Как следует из последних сообщений турецких СМИ, Анкара активно работает над реализацией своего реактивного истребителя-невидимки 5-го поколения KAAN. Согласно недавнему заявлению генерального директора Turkish Aerospace Industries (TAI) Темель Котила, компания планирует поставить не менее 20 самолетов пятого поколения KAAN к 2028 году в турецкую армию.
Выступая еще в 2024 году перед местным изданием Turkiye Newspaper, Котиль заявил: “Этот самолет лучше, чем американский F-35, который несет шесть тонн боеприпасов, а KAAN - 10 тонн. У него два двигателя по сравнению с единственным двигателем F-35. Наличие двух двигателей означает больше энергии и наличие радаров, освещающих большее расстояние. В 2028 году мы поставим 20 самолетов KAAN. В период с 2030 по 2033 год мы поставим еще больше, и турецкий флот будет насчитывать сотни самолетов KAAN”.
Как известно, Турция ранее входила в консорциум F-35 Joint Strike Fighter consortium и участвовала в разработке компонентов для этого американского самолета-невидимки пятого поколения. Однако в 2019 году она была исключена из программы после покупки российской системы ПВО С-400. Этот шаг Вашингтона тогда привел в ярость президента Турции Реджепа Эрдогана, который затем санкционировал разработку собственного самолета пятого поколения, чтобы восполнить ключевой пробел в потенциале своих ВВС. В 2024 году появились сообщения о том, что США в очередной раз пытались убедить Турцию отказаться от российской системы ПВО С-400 и перейти на поставку F-35. Однако с появлением KAAN турецкая администрация, как утверждается, прекратила эти переговоры. Вместо этого она обратилась к США за компенсацией.
После целенаправленной работы по проектированию и разработке своего самолета в течение нескольких лет, турецкий вариант истребителя-невидимки 5-го поколения, получивший сначала обозначение FX-1, который теперь известен как KAAN, совершил свой первый полет в январе 2024 года. Это позволило Турции стать одной из немногих стран, самостоятельно разрабатывающих самолеты пятого поколения, в отличие от большинства стран НАТО, которые купили F-35 Lightning II у США.
Этот ультрасовременный реактивный самолет оснащен новейшей технологией «стелс», он обладает передовой авионикой, превосходной маневренностью и надежной интеграцией систем вооружения, что позволяет ему выполнять широкий спектр боевых задач — от завоевания превосходства в воздухе до нанесения высокоточных ударов. В качестве средств поражения воздушных целей KAAN будет приспособлен для использования турецкой ракеты Bozdoğan, усовершенствованной ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9X (ASRAAM), MBDA Meteor и MICA, усовершенствованной ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 компании Raytheon (AMRAAM) и отечественной ракеты Gökdoğan.
Также турецкие СМИ указывают, что KAAN в основном будет использовать малогабаритные высокоточные боеприпасы (PGM), такие как новый крылатый боеприпас Aselsan Tolun, управляемый с помощью INS/GPS с радиусом действия 60 миль.
В будущем KAAN будет играть ключевую роль в управлении передовыми беспилотными летательными аппаратами, такими как ANKA III и ŞIMŞEK, что еще больше укрепит аэрокосмический потенциал Турции и стратегическое сдерживание.
Однако одним из наиболее существенных достижений KAAN является его собственное производство. Благодаря таким важнейшим компонентам, как планер, авионика и программное обеспечение, разработанным в Турции, проект подчеркивает стремление страны снизить зависимость от иностранных производителей в сфере обороны.
KAAN будет оснащен передовым комплексом датчиков, включая носовой радар MURAD AESA собственной разработки турецкой оборонной компании ASELSAN. Радар AESA обеспечивает автоматическое распознавание целей, сопровождение нескольких целей, картографирование местности, ограничение цели с помощью искусственного интеллекта, возможности радиоэлектронной борьбы и улучшенное наведение ракет. KAAN также будет оснащен специальной инфракрасной системой поиска и слежения, размещенной перед кабиной пилота, и многоцелевой электронно-оптической системой наведения на цель под носовой частью фюзеляжа.
Что еще более важно, Турция производит свои собственные реактивные двигатели TF6000 и TF10000, отчасти из-за явного ожидания, что Вашингтон, учитывая сложные американо-турецкие отношения, может наложить вето на поставку F110 для KAAN. Подчеркнув необходимость того, чтобы национальный боевой самолет KAAN был на 100% отечественным, генеральный директор Turkish Aerospace Industries Темель Котил сказал: «Мы также производим двигатель, мы должны это сделать. Надеемся, что к 2028-2029 годам мы будем летать на KAAN с нашим двигателем. В такой важной технологии мы не можем зависеть от какой-либо другой страны».
В налаживании производства истребителей KAAN компания Turkish Aerospace Industries сотрудничает с субподрядчиком — британской BAE Systems, что еще больше ускорило реализацию проекта. Двадцать четыре из 30 подсистем были поставлены отечественными поставщиками.
KAAN заменит устаревающий парк истребителей Турции, состоящий из более чем 200 истребителей F-16, и станет основой будущих боевых возможностей турецких ВВС. Также планируется в последующем поставлять этот самолет на экспорт в дружественные страны. Указанная информация была, по сообщениям турецких СМИ, весьма болезненно воспринята в Вашингтоне как предвестник обострения конкурентной борьбы между турецким KAAN и американским F-35, так как это может повлиять на внешнюю политику США и продажи F-35.