Супертяжелая частично-многоразовая ракета-носитель Falcon Heavy – реальность или миф
Казалось бы, что за странный вопрос ? На начало 2024 года ракета-носитель (РН) Falcon Heavy совершила уже девять (!) успешных полетов, в том числе, отправила за орбиту Марса электромобиль Tesla, принадлежавший Илону Маску. Какие могут быть сомнения в ее существовании ?
Естественно, никаких. РН Falcon Heavy существует и успешно выводит на орбиту полезную нагрузку (ПН). Однако, есть несколько «но»...
реклама
Миф первый.
Точнее сказать, это даже не миф, а некая подмена понятий. По американской классификации, «сверхтяжелыми» считаются ракеты-носители, способные выводить на низкую околоземную орбиту (НОО) полезную нагрузку (ПН) массой более 50 тонн. Просто «тяжелые» доставляют на орбиту от 20 до 50 тонн.
реклама
Отправляемся на сайт компании SpaceX или в Википедию, и видим, что в этих источниках декларируется способность РН Falcon Heavy выводить на НОО целых 64 тонны. Правда, с оговоркой, что это достигается при использовании в расходуемом, то бишь, одноразовом варианте. При возврате ступеней, цифра становится гораздо скромнее: всего лишь 30 тонн. Пока примем эти данные на веру и будем исходить именно из них.
Что же у нас получается, если отталкиваться от характеристик ракеты, заявленных самой компанией SpaceX? А вот что. При использовании в одноразовом варианте, Falcon Heavy, действительно, может претендовать на звание «сверхтяжа». А вот при полете с возвратом ступеней – это носитель «тяжелого» класса, который скорее ближе к «средним» ракетам, чем к «сверхтяжелым».
Таким образом, РН Falcon Heavy – это либо одноразовый «сверхтяж», либо частично-многоразовый «тяж». А вот так, чтобы сразу и «сверхтяжелый» и «частично-многоразовый» - это миф.
Миф второй.
реклама
А способен ли Falcon Heavy, в принципе, вывести заявленную полезную нагрузку ? Вернемся к официальным цифрам. Если верить им, то, как мы помним, полезная нагрузка составляет 64 тонны в одноразовом варианте и 30 тонн в многоразовом. Ничего не кажется странным ? Не режет взгляд ? Лично мне, очень даже режет !
У ракеты Falcon Heavy есть «младший брат»: РН Falcon 9. Обе ракеты состоят практически из одних и тех же модулей, с той лишь разницей, что Falcon 9 включает в себя всего лишь один блок 1-й ступени, а у Falcon Heavy таких блоков целых три, соединенных параллельно.
Но каковы же характеристики Falcon 9 ? 22,8 тонны ПН на низкую орбиту в одноразовом варианте и 17,4 тонны при возврате 1-й ступени. Разница между одноразовым и многоразовым вариантом выведения есть, но она относительно невелика. За многоразовость приходится «заплатить» уменьшением массы полезной нагрузки примерно на одну четверть. Совсем иначе обстоит дело с Falcon Heavy. Тут многоразовость почему-то «съедает» более половины массы ПН, оставляя лишь 30 из 64 тонн. По идее, должно было бы быть 48 и 64 тонны.
Стоит отметить тот факт, что данные для Falcon 9 являются не просто какими-то расчетными, это реальные цифры, полученные в ходе реальной эксплуатации ракеты. В отличие от данных для Falcon Heavy. Дело в том, что несмотря на состоявшиеся уже девять запусков, эта ракета-носитель пока даже близко не продемонстрировала заявленные для нее возможности, выводя во всех своих полетах на орбиту довольно скромные массы полезной нагрузки.
реклама
Это был самый первый момент, который меня удивил и озадачил. И я решил присмотреться к Falcon Heavy немного повнимательнее, но не погружаясь в вычисления слишком глубоко.
И тут меня снова ожидал сюрприз ! Полезная нагрузка Falcon Heavy в одноразовом варианте составляет почти 64 тонны (63,8 т, если быть совсем точным). Это практически в 3 раза больше, чем у Falcon 9. Как этого можно добиться, используя, словно кубики, набор однотипных элементов ? Ответ напрашивается сам собой: взять 3 первых ступени и добавить к ним 3 вторых. Но у Falcon Heavy всё ограничилось лишь тремя разгонными блоками 1-й ступени, а вторая ступень была позаимствована у Falcon 9 без каких-либо заметных изменений. А это означает, что приращение скорости, обеспечиваемое этой ступенью, будет весьма невелико, учитывая почти трехкратное увеличение массы полезной нагрузки.
Всё сказанное выше заставило меня взяться за калькулятор и попытаться оценить возможности этого «сверхтяжа» уже не «на пальцах», а хотя бы в рамках формулы Циолковского. Сразу оговорюсь, что не назову какой-либо конкретной грузоподъемности ракеты Falcon Heavy. Потому как, несмотря на кажущуюся простоту расчета, есть целый ряд нюансов.
Например, такой. Удельный импульс двигателей 1-й ступени составляет 282 секунды на уровне моря и 311 секунд в вакууме. Какую из этих величин использовать в расчетах ? В данном случае, я, не мудрствуя лукаво, взял среднее значение, хотя прекрасно понимал, что это является некоторым допущением, влияющим на точность расчетов. И подобных допущений пришлось сделать несколько. Не утомляя читателя долгим их перечислением и объяснениями, почему я использовал именно то, а не другое число, сразу скажу, что проведенные расчеты указывают на то, что масса полезной нагрузки, выводимой Falcon Heavy на низкую орбиту, лежит в пределах 40-48 тонн.
Сразу оговорюсь, что расчеты были сделаны для двухступенчатой ракеты, а схема выведения Falcon Heavy такова, что у нее, как бы, появляется небольшая промежуточная ступень между обычными первой и второй, поскольку центральный блок продолжает работать несколько дольше, чем боковые. Но до полноценной ступени это ухищрение не дотягивает, так как, объем топливных баков, а также количество и характеристики двигателей и центрального и боковых блоков идентичны. Именно поэтому, та же Википедия для этой РН указывает количество ступеней как «2+», а не «3», как, допустим, у ракеты-носителя «Союз».
Это дополнительная «полуступень» появляется исключительно благодаря тому, что на начальном этапе полета двигатели центрального блока работают не в полную мощность, а, значит, потребляют несколько меньше топлива, чем двигатели «боковушек». Таким образом, когда в боковых блоках топливо уже заканчивается, в центральной секции еще остается некоторый его запас. В этот момент боковые блоки отделяются, и ракета на недолгое время «превращается» в обычный Falcon 9.
Эта уловка несколько повышает энергетические возможности ракеты, но не очень сильно, поскольку экономия топлива в центральном блоке, достигающаяся за счет дросселирования двигателей, напротив, эти возможности ухудшает. В конечном итоге, выигрыш, безусловно, есть, но небольшой. По моим приблизительным оценкам, это может добавить 2-3 тонны к массе выводимой ПН. Что, впрочем, всё равно очень далеко от заявленных 64 тонн.
Безусловно, это всё лишь косвенные факты, не позволяющие с абсолютной уверенностью утверждать, что ракета-носитель Falcon Heavy не способна вывести на орбиту 64 тонны. Лучшим критерием истины является практика. Возможно, компания SpaceX сумеет опровергнуть мои расчеты и, наконец-то, запустит на орбиту что-нибудь реально весомое. Однако пока сомнения остаются...
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила