Особенности 9800pro от Sapphire.
Карта попала ко мне не из магазина, так что фоток коробки и комплектации не будет. Да и саму карту я перед переделкой не сфоткал: нечем было. Фотка с одного железного сайта.


Собснно...сабж
А вот что думает о ней Everest Ultimate:

Только Everest U видит в этой карте R360
Остаётся только добавить, что PCB – reference 9800pro, а память – Hynix 2.5ns.
Стартровала карта успешно, но как только дело дошло до тестов, отовсюду полезли артефакты, а 3Dmark’03 вообще насмерть зависал. Вспомнив что nForce3 имеет привычку фризить, отключил Fast Writes – не помогло. Начал вспоминать советы с Radeon2.ru, где многие проблемы с 9600 решались переключением AGP с 8х на 4х, переключил на 4х – как к бабушке сводили: всё пошло, поехало и полетело, без фризов и артефактов.
Итак, в штатном режиме стабильности добились, можно начинать разгонять.
Через полчаса поиска максимальных частот в ATTITool она разогналась до стабильных 440/370. Грелась она при этом кошмарно. Уже после одного прогона 3Dmark’03 стало понятно, что кулер надо менять. Покупать всякие там «Залманы» за 1000 рублей – это не дело, нам бы что попроще. Поход по друзьям принёс свои плоды в виде GlacialTech Igloo 2410.

Результат похода по друзьям
Целиком он на карту не помещался: кондёры мешали, пришлось радиатор несколько сократить с помощью ножовки по металлу.

(кликните по картинке для увеличения)
Урезанный радиатор
Проблема рамки на чипе была решена протачиванием канавок на подошве кулера. Во избежание прогибания платы, кулер был прикручен длинными болтами через фиксирующую планку, правда, болтов я не нашёл, пришлось нарезать резьбу на гвоздях.

(кликните по картинке для увеличения)
Планка
Вентилятор (в комплекте его не было) пришлось купить отдельно: попался “Uncle Lyao” 60х60х12, 12V. На память были наклеены радиаторы из комплекта Titan CUV2, оставшиеся от замены чипсетного кулера на материнке.
Так, с охлаждением – порядок, ищем пределы ядра и памяти. Стабильный прирост составил: 50MHz – по ядру, и 20(40ddr) – по памяти, то есть 490 / 390.

ATITool_Over1
При этом радиатор нагрелся (на ощупь) градусов до 40 – 45 С. Правда, шум от этого кулера – хоть святых вон выноси, ну, ничего – потерпим, сейчас главное – разгон.
Если температура далека от максимальной, а рост частоты прекратился, чего не хватает карте? Правильно – питания, надеюсь вольтмод улучшит положение дел.
Порывшись в Сети, я нашёл несколько вольтмодов на эту карту, но все они в принципе были одинаковы, так что можно сказать что я сделал так: http://www.modlabs.net/index.php?location=articles&url=vmod9800, только Vref и Vddq не делал, оставлю это крутым и (или) богатым Оверам.
Может быть это и лишнее, но на всякий пожарный напомню, что перед пайкой переменник выкручивается на максимальное сопротивление, а паяльник отключается от сети.
Сперва делался вольтмод ядра: переменником на 10кОм было выставлено напряжение 1.8V, при котором разгон ядра достиг 510 МГц. При этом радиатор на мосфетах разогрелся так, что палец держать было больно, не спасал даже 80мм вентиль на обдув карты, поэтому, до смены охлаждения на мосфетах вольтаж на ядре больше не поднимался.

(кликните по картинке для увеличения)
GPU_Vmod
Зато поднимался на памяти: с помощью переменника на 20 кОм вольтаж поднялся со штатных 2.87V до 3.00V , дальше нельзя, память Hynix не прощает таких издевательств. В итоге память заработала без артефактов на частоте 400 МГц.

Mem_V

(кликните по картинке для увеличения)
Mem_Vmod
Но у нас в запасе есть ещё одно тайное оружие пролетариата – модификация таймингов.

В скобках – исходные значения.
WR latency : 1.0 (1.5)
CAS latency : 4 (4)
CMD latency : 0.0 (0.0)
STR latency : 1.5 (1.0)
TRCDRD,RAS to CAS read : 6 (5)
TRCDWR,RAS to CAS write : 3 (3)
TRP ,Row precharge : 6 (5)
TRAS ,Row active : 11 (10)
TRRD ,Row active to row active command : 4 (3)
TR2W ,Read to write turnaround : 7 (7)
TWR ,Write recovery : 4 (3)
TW2R ,Write to read turnaround : 2 (2)
TW2R ,Write to read turnaround/same bnk : 4 (3)
TR2R ,Read to read turnaround : 2 (2)
Такое послабление позволило выиграть ещё 5 мегагерц безартефачной работы памяти.
Вернёмся к ядру. Как я ни корячился, радиатор с мосфетов снять так и не удалось: от постоянно высокой температуры терможвачка высохла и превратилась в камень. Применение идиотско-новаторских методов охлаждения тоже ничего не дало. Ну, будь что будет, выставляю 1.88V…

GPU_V
Гоним дальше: 520…. 525…. Всё, мохнатый куб стал жёлтым, хватит пожалуй, пора и за тесты браться.
Вот тут-то и начинается самое интересное. Тесты на дефолтах и средних частотах пройдены, начинаю гонять на экстремальных частотах, и что я вижу…. С повышением частоты производительность…. снижается! Похоже это называется "переразгон". Я испробовал кучу комбинаций частот, вольтажа и таймингов, и самой стабильной и производительной оказалась: 510/400, ядро – 1.8V, память – 2.98V, родные тайминги. Но через некоторое время и на этой комбинации производительность начала падать, а экран в 3D начал подёргиваться. Ну всё, думаю, угрел карточку. Выключаю тачку, снимаю все вольтмоды, загружаюсь в ожидании худшего. Как ни странно, карта заработала на частотах 510/400 со штатными таймингами и без всяких вольтмодов! Именно в этом режиме и были пройдены тесты. Вот сижу теперь ломаю голову над таким странным поведением карты.
Ну, а теперь,собснно то для чего мы все здесь собрались – резалты.
Тестовый конфиг:
Железо:
CPU - AMD Athlon 64 3200+ Venice E6 2000 MHz (10 x 200)
Cooler - Termaltake Silent Boost + кпт8
M/B - DFI LANParty UT nF3 Ultra-D (bios 711)
RAM - 2x512 DDR433 Kingmax (400MHz 2.5-3-3-7 1T dual)
PSU - PowerMan IW P430J2-0
HDD - WD1600JS
Floston 80x80x25 Fan
Так как цель была – тест видеокарты, ничего кроме неё не разгонялось.
Кузов находится на покраске, поэтому система была собрана на открытом стенде, то есть на столе.

Конфиг
Софт:
Windows 2000 Professional Service Pack 3
DirectX 9c (февраль 2006)
Catalyst 5.13
ATITool 0.25b 13
Fraps 2.6.4
3DMark 2001se (default)
3DMark 2003 (default)
3DMark 2005 (default)
Half-Life 2 1024x768 макс. детализация
Far Cry (patch 1.2) 1024x768 макс. детализация
Quake 4 1024x768 "high" детализация
В винде была отключена часть совершенно ненужных (мне) служб, отключены эффекты и анимация. Никаких настроек драйвера я не делал – это чтобы честно было: я же не WR ставлю, а только выясняю возможности карты.
В играх, за неимением демок, использовалась такая методика: один и тот-же уровень (охватывающий большинство возможностей движка) прогонялся три раза по одному маршруту, и из трёх средних показаний FPS вычислялся финальный результат. То-же относится и к Маркам.

Synth_test
Всё бы хорошо, но немного озадачивает чуднОе поведение 1-го Марка.

Games
А здесь всё ясно и понятно: хорошей игре – хороший FPS!
И на последок – парочка личных рекордов.

Вообще-то я выбивал 3440, но скрина нет.

3DMark01se_490_390
Вывод:
В итоге оказалось, что половина того что я делал не имела смысла. Вернее смысл был в том, чтобы выяснить что это было бессмысленно. Если карта сделана хорошо – она разгонится, а уж что для этого надо сделать – не всегда определяется с помощью гайдов и советов с форумов, надо и самому покопаться.
Я считаю что мне попался хороший экземпляр, и главная заслуга в этом – безусловно заслуга Sapphire. Именно такими продуктами компании завоёвывают своё имя, главное – держать его , потом, на уровне.
Ладно, пойду я «Чистильщика» проходить. Увидимся.

Благодарности:
Петровичу – за переменники и ценные советы.
Thrash’у – за сотрудничество.
VIR215 – за К750i (в качестве фотоаппарата)
PlatON'у - за Igloo 2410
Всем, кто умудрился досюда дочитать – за внимание.
Топать ногами и плеваться здесь https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=2576809#2576809
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают