Лыжная прогулка, отчет №4
реклама
(Остановочный пункт (ст.) «Звенигород» Белорусского направления Московской железной дороги – ст. «Дюдьково» Московской кольцевой железной дороги)
На ст. Звенигород прибыли в 11.53 (по расписанию электропоезд отправляется от Белорусского вокзала в 10.33).
Мы сели в электричку на платформе «Беговая» в 10.38.
По дороге, идущей вдоль железнодорожных путей, двинулись на восток. Дойдя до ворот какой-то базы (там, как водится, обитают собаки – их отвлек какой-то человек в валенках, которого они хорошо знали, но в принципе, можно встать на лыжи у станции и обойти это все безобразие полями…), по тропке мы перешли пути и встали на лыжи на окраине раскинувшегося перед нами поля. Справа виднелись многоэтажные дома пристанционного поселка. 750м 2б*
Далее шли на лыжах по тропе, которая пересекает поле и подходит к очень крутому спуску к маленькой речушке Нахавне. По высоким берегам речки взбираются вековые ели, так что место это довольно симпатичное, несмотря на то, что на другом берегу, на взгорье раскинулась деревня Клопово. 600м 4б
Снимаем лыжи, спускаемся вниз, надеваем лыжи (кто-то выше, кто-то ниже…) 100м 2б
Деревню обходили справа, сначала по тропе, потом по следу снегохода. Когда близость домов окончательно надоела, перебрались через небольшой овражек и пошли тем же курсом, вдоль Клопово, по близлежащему полю. Впереди видны были автодорога и коттеджный поселок и чтобы войти наконец в лес, нам пришлось пройти немного по дороге влево. 800м 2б
Напротив главной улицы Клопова обнаружился след снегохода, идущий вглубь леса, и мы воспользовались им. Выяснилось, что след идет вокруг коттеджей, но потом встретилась развилка и мы смогли углубиться в лес… Недолго мы пользовались торным путем – попетляв метров 200 в нужном нам направлении, он развернулся на 180 градусов… метров 800 3б
…и дальше мы пошли через лес по целине. В таких условиях ориентироваться точно конечно невозможно. По крайней мере, старались двигаться приблизительно в направлении норд-вест-вест… метров 600 2б (здесь и далее расстояния очень приблизительные, потому что привязать наш маршрут к карте точно оказалось совершенно невозможно)
Наконец мы вышли снова на след снегохода, который был проложен перпендикулярно нужному нам направлению. Здесь мы устроили привал, а потом двинулись по следу на север. Красивый лес был прорежен по пути симпатичными полянками. След вел нас вдоль какого-то оврага (поначалу понижения местности, обещавшего превратиться в овраг севернее), невидимого нам за стеной елей, в одном месте пересек другой небольшой овражек и привел в результате к небольшому шоссе. метров 500 4б
Слева, метрах в 50 шоссе пересекало уже довольно глубокий овраг, мы же пересекли дорогу и двинулись в том же направлении, что и раньше, но на сей раз по вполне приличной лыжне. Однако вышли мы впоследствии не совсем в удачном месте – перед нами широко раскинулся Посад. Это часть города Звенигорода, расположенная на южном берегу Москвы-реки, в излучине, и представляющая собой огромную деревню. Возможно, мы смогли бы выйти к реке, миновав «городской» массив, если бы свернули на лыжню, которую мы увидели вскоре после пересечения шоссе – она ответвлялась налево, в сторону оврага… около 1100м 4б
По выходу из леса мы свернули влево и по лыжне подошли к Посаду (Саввино-Сторожевский монастырь виден был на северо-западе, а правее его – еще какая-то церковь). Поначалу пришлось пробираться огородами, потом выбрались на дорогу и сняли лыжи. 800м 2б
Итак, мы вынуждены были довольно долго идти пешком по городу О том, что это город, говорили только таблички с названиями улиц и очень уж прямолинейная планировка. Встретили магазин… 900м 2б (Звенигород все-таки!)
Лыжи мы надели на берегу реки. Здесь к нам пришло осознание того, что поездка удалась – солнце заливало светом окрестные поля, под нами расстилалась заснеженная речная долина, а напротив, на высоком холме красовался Саввино-Сторожевский монастырь… Удовольствие доставила крутая и высокая, но простая в плане техники спуска, горка. Мы скатились к реке, перешли ее (стоял 10-градусный мороз и о том, каково состояние льда на реке в более теплую погоду, сказать ничего не могу) и лыжня привела нас к шоссе, пролегающему под стенами монастыря. За дорогой мы стали подниматься к южной угловой башне (левой, если смотреть от дороги) по целинному снегу, покрывающему склоны монастырского холма. Вид оттуда открылся замечательный и мы устроили импровизированный пикник. 900м 5б
Двое участников поездки отправились осматривать достопримечательности… Саввино-Сторожевский монастырь невелик по площади и внутри его крепких стен очень уютно. Памятники зодчества, расположенные на территории монастыря, приятно радуют глаз разнообразием стилей, но вместе образуют очень гармоничный и красивый ансамбль. Удивило здание с часами, которое является одной из доминант всего ансамбля, - оно напомнило европейские ратуши. Имеются потрясающие закоулки – у восточных ворот, которые были закрыты, здания образуют нечто вроде древнерусского дворика-колодца… Остается добавить, что вход в монастырь бесплатный, а один из нас смог посетить бесплатную выставку и имел удовольствие прослушать там лекцию. Мы кружили вокруг и внутри монастыря полтора часа и прошли, по всей видимости, около 1200м. Оценка этапа - 5 баллов!
Саввино-Сторожевский монастырь основан в 1398-1399гг. по желанию Звенигородского удельного князя Юрия Дмитриевича. Название получил от имени первого игумена Саввы и холма Сторожа, на котором построен. Первоначально имел деревянные стены (тын). В XVI веке в монастыре построены кирпичные здания – крепостная башня с воротами и двухэтажная трапезная палата, от которых сохранились фундаменты. В середине XVII века монастырь перестроен по новому плану царем Алексеем Михайловичем. Является одним из лучших историко-архитектурных комплексов страны.
При наличии времени можно посетить еще одно интересное место… Несколько севернее Саввино-Сторожевского монастыря, на расстоянии около полутора километров от него, расположен древний скит, в котором находилась пещера, по преданию выкопанная для уединенных молитв самим Саввой. В 1862 году над пещерой была сооружена церковь на средства московского купца Павла Григорьевича Цурикова и освящена митрополитом Филаретом в честь Саввы. Какой-то неизвестный нам зодчий XIX века создал прекрасный для этого позднего времени памятник, так хорошо вписавшийся в холмистую местность, заросшую соснами и кустарником. В скиту было построено здание гостиницы и другие хозяйственные сооружения.
Солнце садилось и мы поспешили к станции. Спустились по лестнице к реке Сторожке и решили идти по ее руслу. Все вокруг казалось фееричным – на западе пламенел закат, а с другой стороны, уже чуть позади, светились золотом садящегося солнца стены монастыря. Узкая речка петляла, стиснутая крутыми, но не очень высокими берегами. Кое-где виднелись проплешины льда, усыпанные забавными пушистыми образованиями из снега, кое-где журчала вода. На правом берегу мы увидели заброшенное кирпичное сооруженьице непонятного назначения, с какой-то ржавой треногой на крыше… Здесь же через речку была натянута проволока и на ней висело ведро с роликом – 12 века, судя по виду Вскоре мы прошли под пешеходным мостиком, перекинутым через Сторожку и за ним увидели следы лыжника, который карабкался здесь на левый берег – мы решили пойти по его лыжне. Это была отличная лыжня, прямая, как стрела – не иначе, катался здесь геодезист по профессии. Несмотря на наличие окрест населенных пунктов, местность, по которой мы шли, довольно красива – река течет в холмистых берегах, вокруг растут добротные еловые леса. Лыжня сделала только два поворота – сначала направо, потом налево, обогнув таким образом какие-то дома и огороды и подведя нас к автомобильной дороге. Отсюда до станции Дюдьково остается один километр и можно было пройти его пешком по дороге. Мы же двинулись дальше по лыжне, подошли к железной дороге, а там пришлось идти по целине - лыжня пересекала пути и уходила дальше в неизвестном направлении. Около шести вечера мы были на станции… Платформа там низкая и первыми встреченными ориентирами станции явились фонарные столбы без фонарей, торчащие из сугробов между путями. На протяжении метров 100 платформа расчищена и даже оборудована расписанием. Касс нет… 2100м 4б
Вот и все… Стемнело, в 18.10, точно по расписанию, подошла электричка (все расписания, найденные в интернете, оказались не совсем точными и разнились между собой, но то, что электричка будет в районе шести вечера, оказалось правдой). Поезд этот следует по маршруту Кубинка-Поварово. Чтобы пересесть на московскую электричку, вылезать следует на станции Манихино-1 Рижского направления. Чтобы попасть туда, электричка после остановки на станции Манихино-2, расположенной на кольцевой дороге, движется далее в обратную сторону и таким образом прибывает в Манихино-1. Эта смена направления движения может служить хорошим ориентиром, чтобы не проехать станцию пересадки. Московская электричка подошла, едва мы перешли на другую платформу и купили билеты, в Москве мы были часов в 8.
В моем случае дорога до порога дома (Дюдьково-Ясенево) заняла менее трех часов.
И напоследок совет – настоятельно рекомендуется совершать прогулку по этому маршруту в солнечную погоду. Дело в том, что места, по которым проходит маршрут, весьма густо населены, а будучи освещены солнцем, пригороды Звенигорода будут смотреться не так уныло и даже будут радовать глаз своей милой провинциальностью. Да и архитектура Саввино-Сторожевского монастыря от хорошего освещения только выиграет…
* - длина участка маршрута и оценка полученного эстетического удовольствия по 5-бальной шкале
В заключение немного статистики:
Протяженность маршрута............................................................11.2км
Наличие лыжни или тропы............................................................90% протяженности маршрута
Участки с отличной лыжней.........................................................25% протяженности маршрута
Участки с благоприятной для прогулки окружающей местностью.....65%
Средняя оценка красоты окружающей природы.............................3.5б
Монастырь очень красивый, поэтому оценку красоты 3.5 смело округляем до 5 баллов, тем более что можно наверное изменить маршрут и обойти Посад, пройдя лесами и полями!
К сожалению, не обошлось без ложки дегтя… Занимаясь поиском информации о монастыре, я натолкнулся на сообщение о том, что в нем, как это обычно бывает в последнее время, развивается конфликт между церковными служителями и музейными работниками. В связи с этим смею предположить, что никаких выставок через некоторое время в монастыре уже не будет… Кроме того, сообщается, что нанятые церковниками горе-реставраторы уничтожили древние фрески.
Картографический материал для использования на маршруте был взят с сайта http://topmap.narod.ru/.
Расписания электропоездов можно посмотреть на сайте http://www.tutu.ru/.
Замечания и предложения направляйте по адресу Urosoba@yandex.ru .
Приложения:
1.график движения;
2.расписание движения электропоездов по ст. Дюдьково;
3.карта с нанесенным маршрутом;
4.фотографии.
Приложение 1
11.53 | ст. Звенигород |
12.28 | вышли на поле за железной дорогой |
13.00 | р. Нахавня |
13.15 | вошли в лес за д. Клопово |
14.10 | начали движение после привала в лесу |
14.30 | автомобильная дорога в лесу |
15.20 | р. Москва |
16.00-16.40 | привал у монастыря |
17.30 | вышли на железнодорожные пути |
17.50 | ст. Дюдьково |
Примечание: уровень подготовки группы был заметно ниже среднего, поэтому двигались мы чрезвычайно медленно.
Приложение 2
ИКША - КУБИНКА
|
КУБИНКА - ИКША
|
||||||||
№ поезда
|
станция назначения
|
время отпр.
|
остановки
|
дни следования
|
№ поезда
|
станция назначения
|
время отпр.
|
остановки
|
дни следования
|
6901
|
Кубинка II
|
4.37
|
везде
|
ежед.
|
6902
|
Поварово II
|
6.17
|
везде
|
ежед.
|
6903
|
— ׀׀ —
|
10.09
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
6904
|
Икша
|
11.54
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
6893
|
— ׀׀ —
|
15.16
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
6896
|
— ׀׀ —
|
16.23
|
кр. Ман I
|
— ׀׀ —
|
6905
|
— ׀׀ —
|
16.38
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
6906
|
Поварово II
|
18.10
|
везде
|
— ׀׀ —
|
6907
|
— ׀׀ —
|
22.13
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
Манихино I
|
23.34
|
— ׀׀ —
|
— ׀׀ —
|
Примечание: данные взяты с фотографии, сделанной на станции Дюдьково.
Приложение 3
Примечание: пунктирной линией показаны участки маршрута, которые ввиду сложности ориентирования на местности точно нанести на карту не представляется возможным.
Приложение 4
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают