Поиграем-ка в Джедаев «Огненным клинком», с маркировкой рукоятки – RadeOn X800…
реклама
С Сапфиром мне не везло никогда. Сколько у нас с ним было намечено свиданий и все они срывались, по тем или иным причинам. Началось все года 4 назад, когда мне суждено было связать судьбу своей материнской платы с Sapphire RadeOn 7500, как минимум на полгода. Но получила она в напарники всего лишь RadeOn 7200 Supergrace. Следующим должен был стать Sapphire RadeOn 8500PRO, а стал 8500LE Manli. Летом 2003 года, я был ближе всего за все это время к Sapphir’овской карточке под номером 9500 128Mb, так как преследовалась одна единственная цель, превратить «урода» в «короля» тогдашнего времени – великого и непобедимого RadeOn 9700PRO. И снова неудача, так как второй из двух видеокарт, которая это позволяла сделать, был Club-3D RadeOn 9500 128Mb, а он приехал в магазин раньше . И был успешно преображен в короля . Спустя год судьба снова развела меня и Sapphire RadeOn 9800XT, оставив меня с карточкой Canyon RadeOn 9800XT. Которая была успешно продана ровно год назад. Более полугода я пользовался услугами всевозможнейших карточек, но осенью пришла пора остепенится и выбирать нового спутника. И своим выбором я на все сто обязан нашему любимому сайту – «Оверклокеров».
Эту встречу с Sapphir’ом, я ждал 4 года. А карте суждено было быть с индексом Х8?0 256Mb. Как только я увидел, на страницах, плату текстолита, имеющую синий окрас и обладающую столь мощной двухъярусной системой охлаждения, для меня все стало, решено, а описание возможностей сего продукта лишь усилило желание приобрести его.
Это был Sapphire RADEON X800 GTO FIREBLADE 256MB.
Но на практике все оказалось немного труднее и мне пришлось еще около месяца оббивать порог фирмы в ожидании этого замечательного девайса. Все это время я собирал данные в Интернете об успехах одомашнивания этого зверька , предвкушая тот момент, когда же к этим процедурам приступлю и я. И вот час пробил.
Коробочка с довольно интересной раскраской и не мене интересной персоной
(кликните по картинке для увеличения)
изображенной на ней, лежит на стуле рядом со столом, на котором уже «дышит свежим воздухом» извлеченный «Клинок» синего цвета.
На коробочке сверху надпись Fireblade special edition. Как говорится «Как вы карту назовете, так она и будет работать».
Политика некоторых фирм меня просто выводит из себя. Предположим, частота памяти должна быть 1000MHz, тобишь 500*2, а значит 2ns. Но это еще не означает что нужно туда «лепить» эту самую память. Можно ведь 1000MHz получить, используя память с доступом 1,8ns и 1,6ns и даже, что самое невероятное 1,4ns, тем самым, радуя нас, конечных пользователей и привлекая к своей дальнейшей продукции. Но нет экономия или недальновидность маркетологов приводят к тому, что зачастую память работает на предельной частоте и поднять ее можно внеся, лишь, существенные изменения в конструкцию платы. Но есть и такие фирмы, которые уже сами вносят изменения, предельно разгоняя память, заставляя ее работать на частотах заведомо выше от максимальных и тогда уж речи о разгоне совсем быть не может. Но RX800 GTO FIREBLADE на то и создан, чтобы можно было с ним экспериментировать, и комплектуется 1,6ns памятью производства Samsung и ядром R480.
Итак, прежде всего о технических характеристиках этого продукта:
Чип – R480
Объем памяти – 256 MB
Тип памяти и ширина шины – GDDR-3, 256 Bit
Рабочие частоты (чип/память) – 398/985 MHz
Техпроцесс – 0.13 мкм
Число транзисторов ~160 млн.
Шина – PCIExpress
Число активных пиксельных конвейеров – 12 шт.
TMU на конвейер – 1 шт.
Число вершинных процессоров – 6 шт.
Поддержка версии DirectX – 9.0b
Поддержка версии Pixel Shaders – 2.0b
Поддержка версии Vertex Shaders – 2
Полоса пропускания памяти – 31,4 Gb/s
Потребляемая мощность – до 75 W
RAMDAC – 2x400 MHz
Интерфейс – V/DVI, TV out
Охлаждение – Активное.
несколько слов о его новом доме…
•Asus p5ld2 на i945P sc775
•Процессор Pentium D820 (Smithfield, 0,09m, Duo Core 2800 MHz 2Mb cache)
•2x512MB NCP DDR2 4300
•Жесткий диск 200Gb Seagate S-Ata
•Блок питания Sweex 650W
а также о программном обеспечении…
•Microsoft Windows XP Professional Service Pack 1
•Microsoft DirectX 9.0c
•Riva Tuner 2.0 (rc156)
•MadOnion 3DMark01SE
•FutureMark’s 3DMark03 (v360)
•FutureMark’s 3DMark05PRO (v110)
•SuperPi
Карта установлена и я включаю компьютер. Будет уместным сказать, что перед покупкой FIREBLADE у меня неделю обитал HIS X800 GT. Люди, которым звук, издаваемый при работе турбины показался громким, наверное, никогда не встречались своими ушами с данным экземпляром от HIS. Так вот, шум издаваемый турбиной на Sapphire никогда в жизни не перекроет шум от кулера на HIS при 100% оборотов. Да куда там сапфиру, X800 GT оставит в этом отношении далеко позади и пылесос «ракету», работающий под самым ухом. Я согласен с тем, что турбина звучит, звучит громче, нежели того хотелось. Но не может же она шуметь до 20Дб, со скоростью вращения пропеллера – 6000 оборотов в минуту. Titan TTC – CU5TB/F, кстати, звучит намного громче даже при 4000об/мин. Так что «печаль» по поводу громкой «птички», не более чем преувеличение. А вот о надобности на этом экземпляре пропеллера от топового X850 XT, это уже отдельный вопрос на который я постараюсь ответить в конце статьи.
Карточка в системе определилась как X850 series. Устанавливаю драйвера, а также фирменную утилиту для разгона, которая в дальнейшем показала свою полную непригодность . После установки драйверов и перезагрузки карточка определялась уже как X800 GTO. И последнее «но». Я за экстремальный разгон, за применение альтернативных систем охлаждения и за вольтмод. Но согласитесь не каждый сегодня может приобрести систему водяного охлаждения, уж не говоря о криогенном, я уже совсем молчу о вольтмоде. Но зато всем обладателям достаточно прямых рук, доступен обычный воздушный разгон при использовании стандартного кулера идущего в комплекте, при правильном осуществлении которого можно достичь высоких результатов, а также получить незаменимый опыт и практику, поэтому именно такой разгон и будет описан в рамках данной статьи.
Теперь можно и к тестам.
Всего я хотел провести тесты в двух режимах:
1) по умолчанию все
2) максимально возможный разгон всей системы, применяя только лишь воздушное охлаждение.
Но на сцене появился и третий режим, о котором позже.
1.Система работает на по умолчанию:
Процессор 2.8GHz – t46
Видеокарта 398/985 MHz – tядра350 при скорости турбины 23.91%
Память 2x512MB - 533MHz DDR2
Для начала я решил пройти тест SuperPi, конечно к тесту видеокарты это не относится, но мне стало интересно сравнить результат работы процессора до и после разгона.
(кликните по картинке для увеличения)
superpi def
Следующим шоу в тот вечер был MadOnion 3DMark01SE…
(кликните по картинке для увеличения)
2001 defoult
18221 попугай – окончательный результат этого теста, и я продолжаю дальше вместе с 3DMark03…
(кликните по картинке для увеличения)
2003 defoult
9389 – попугай – немного не дотянули до 10000, но, не отчаиваясь, продолжаю следовать только вперед…
(кликните по картинке для увеличения)
2005 defoult
…медленно, но уверенно попугаи разлетаются, кто, куда и только 4364 самых стойких остаются вместе со мной и вместе с 3DMark05.
Остается лишь подвести итог после проведения первого круга тестов:
По большему счету результатами тестов я остался доволен. Во всех тестах была показана та производительность +/- несколько процентов, которая присуща всем видеокартам линейки Х800 GTO построенных различными производителями. Параллельно с работой тестов работали также Hardware Monitoring встроенная утилита слежения за параметрами видеокарты от Riva Tuner и PC Probe II от Asus, утилита для слежения за подаваемым питанием, температурой, как системы, так и процессора, а также скоростью вращения кулеров. Нельзя не отметить то факт, что температура ядра видеокарты за время проведения тестов колебалась всего лишь в пределах 1градуса от стартовой – 35,5, и это при том, что турбина работала менее чем на 25% от всех своих возможностей. Шум, который исходил от ее работы, был неразличим на фоне общего шума системы . Что касается нагрева процессора, то его температура после прохождения теста 3DMark01SE была равной 46градусам и после прохождения 3DMark03 и 3DMark05 поднялась на 4градуса.
А теперь пришло время разгона. Начиналось все с процессора. Начитавшись о том, что D820 имеет ужаснейший разгонный потенциал, я и не особо старался его мучить. И с шагом в 5MHz я довел частоту системной шины до 230MHz, однако процессор загружался и далее, поэтому вскоре шина достигла 266MHz, без поднятия напряжения, при этом частота процессора составила 3.74GHz. Дальнейший разгон был приостановлен, в связи с некорректной работой системы, частота процессора определялась наполовину от требуемой (ставил 3.8 получал 1.9), до устранения данных обстоятельств. Windows уверенно загрузился при частоте процессора 3,74GHz. Прежде чем разгонять видеокарту я решил еще раз пройти SuperPi.
(кликните по картинке для увеличения)
superpi hi
Очень неплохой прирост производительности, особенно учитывая тот факт, что температура ядра поднялась всего лишь до 50градусов. При 33% увеличении частоты. Прирост в данном тесте составил 21,5%. А теперь можно приступить и видеокарте. Вращение пропеллера было установлено в положение 74% от максимальной скорости. Разгону памяти я не уделил должного внимания, поэтому результат 607MHz (1214MHz) можно считать случайным, а не преднамеренным. Что касается ядра, то при такой частоте процессора оно напрочь отказывалось работать на частоте даже 550MHz и остановившись на отметке 546MHz я продолжил тестирование…
(кликните по картинке для увеличения)
2001 over
23360 попугаев пришло посмотреть на работу 3DMark01SE, и я перехожу к 3DMark03.
Снова палка в колесе и при запуске теста №1, проходит несколько секунд тест вываливается в Windows, появляется ошибка о работе драйвера. Частоту ядра путем долгого перебора удается установить в 520MHz, при этом я поднял скорость турбины до 100%, и на этой печальной ноте продолжил тестирование дальше.
(кликните по картинке для увеличения)
2003 over
12013 попугаев я увидел в итоге и следующий был 3DMark05…
(кликните по картинке для увеличения)
2005 over cpu
5610 самых «отчаянных» попугаев остались нам верны.
Краткое подведение итогов. Начну пожалуй с процессора. Прежде всего он меня порадовал стабильной работой при таком разгоне. Честно говоря, я не верил, что двухядерник можно так разогнать, сохранив при этом стабильность в работе. Удивили меня скачки напряжения на ядре, которые колебались от 1,392 до 1,456V, причем минимум был достигнут после прохождения 3DMark05. Но на повал меня сразила температура ядра. Я предполагаю, что при поднятии шины, поднимается и градус процессора, однако в моем случае он не только не поднялся, он еще и опустился в среднем на 3градуса. Хотя температура системы слегка поднялась. Теперь несколько слов о видеокарте. Что касается теста 3DMark01SE, то частота ядра была увеличена на 37%, памяти на 23%, а пропеллер работал на ¾ от возможного. Все это вместе с процессором позволило поднять производительность системы в данном тесте более чем на 28%, при этом температура ядра, как процессора, так и видеокарты были ниже, нежели до разгона. И если в случае с видео все можно списать на работу турбины, скорость которой поднялась втрое то снижение температуры ядра процессора, скорее всего, зависит от скачков напряжения на нем, другого объяснения у меня нет. Далее в тестах 3DMark03 и 3DMark05 мне пришлось снизить частоту ядра до 520MHz, и разгон составил уже 31%, что в итоге добавило попугаев в данных тестах соответственно на 28% и 29%. Выходит, что результат 3DMark01SE увеличился ровно на столько, на сколько он увеличился и в 3DMark03 и 3DMark05, при разных частотах ядра видеокарты. А значит, последние тесты более чувствительны к изменениям частоты GPU. Как я и говорил вначале, сначала должно было быть два режима тестов, но не адекватное поведения видеокарты на разгон ядра вынудило меня провести и третий забег. Итак, изменения коснулись частоты процессора, она была снижена до 3,5GHz. Так как 3DMark03 и 3DMark05 более чувствительны к изменениям частоты GPU, то дальнейшее тестирование продолжалось без участия 3DMark01SE. Для начала я решил проверить один момент и оказался прав. Установив частоту ядра в 546MHz, а память в 600MHz, я получил результат,
(кликните по картинке для увеличения)
2003 cpu 3.5
практически идентичен прошлому результату данного теста. В дальнейшем частота ядра поднялась до 567MHz, а памяти до 627MHz.
С каждым разом все больше и больше попугаев интересуется 3DMark03,
(кликните по картинке для увеличения)
2003 hi speed
и в данном случае их уже насчитывалось 12389.
В промежутке между тестами я поднял еще на 6MHz частоту ядра, и она составила ~574MHz. В итоге после прохождения 3DMark05 с нами было уже 5930 попугаев.
(кликните по картинке для увеличения)
2005 hi speed
Краткий итог последнего тестирования.
Результаты тестов, а также наших любимых FPS больше зависят от частоты ядра видеокарты, чем от частоты процессора. Это становится заметным после небольшой проверки, когда добавленные 25MHz к частоте GPU равнялись 240MHz отнятым у CPU. Практически получается 1 к 10. А в дальнейшем приросте частоты на GPU результаты повышаются еще дальше.
Вместо эпилога. Прежде всего, БОЛЬШОЕ СПАСИБО компании Sapphire за появление таких замечательных продуктов как RADEON X800 GTO FIREBLADE 256MB. Сегодня на рынке практически не встречаются продукты с такими отменными разгонными характеристиками. Судите сами при штатной системе охлаждения, частоту ядра/памяти удалось поднять на 44%/28% соответственно. При всем этом это не предел, поскольку при организации охлаждения памяти, частоты можно поднять еще выше. А при использовании альтернативных систем охлаждения FIREBLADE оставит позади и карты следующего поколения. Единственным минусом этой видеокарты и я думаю, со мной согласятся многие, является отсутствие поддержки шейдеров 3 версии. Потому как даже без них но, имея в запасе 256 битную шину, она оставляет, позади себя всю линейку RadeOn x1600 у которого данной шины нет, и не будет равным счетом, как и у X800 не будет 3 шейдеров. Теперь что касается системы охлаждения полученного в наследство от флагмана этой линейки и совсем недавнего чемпиона RadeOn X850XT. Очень качественный медный радиатор. Я вспоминаю ребра радиатора на HIS X800GT, которые мне больше напоминали фольгу, чем жесткие ребра. Здесь уже совсем другое дело медный прямоугольник с упругими и толстыми ребрами отлично справляется с функцией теплоотвода, как оказалось не такого уж и горячего ядра. Воздух, проходящий через корпус турбины, подхватывает выделяемое тепло и в зависимости от частоты вращения турбины, которая составляет от 2500 до 6000 оборотов в минуту, выбрасывается за пределы системного блока. Что касается охлаждения памяти, то здесь можно было бы, конечно, применить что-то более существенное, чем термопрокладки, хотя и они справляются с передачей тепла неплохо. И наконец о надобности такого устройства на данном девайсе. Огромным плюсом этой системы является выброс воздуха за пределы корпуса. В случае с правильно организованным потоком воздуха в корпусе при установленных кулерах на вдув и выдув, по ребрам радиатора всегда проходит свежий поток воздуха. Заменить его может лишь аналогичное по строению и работе устройство, а такое есть только одно – IceQ, все другие не только не помогут в охлаждении системы, а еще и накинут градусы, как видеокарте, так и комплектующим в целом, перегоняя горячий воздух.
З.Ы.Еще одно спасибо дизайнерам за интересную персону, которая была мной обнаружена на обратной стороне паспорта к видеокарте , эдакий кузнец адской кузницы, изготовляющий чипы ATI из огня и раскаленной лавы . Лицезрением данного субъекта я поднимаю себе настроение, когда приходит тоска. К моему большему сожалению я не могу Вам его показать, потому что паспорт исчез.
З.Ы.2Результатами разгона я остался доволен, но считать разгон законченным еще рано. И в следующий раз он будет осуществлен с применением более существенных систем охлаждения, а также при участии памяти DDR2 667MHz, но это уже история следующей статьи…
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают