Космические проекты конкурентов SpaceX - китайская программа, индийские и украинские проекты
реклама
В прошлый раз я рассказал о космической стратегии американской частной компании – SpaceX, возглавляемой великим Илоном Маском. Настал черед остальных. И надо сказать, даже в США конкуренция в космическом секторе очень напряжённая.
реклама
На кону стоят триллионы долларов. Во-первых, это очень солидные государственные контракты, финансирование которых носит долгосрочный характер, а это означает, что каждый год можно получать сотни миллионов долларов. Во-вторых — это возможность выполнения частных заказов по доставке на орбиту коммерческих спутников, и в-третьих – это космический туризм.
Один билет на околоземную орбиту, полет, куда занимает менее часа, стоит от 250 тысяч долларов, так что, нагрузив в челнок с десяток пассажиров можно рассчитывать на миллион долларов прибыли.
реклама
Одним из основных конкурентов Илона Маска является владелец компании Blue Origin - Джефф Безос, а по совместительству ещё и владелец всемирно известной компании Amazon.
Blue Origin была зарегистрирована Джеффом Безосом в сентябре 2000-го года. С того времени и началась космическая программа главного миллиардера нашей планеты.
В марте 2017 Blue Origin получила первую прибыль от своего первого клиента, которым стал французский спутниковый телевизионный оператор Eutelsat. Blue Origin согласно контракту должна была в течение пяти лет доставить один из спутников этой компании на орбиту при помощи своей ракеты-носителя New Glenn. Затем был подписан второй контракт, на пять пусков ракеты New Glenn со спутниками для компании из Великобритании - OneWeb.
реклама
В 2019 году Blue Origin вошла в список компаний, отобранных НАСА для разработки и производства прототипов космических аппаратов для высадки на Луну, в рамках новой американской лунной программы - «Артемида». Но SpaceX в августе этого года предложил NASA гораздо более выгодные условия для сотрудничества. Маск предложил за свои услуги $2,9 миллиарда, тогда как Безос запросил почти вдвое больше - $5,99 миллиарда.
Но не едиными грузовыми полетами на орбиту можно зарабатывать миллиарды. Глава Amazon, миллиардер Джефф Безос и ещё три члена экипажа совершили первый туристический суборбитальный полёт на корабле New Shepard. Пуск состоялся с собственной площадки Blue Origin в Техасе 20 августа этого года.
Полет, билет на который стоит от 350 тысяч долларов длился всего 10 минут. Вместе с Джеффом Безосом на на борту New Shepard присутствовали его брат Марк Безос, 82-летняя лётчица Уолли Фанк (самая престарелая астронавтика на это время) и 18-летний студент Оливер Дэемен (самый молодой астронавт, билет которому достался от его отца миллиардера). В результате квартет успел побывать несколько минут в невесомости и увидеть Землю по ту сторону иллюминатора.
реклама
Чтобы получить звание «астронавт» нужно лишь подняться на высоту 100 км над уровнем земли. Во время полета корабль покорил высоту в 107 км. Во время разгона ракета развила максимальную скорость в 3595 км/ч.
Через несколько минут капсула вернулась на Землю и приземлилась благодаря парашютной системе, а сама многоразовая ракета-ускоритель благополучно сама приземлилась на платформе и снова готова к повторному запуску. Сам же миллиардер – Джефф Безос похвастался, что Blue Origin продала билеты в космос почти на $100 млн.
Еще одной космической частной американской компанией, летающей в космос, является Virgin Galactic, которой владеет 70-ти летний миллиардер Ричард Брэнсон. Брэнсон первее Безоса слетал на околоземную орбиту на своём корабле - VSS Unity.
Но сам космический аппарат Virgin Galactic и подход к его выводу на орбиту в корне отличается от технологий, использующихся в Blue Origin и SpaceX. Если в последних используются классические ракеты на жидком топливе, то корабль VSS Unity Virgin Galactic стартует с самолёта-носителя непосредственно в воздухе и отправится в ближайший космос.
У такого решения есть ряд минусов: во-первых — это медленный набор высоты и ощущения, что ты летишь в самолете, а не ракете. Во-вторых – это такое же малое время нахождения в невесомости, и в в-третьих, высота полета, которая гораздо ниже, чем у конкурентов. Но есть один плюс – это стоимость билета, она равняется 250 тысячам долларов США.
Места в следующих кораблях Virgin Galactic уже забронировали 600 человек, что суммарно составляет сумму 150 миллионов долларов.
Пока один развлекаются, в Китае к вопросу покорения космоса подходят на полном серьезе. Китайские источники сообщают, что была успешна завершена постройка первого прототипа будущей ракеты-носителя «Чанчжэн-9» сверхтяжёлого класса для полета на Марс и возврата обратно. Эта ракета также в состоянии доставить первых людей на Луну и при необходимости вернуть их обратно.
Сама же «Чанчжэн-9», с мощными двигателями YF-220, должна быть построена до 2030 года, чтобы успеть к совместному строительству с нашей страной лунной станции к 2035 году.
На данный момент времени, самая мощная китайская ракета «Чанчжэн-5» может вывести на околоземную орбиту до 25 тонн полезной нагрузки. Перспективная «Чанчжэн-9» сможет доставлять на околоземную орбиту уже до 150 тонн.
Китай также планирует новые миссии на Марс и полёт к Юпитеру. Еще в планах у ком. партии Китая построить огромный космический корабль прямо на орбите Земли для межпланетных путешествий. И это вполне реальные программы, ресурсов у Китая хватит.
И в завершении немного о неудачах. Не всегда ракеты успешно стартуют и доставляют свои грузы. Буквально пару дней назад неудача постигла Украинско-американскую компанию Firefly Aerospace, которой сейчас владеет Максим Поляков. Третьего сентября трагично закончился тестовый запуск сверхлёгкой кислородно-керосиновой ракеты Alpha с площадки военно-воздушной базы Ванденберг в Калифорнии.
29-метровая ракета успешно стартовала и начала набирать высоту, но на третьей минуте полёта возникла внештатная ситуация, в результате которой ракету пришлой уничтожить, чтобы обломки в последующем не упали на жилые массивы. Но работа над данной ракетой продолжится.
Alpha способна выводить на низкую околоземную орбиту до 1 тонны полезного груза и до 630 кг груза — на солнечно-синхронную орбиту. Стоимость пуска такой ракеты оценивается в $15 млн. Также компания Максима Полякова ведет разработку космического корабля и лунного модуля, который планируется доставить на поверхность Луны уже в 2023 году, если ничто не нарушит данные планы.
Индия, как космическая держава, также ведет свою космическую программу и имеет ряд успешных запусков своих космических аппаратов. Но 12 августа неудача постигла индийскую ракету-носитель с названием GSLV-F10. GSLV-F10 должна была вывести на орбиту спутник EOS-03 для наблюдений и зондированием Земли.
Это первая неудача этой ракеты, которая прервала серию из 14 успешных запусков. Ракета-носитель «GSLV» первой ревизии имела криогенную третью ступень российского производства - кислородно-водородный блок «12КРБ». Во втором поколении ракеты, третья ступень имеет идентичную ступень индийского производства. После устранения причин, через некоторое время пуски продолжатся.
Как видите, тема покорения ближайших планет и колонизация очень акутальны по 2-й половине 20-х годов 21 века, и как знать, возможно, уже в середине 30-х годов Луна и Марс будут обитаемы.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила