История покупки, тестирование и модификация Sapphire X800GTO

для раздела Блоги
1. Предыстория

Прошедшим летом пришла мне на ум мысль об апгрейде. Т.к. количество средств было сильно ограничено, то было принято решение обойтись, так сказать, малыми потерями, т.е. ограничиться разумным минимумом. В результате чего были куплены: материнская плата Epox 8npaj, процессор Sempron 2600+ (socket 754, ревизия D0) и видеокарта Asus EAX700-TD (X700), PCB которой было от X700 Pro, соответственно, и память стояла GDDR3. На деньги, вырученные от продажи старого железа, была куплена память Patriot 512 Мб с таймингами 2-3-2-5.

Данная система бралась под разгон, не экстремальный конечно, но так, чтобы отрабатывала бы деньги, вложенные в нее и еще чуточку сверху :). В связи с этим процессор спокойно работал на частоте 2200 МГц (против 1600 МГц начальных), память с таймингами 2.5-3-2-5 работала на частоте 239 МГц; а вот с видеокартой не повезло – даже при небольшом разгоне чипа с 400 МГц до 415 МГц могли наблюдаться редкие зависания в играх, хотя температура не превышала 55С (видимо хорошо работает разбраковка чипов для Pro и не-Pro версий видеокарт), память же на ней вместо стандартных 350 МГц прекрасно заработала на 450 МГц. Все это в сумме набрало порядка 3100 2005-ых марков. В принципе меня это устраивало, т.к. в игры без включения сглаживания и анизотропной фильтрации вполне можно было играть в разрешении 1024x768.

Но время шло... Появился у меня Quake4. И вот тут я понял, что видеокарты стало не хватать, т.к. местами количество FPS проседало до 20. Далее появилась NFS:MW. В ней история с проседаниями FPS повторилась. Со временем я бы смирился с этим, и ждал бы следующего серьезного апгрейда, если бы не случай. В конце ноября мне выпала возможность продать видеокарту за те же деньги, за которые она и была куплена. Естественно, эта возможность не была упущена :)

2. Непосредственно сама история

Итак, видеокарта продана, с работы принесена замена ей в виде старенькой S3 для PCI-слота и возникает вполне естественный вопрос – какую видеокарту покупать? На эту покупку я мог выделить максимум 200-220у.е. В результате упорного чтения любимой многими конференции сайта www.overclockers.ru было решено покупать Radeon X800GTO производства Sapphire. Конечно же, хотелось, чтобы попался чип R480, а не R430, поэтому сначала было желание купить либо Ultimate Edition, либо Fireblade. Но ни той, ни другой не было (и не предвиделось) в наличии у поставщика. Поэтому на свой страх и риск заказал обычную X800GTO. Через неделю мне в руки отдается небольшая коробочка, внутри которой находится сама видеокарта, диск с драйверами и фирменной утилитой TRIXX, а также переходники и удлинители:


(кликните по картинке для увеличения)

Комплектация Sapphire X800GTO 256Mb LRT

Первым моим желанием было желание проверить PartNumber (PN) данного экземпляра, в надежде, что он совпадет с тем, что уже был описан в форуме. Каково было мое разочарование, когда вместо ожидаемого 1024-AC60-0A-SA, я увидел 87-AC60-0A-SA. Но надежда все же оставалась... По приходу домой, карточка сразу же была поставлена на свое законное место; запускаем RivaTuner и...


(кликните по картинке для увеличения)



Как видно из скриншота, видеокарта основана на чипе R480! Попутно стоить отметить шумность работы стандартной системы охлаждения. Вентилятор слышно только при 100% оборотов и при этом звук, издаваемый им ненамного сильнее общего шума системы. Об эффективности данной системы будет сказано позже.

3. Описание, модифицирование и производительность видеокарты

Ядро – R480, изготовлено на 47-ой неделе 2005 года
Ширина шины памяти – 256 бит
Объем/тип памяти – 256 Мб/GDDR3, Samsung 2.0 нс. Микросхемы памяти расположены с обеих сторон платы, охлаждение чипов отсутствует.
Стандартные частоты ядра/памяти – 398/493 МГц

Все дальнейшие тесты будут проводиться на следующей конфигурации:
Материнская плата – Epox 8npaj
Процессор – Sempron 2800+@2320МГц степпинг E6
Кулер – GlacialTech 7200 Light
Память Patriot DDR400@193МГц 2-3-2-10
Жесткий диск – Seagate ST380011A
Звуковая карта – интегрированная
Корпус – Ascot 6AR2(c родным БП 360Вт; в корпусе два 120мм вентилятора – один на вдув, другой на выдув, оба посажены на 7В и крутятся со скоростью ~1000 об/мин)
Windows XP SP2 (все лишние программы были выгружены)
Драйвер – ExtremeATi 5.12

Максимальные частоты, на которых карта работала без артефактов со стандартным охлаждением (проверялось во встроенном тесте ATI Tray Tools) – 520МГц по ядру и 520МГц по памяти.

Возвращаемся к эффективности системы охлаждения. Для этого я трижды прогонял игровые тесты 3D Mark 2005 на разных частотах (дефолтные и 520/520), после чего в ATI Tray Tools отмечал максимальную температуру. Вот что было получено:


(кликните по картинке для увеличения)



Как видно, температура в нагрузке достаточно высока. В связи с этим было принято решение менять стандартное охлаждение на процессорный кулер GlacialTech Igloo 7200 Light. Подробно останавливаться на установке кулера не буду, т.к. по этому поводу написано немало информации, также есть отдельная ветка в конференции, посвященная этому.


(кликните по картинке для увеличения)

Вот так выглядит видеокарта со стандартным охлаждением


(кликните по картинке для увеличения)

Со снятым охлаждением


(кликните по картинке для увеличения)

С процессорным кулером

На всё ушло порядка полутора часов. После всех этих манипуляций максимальная частота составила по ядру и по памяти 540 МГц. Результат довольно скромный для R480... Похоже, что ядро мне попалось не очень гонящееся. Все-таки оверклокинг – это лотерея :) Температура в максимальной нагрузке не превышает 65 градусов.

Теперь посмотрим, что же нам дал разгон на примере 3D Mark 2003 и 3D Mark 2005:


(кликните по картинке для увеличения)

3D Mark 2003


(кликните по картинке для увеличения)

3D Mark 2005

Производительность в 3D Mark 2005 выросла на 25%, в 2003 – на 20%. Если учесть смену охлаждения, в результате которой температура при разгоне стала ниже, чем со стандартным охлаждением на стандартных частотах, то "игра стоит свеч".

Я лично не жалею денег и сил, потраченных на эту видеокарту, т.к. она обеспечивает хорошую производительность во всех современных играх при высоком качестве изображения, и температура ядра не выходит за разумные пределы.

P.S. Выражаю свою благодарность:
моей девушке – за поддержку идеи;
моему другу Darkx'у – за предоставление цифрового фотоаппарата;
моему отцу – за помощь при смене охлаждения.

С уважением, RuiL
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают