то в соревновании тяжеловесов он выглядит явно лишним: опять почти двухкратное отставание. Жаль, что нельзя увеличить разгоном объем памяти, т.к. на режим 1600х1200 в 3DMark2005 требует 256мб памяти.
Начнем с Half-life2:
Half-Life 2
Явно моему земноводному не по душе водица в ноль градусов по Цельсию. Наш чемпион разрывает такие карты, как Geforce6800LE, GeForce6600 и, естественно, своего брата Radeon 9800 XT и самого себя не разогнанного. К Geforce 6600GT подошел наш Sapphire Radeon 9800 SE 522/796/8 конв на расстояние вытянутого локтя. В максимальных настройках качества игры вполне комфортно получится играть в режиме 1280х1024, т.е. в родном режиме для жидкокристаллических мониторов в 17-19''. Опять же, чем выше режим, тем ближе мы к лидеру теста.
Теперь поговорим о грустном – о тесте DOOM3:
DOOM 3
Это сравнение не совсем честно, потому что DOOM3 изначально затачивался не под карты ATI. Но и в этом случае разогнанная карта Sapphire Radeon 9800SE обгоняет GeForce 6600(ну эта карта занимает почетное первое место с конца) и держится поблизости от GeForce 6600GT. В тесте неожиданно совершает рывок GeForce 6800LE - DOOM3 явно предпочитает высокую полосу пропускания памяти. К тому же он имеет на один вершинный конвейер больше, чем GF6600GT. Не разогнанные версии Radeon 9800, как обычно, располагаются за разогнанным Radeon 9800 SE.
Следующим подопытным будет игра Тоmb Raider: The Angel of Darkness:
TRAoD
Зависть практически исчезла, ведь мы опять на уровне GeForce6600GT. Разница всего 1-3 кадра, что на практике незаметно. В лидерах теста Radeon X800 Pro. В списке неуспевающих, как всегда, по убыванию результатов Radeon 9800 XT, GeForce 6600LE, GeForce 6600, Radeon 9800SE 378/600/4 конв. Жаба уже стала маленьким головастиком.
Последний игровой тест – FarCry:
FARCRY
Вот мы и добились своего! Окончательно затянули шланг с водой на шее нашей жабы зависти. Здесь наш Sapphire второй, уступив только Radeon X800Pro. Все остальные оказались повержены. GF6600GT отстает на 1,2-6,7%. Похоже, у Radeona эффективнее работает полноэкранное сглаживание. Все-таки я в шоке – на максимальных настройках качества и максимальном сглаживании 42 кадра в секунду! Не удержусь и приведу скриншот с красотами FARCRY при разрешении 1280х1024:
(кликните по картинке для увеличения)
Наслаждаемся результатами
Чип Radeon 9800, конечно, мог бы успешно соперничать с серией Geforce6, если повысить его частотный потенциал переводом на более тонкий техпроцесс. Но не хватает ему поддержки пиксельных шейдеров версии 3.0. Также новые игры в будущем потребуют памяти не менее 256Мб. В целом разгоном я доволен, отставание от GF6600GT в среднем по всем тестам 6,2%, что в работе незаметно. Конечно, сейчас GF6600GT имеет стандартные частоты ядро\память в 500мгц\1000мгц. Ну думаю, сильно это расклад не изменит. Разгон изменил Sapphire 9800SE до неузнаваемости - прирост практически в 2 раза. Теперь я знаю точно, что разгон видеокарт, даже важнее(и сложнее) разгона процессора. До осени точно продержусь и буду комфортно играть в любимые игры!
Лирический PS.
Спасибо Сапфир любимая!
И Оверклокерс.ру благодарю,
Что скромно нахожусь в строю,
Великих гонщиков железа!
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают