О причинах низкой популярности жанра наупанк и невозможной конкуренции с киберпанком
Как вы думаете, в каком сеттинге мы живем? Глядя на современные автомобили, развитые цифровые технологии и нейросети, можно предположить, что в киберпанке. Но это не совсем верный ответ. Наш мир действительно похож на киберпанк. Но лишь внешне. А вот по своему устройству он соответствует жанру и сеттингу наупанка. Потому что сеттинг наупанка - это реальный мир.
реклама
Наупанк был создан по тем же принципам, что и киберпанк. То есть произведения создавались на основе того, что происходит здесь и сейчас, быт героев подробно описывается и техническая грамотность авторов ставилась во главу угла. Но к ней теперь добавлялись знания в поп- и гик-культуре. В отличие от киберпанка, у наупанка была точка отсчета. Жанр отчасти сформировался за счет того, что описывал изменения, которые затронули мир после террористических атак 11 сентября 2001 года. А именно - появление мощных систем слежения, изменения в обществе и мире в целом.
Если посмотреть на авторов, стоявших у истоков наупанка, можно сильно удивиться.
Отцы киберпанка Уильям Гибсон и Брюс Стерлинг снова пишут о технологиях и их влиянии на жизнь, прям как в 80-х, во времена, когда киберпанк был жив, а компьютеры ещё вызывали много вопросов у простого читателя. Однако, на этот раз, их беспокоит не будущее, а наши дни. Но их книги не находят понимания среди массового читателя. Читатель не понимает, что такое наупанк, ему не нравятся сами произведения, он все еще ждет киберпанка.
реклама
Начало того самого письма
Когда Брюс Стерлинг выпускает свой первый роман в жанре наупанк, он пишет об этом письмо для читателей. Он подчеркивает, что это не киберпанк. Объясняет, что Гибсон пишет то же самое, что это тенденция для киберпанков, что стареют и устают. Но при этом, он гордиться этим, поскольку в мире, где подростки сходят с ума по аниме и видеоиграм, это актуальная тема. А ещё Стерлинг не скрывает, что это технотриллер.
Роман “Зенитный угол” выходит в мае 2004 и вызывает много вопросов. Читатели не знают, как его оценить. Одни видят в романе производственный роман. Другие недоумевают, почему в истории про систему слежения и интернет гигантов так много индийских кинозвезд. Третьи пытаются понять, где в романе научно-фантастический элемент. Фанаты киберпанка недовольны, фанаты научной фантастики тоже.
Но если мы откроем роман сейчас, мы заметим, что Стерлинг провел огромную работу над романом и пытался заложить в нем основы по-настоящему нового жанра. Более сложного, нежели киберпанк. Более перспективного, чем киберпанк. Буквально жанра, что способен ответить на любые изменения в современном мире с помощью текстового редактора и фантазии. А главное, новый жанр должен был заставить авторов обратить внимание на огромный мир увлечений и хобби, который поражает фантазию своим многообразием. Сам Стерлинг своего увлечения индийскими знаменитостями и культурой скрывать не стал - ведь он очень любил Индию и жил в ней, будучи подростком.
реклама
То же самое сделал и Гибсон. В его романах “Распознавание образов” и “Страна призраков” технологическая грамотность переплетается с новыми реалиями современного мира.
Главным героем “Зенитного угла” был программист по имени Дерек Вандевеер. Настоящий мастер по созданию программ любой сложности. Для него нет невыполнимых задач. Самая сложная задача для него - сама жизнь. Он боится принимать решения самостоятельно, у него не клеится семейная жизнь. Но когда он открывает редактор кода, он становится непобедим. Атаки 11 сентября изменяют его жизнь - он устраивается на госслужбу и начинает создавать мощную систему слежения. Но это задача не из легких. Всегда будут проблемы как технического, так и юридического толка. Да и хакеры не дремлют. Дерек отправляется в приключение, в котором на его пути встретятся высокопоставленные военные США, хитрые хакеры, наглые конкуренты и сложные отношения между людьми.
Стерлинг детально прописывает быт героев и не боится указать, что и как делают персонажи. Если девушка работает за компьютером, то Стерлинг обязательно расскажет, что она слушает аудиокниги известной писательницы. Если герои едут в машине и используют спутниковую связь, Стерлинг подробно расскажет о ее ужасном качестве. Если в романе появляется персонаж, что всю жизнь занимался техникой, его комната будет подробно описана. И конечно же, главный герой оказывается настоящим гиком.
Один из самых блестящих моментов романа - посещение героями военной базы, сравнимые с ощущениями, которые ты получаешь, впервые запустив Half Life и оказавшись в Black Mesa. А как прекрасен рассказ про эльфов, который Дерек рассказывает генералу. Дерек вызывает у военного командования шок, граничащий с возмущением и яростью. Стерлинг, кажется, даже разгадал путь к сердцу анимешников и ввел в сюжет секретаршу Фанни, похожую на типичную героиню аниме. Но раскрыть её так и не смог. Роман, как ни посмотри, был продуманной и сложной работой, требующей подготовленного читателя. Но откуда ему было взяться в 2004? Если и было за что ругать “Зенитный угол”, так это за развесистую клюкву.
реклама
Уильям Гибсон подошел к наупанку с другой стороны. Его волновала медиа-культура и общество. Пока Стерлинг во всех красках расписывал быт и навыки гиков, Гибсон пытался понять, что будет интересовать людей в будущем с доступным интернетом. И главное - что это будут за люди? Если вы помните, сколько шума наделал Youtube-канал Webdriver Torso или копипасты про файлы смерти, то поймете, что Гибсон смог понять, куда будут устремлены людские взоры в будущем. Роман “Распознавание образов” 2003 года начинается с того, что в интернете появляются бессмысленные короткие видеоролики и люди пытаются понять их смысл, объединяясь в сообщества. Да, в этом была атмосфера старого интернета и его сервисов для общения, таких как BBS и Usenet. Но описывает роман все таки современный интернет и хорошо передает его дух.
А вот “Страна призраков” 2007 года оказалась для читателей сложной и непонятной книгой. Она описывала жизнь трех людей, чьи судьбы переплелись. Внезапно, Гибсон вернулся к своему старому стилю письма, характерному для трилогии “Киберпространства”. Но фантастики в романе не было. Это была книга про современную жизнь, паранойю, системы слежения и цифровизацию. Читатели берут этот роман, не находят в нем киберпанк и разочаровываются.
Идея наупанка была очень простой - создавать истории на основе современного мира, его технологий, культуры и общества. Но объяснить ее никто так и не смог. В итоге, наупанк умер практически сразу, после того, как появился. Никто не понимал, что это. Но он возродился чуть позже, когда потребность в таких историях возросла.
О причинах неудачи
Одна из самых успешных игр в жанре наупанк - Watch Dogs. Но разработчики не использовали этот термин
Так почему же умер наупанк? Это был проблемный жанр, который появился раньше своего времени. Проблема первая - никто так и не объяснил, что такое наупанк. Критики оценивали новые романы Гибсона и Стерлинга как технотриллеры, либо вовсе как киберпанк. Это прекрасно показывает, насколько хорошо критики понимали, что такое киберпанк.
Это действительно были технотриллеры, но характерными только для них особенностями. Однако, рассказать об этом Стерлинг почему-то не захотел. С Гибсоном история была чуть лучше - историю создания “Распознавания образов” освещала пресса, но по сути, про наупанк тоже не было сказано ничего. Только о влиянии трагедии 11 сентября на изменение хода работы над романом.
В итоге те, кто хотел понять, что такое наупанк - не могли этого сделать. Единственная цитата Стерлинга о том, что “наупанк это литература, написанная в наши дни” сегодня погребена в какой-то древней книге про интернет, которую ещё пойди найти. Поэтому среди критиков и обзорщиков, нет единого мнения о том, что такое наупанк.
Если судить по “Зенитному углу” и “Стране призраков” - это жанр о современном мире, начало которого берется в 2001 году. Огромную роль играют системы слежения, спецслужбы и хакеры, а также различные гики и специалисты. Если судить по “Распознаванию образов”, то это истории про поп и гик-культуру, интернет феномены и продукты корпораций, в том числе и бренды. У жанра много общего с классическими технотриллерами, но они технически грамотны и обогащены описание жизни гиков и программистов, а также подробностями использования современных устройств и сервисов.
Но в интернете в наупанк записывают произведения чуть ли не с 1950-х годов. И ладно бы туда записывали Томаса Пинчона и его “Радугу тяготения”. Ведь именно из нее фантасты почерпнули идею совмещения технологий и гик-культуры, а также маниакальное, подробное описание окружения и предметов. Нет, туда записывают то, что даже близко не похоже на “Зенитный угол” и “Распознавание образов”. Зато похожие произведения вы в списках не найдете.
Поэтому если вы писатель и хотите написать произведение в жанре наупанк, вам придется досконально изучить, что имел имел в виду Стерлинг. А заодно отказаться от паранормальщины и фантастики. Именно поэтому наупанк не смог затмить собой киберпанк. У киберпанка есть яркий стереотипный образ. Все к нему привыкли, все его любят. Его ждут. А от ярлыка “писатель-киберпанк” не так-то легко уйти. Даже если бы Гибсон или Стерлинг решили сделать наупанк более популярным жанром, они бы столкнулись с тем, что читатели просто не готовы отпустить киберпанк, к которому привыкли.
Проблема вторая - время и техническая грамотность читателей. Наупанк появился внезапно. И хотя причин для его появления было много, можно сказать, что он появился раньше своего времени. В 2004 году об интернете большая часть людей по-прежнему узнавала из телевизора и газет. Он существовал, но был весьма дорогим и мало доступным для большинства людей на планете. Поэтому темы, которые затрагивал Гибсон и пытался раскрыть Стерлинг, многие люди попросту не поняли. Интернета не было, не было мемов и доступной информации. Наупанк романы казались абсурдными.
Это сегодня каждый школьник знает, что такое OSINT и свободное ПО. А тогда сама идея того, что какой-то программист приводит в ужас генералов США казалась абсурдной. А диалог про эльфов и спутники многих заставлял бросать книгу. Понадобился почти десяток лет, прежде чем наупанк-истории стали понятны читателям. Тогда у каждого уже был любимый браузер, электронная почта, соцсети, игровые консоли или Steam, аккаунт на видеохостингах и MySpace как центр всей этой вселенной. Ведь именно там была любимая музыка и друзья. А еще в Stellarium можно было узнать, что за звезда сейчас ярко горела на небе. Но на этот момент Гибсон и Стерлинг уже ушли от наупанка и за дело взялись более продвинутые ребята.
А вот другие легенды фантастики - такие, как Томас Пинчон и Нил Стивенсон, только начали работать в наупанке. И снова неудачно. “Край навылет” Пинчона вышел 2013 и оказался редкой скукотищей про расследование несоответствий в платежных документах и бумагах одной из компаний. Нил Стивенсон смог поймать дух времени и выпустил в 2011 году роман “Вирус “Reamde”” про онлайн-игру с продвинутой симуляцией. Но из-за характерного стиля писателя, целевая аудитория осилить историю не смогла.
Это тоже была проблема - наупанк было тяжело читать. Ты ожидал истории про онлайн-игры и хакеров, а получал десятки страниц про жизнь на ферме и посещение супермаркетов. Поэтому неудивительно, что наупанк в пух и прах проигрывал манге и ранобэ, веб-литературе и более понятным произведениям, таким как “Первому игроку приготовиться” и “Записки о робототехнике”.
Один из самых жутких примеров "неправильного" наупанка - аниме и игра Chaos;Head. И кстати, эта девушка лишь фантазия в голове главного героя, тюльпа
Проблема третья - “неправильный” наупанк оказалось делать гораздо проще. И он был интереснее. В оригинальных наупанк-произведениях не было фантастики и мистики. Но некоторые авторы взяли и добавили их в современный сеттинг. Так появился блестящий роман Алана Глинна “Области тьмы” 2001 года. Да, тогда ещё не было термина наупанк, но идея Глинна была 100% наупанковской, просто смешанной с киберпанком. Главным героем романа был писатель, находящийся в творческом кризисе. Ему посчастливилось найти лекарство, что включает мозг на 100%, но оказалось, что у лекарства есть серьезные побочные эффекты, а ещё за ним гоняются головорезы, нанятые серьезными людьми.
Этот роман напоминал классический киберпанк рассказ “Музыка Крови” Грега Бира, но по накалу сюжета это был “Нейромант” Гибсона и Hardwired Уильямса. В 2011 году вышел одноименный фильм и это был очень интересный взгляд на трансгуманизм в XXI веке, а сам фильм также критиковал многие проблемы современного мира.
Еще одним примером “неправильного”, но безумно интересного наупанка стал сериал “В поле зрения”. Среди геймеров и любителей киберпанка он считает культовым. Последняя серия вышла относительно недавно - в 2016 году. В нем анонимный миллиардер спонсировал наемников для предотвращения преступлений. И главным его инструментом в этом была система слежения, созданная правительством США. Первоначально сериал напоминал полицейские процедуралы, но после третьего сезона он все больше стал похож роман в жанре киберпанк. Авторы сериала, вероятно, взяли за основу роман Стерлинга “Занитный угол”, но позже разбавили его работами Гибсона, Филипа Дика и возможно даже Джозефа МакэлРоя, хотя это больше похоже на фанатскую теорию. В итоге зрители видели, как наш мир медленно превращается в киберпанк-утопию.
Геймерам сериал напоминал Watch Dogs и Payday 2, любители полицейских драм плакали над сюжетными поворотами, любители фантастики наблюдали за развитием искусственного интеллекта. В сериале было много юмора и интересных моментов. Даже любители “Комиссара Рекса” были в восторге, ведь одним из героев был пес по кличке Медведь.
Впоследствии “В поле зрения” стал основным референсом для всех, кто решил поработать в похожем сеттинге. От видеоигр до аниме.
Ярчайший пример “неправильного” наупанка демонстрирует японская компания 5pb. Они создают серию визуальных новелл Science Adventure, которая демонстрирует все возможности и особенности жанра наупанк, но не упускают возможности затронуть тему научной фантастики и мистики. Они активно встраивают в сюжет отаку- и гик-культуру, создают множество отсылок и пересечений с другими работами, но главное, они рисуют достоверный и подробный образ жизни в современных японских городах. Самый яркий пример “неправильного” наупанка из Японии - “Врата Штейна”. Это романтическая остросюжетная драма о путешествиях во времени, представляющая собой историю в жанре технотриллер, поданный так, чтобы зритель не мог подумать о том, что это технотриллер.
Сегодня наупанк набирает обороты. Аниме “Ликорис Рекоил” возвращает к жизни чистый наупанк из научно-фантастических излишеств и отдает дань уважения классическим боевикам. Сериал “Кликбейт” исследует темы отношений в интернете и их опасностей. Даже последний “Призрак в доспехах” обращается к темам, свойственным наупанку. Но черты жанра по-прежнему не расчерчены. Поэтому конкурировать с киберпанком наупанк не может. Он все ещё остается жанром - призраком, непонятным большей части зрителей и читателей. Даже если когда-то выйдет несколько сотен произведений в жанре наупанк, это мало что изменит. Их по старинке будут относить к киберпанку и технотриллерам.
Поэтому задача критиков и литературоведов сегодня - разобраться наконец с вопросом “Что такое наупанк?”.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила