Как куфия стала палестинским символом
В последнее время без куфии – этого квадратного платка на шее или голове протестующих за права палестинцев, не проходит ни одно публичное выступление и демонстрация, формирующие палестинскую идентичность.
реклама
С 1960-х и 1970-х годов, периода, отмеченного войной во Вьетнаме (1955-1975 гг.), а затем борьбой против апартеида в Южной Африке (1952-1991 гг.), одежда стала особенно активно использоваться в знак протеста против войн, колониализма и империализма. Сегодня, когда произошло кровопролитное обострение отношений между ХАМАС и Израилем и на фоне жестокого ответа Тель-Авива в отношении палестинского народа, куфия особенно оказалась в центре внимания. Не только в мусульманском мире, но и на Западе все больше людей носят этот платок, особенно во время демонстраций в поддержку палестинского народа.
Куфия, этот черно-белый платок в клетку, - это гораздо больше, чем просто украшение. Но прежде чем принять это международное измерение, куфия, которую часто надевают самым длинным концом ткани на правое плечо, все отчетливее становится символом прав палестинцев. Символ, который сформировался в испытаниях и исторических моментах в регионе мира, который, к сожалению, снова выходит на передний план.
Таинственное происхождение
реклама
Происхождение этого квадрата ткани площадью один квадратный метр не совсем ясно. И на то есть веская причина: научные исследования не рассматривали этот вопрос до тех пор, пока он не приобрел нынешнюю символичность.
По мнению некоторых, появление куфии восходит к шумерским временам (с четвертого по второе тысячелетие до нашей эры), в Месопотамии, на территории современного Ирака. Живя среди болот, шумеры и вавилоняне, как полагают, создавали головные уборы, украшенные черно-белым рисунком, напоминающим рыболовные сети. Затем этот товар попал в нынешнюю Палестину благодаря торговцам.
По мнению других, этот хлопковый платок появился в седьмом веке во время битвы между персидскими и арабскими войсками недалеко от Куфы, города к югу от Багдада (Ирак). Тогда арабы использовали веревки из верблюжьей шерсти, чтобы удерживать свои головные уборы во время битвы, а также, чтобы по этому головному убору (как по воинской одежде сегодня) определять местонахождение своих товарищей и избегать попадания в кого-либо из своих. Отсюда многие видят корень названия этого платка в названии города, недалеко от которого происходили эти военные действия. Таким образом, «куфия» означает «относящийся к Куфе» – но опять же, не все согласны с этим.
Но это не единственная загадка, связанная с таким платком. Также неясно, что означают эти маленькие черные строчки, которые хорошо видны на белом куске хлопка. Для некоторых они напоминают рыболовные сети. Но другие видят в этом изображение пшеничных колосьев Иерихона (Западный берег Иордана), одного из первых известных городов, где они были выращены. Или же соединение между собой оливковых листьев, как дань уважения этому очень важному дереву в жизни палестинцев.
реклама
Так что, по поводу рисунка и происхождения этого платка, а также по поводу корня слова «куфия» споры остаются открытыми. Но в отношении населения, принявшего его, нет никаких сомнений. В Палестине куфию традиционно носят феллахи, крестьяне, а также бедуины. Полезный для защиты от солнечных лучей летом и холода зимой, куфия также обеспечивает отличную воздухопроницаемость благодаря воздушным карманам, создаваемым складками ткани.
Символ борьбы
Чтобы превратиться из традиционного головного убора крестьян и бедуинов Аравийского полуострова в политический и патриотический символ Палестины, потребовалось немало потрясений.
Первый произошел в 1936 году, во время Великого арабского восстания (1936-1939 гг.) против британских оккупантов. После падения Османской империи (1908 г.) и Первой мировой войны (1914 г.) некоторые из территорий на Ближнем Востоке фактически перешли под британское правление. В 20-х и 30-х годах прошлого столетия Британия инициировала крупномасштабную еврейскую иммиграцию евреев в Палестину, что привело к росту арабского национализма в Палестине. В 1936 году палестинские националисты восстали, и тогда многие решили надеть куфии, чтобы скрыть свою личность и, таким образом, избежать ареста, но также и как символ своей борьбы. Затем они отказываются от фески, головного турецкого убора, широко распространенного во времена Османской империи. Это сало настоящим поворотным моментом в палестинской культуре.
реклама
С тех пор символическая сила куфии только усилилась, сыграв роль в коллективной идентичности палестинцев. Куфия превратилась в культурный маркер, к которому они привязались, особенно в тех испытаниях, через которые они прошли. Во время Накбы, то есть насильственного изгнания 700 000 палестинцев во время провозглашения Государства Израиль в 1948 году, куфия уже стала использоваться в качестве эмблемы.
Дополнительными эпизодами этой истории популяризации указанного культового предмета одежды во всем мире стало появление федаинов (бойцов палестинских партизанских отрядов) и выступление Ясира Арафата перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1974 году – будущий президент Палестинской автономии никогда не выходил на улицу без своего куфии. Арафат вешал длинный конец куфии только на правое плечо, придав ему форму треугольника, чтобы он напоминал очертания территории, на которую претендует Палестина. Такой способ ношения куфии стал символом не только Арафата как личности и политического лидера. Благодаря Ясиру Арафату, палестинская куфия обрела ещё одно очень популярное название: "Арафатка".
Во времена первой интифады носить куфию в Израиле было смертельно опасно, за это в прямом смысле могли убить людей ходящих в куфиях просто так.
Палестинские куфии снова вернулись в повсеместный обиход во время интифады Аль-Аксы (2000-2005 гг.). В те времена помимо участников Сопротивления куфию носили даже независимые международные арабские журналисты, проявляя солидарность к палестинцам.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила