ИГРЫ: Brothers in Arms (первые впечатления)
реклама
Совершенно незаметно для меня вышла в свет весьма ожидаемая мной игра Brothers in Arms. То ли я от жизни отстал, то ли сейчас есть проблемы поважнее, но факт - игрушку увидел в нашей локалке, сначала не поверил, полез на overclockers (но там только начали обсуждать), а затем на хобот, и как оказалось, люди в неё уже вовсю играют, и что характерно, кроют на чем свет стоит. Это такой стиль: запустить новую игру, не разобравшись, не пройдя и первого уровня нестись на форум и постить, что вышел очередной кал, разработчики даром едят хлеб, нас опять кинули. Особые претензии, как всегда, предъявляются к тормознутости. Типа, не совместимы системные запросы с демонстрируемой графикой. Разумное замечание, но вопрос: что брать за идеал? Где графика отрабатывает на 100% системные запросы? Я лично такого не знаю. Приводят в пример, что FarCry шел замечательно, а эта игрушка притормаживает на той же системе. Возможно, но что, Фар - это идеал по графике? (для таких фанатов, как я - конечно, идеал) Вспоминаю посты в форуме, когда к FarCry предъявлялись те же претензии: мультяшная графика, чему тут тормозить, напихали шейдеров и т.д. Поэтому - всё относительно, все современные игры будут тормозить, в какой-то мере это можно исправить, отказавшись от чего-то, типа АА или даже спустив уровень детализации.
Теперь ближе к самой игре. В прошлом году, примерно а такое же время, я увидел в сети ролик разрабатываемой игрушки Brothers in Arms и потерял покой. Потому что на тот момент я был одержим Call of Duty. Главное преимущество её было в отлично донесенной атмосфере хаоса боя. Признаюсь, до этого я не видел ничего подобного: взрывы, крики, паника, непонятно, в кого стрелять, тебя убивает неизвестно откуда прилетевшая пуля. Наверно так и есть на войне. Так вот новая игра BiA должна была, по мнению специалистов, быть в духе CoD, но с возможностью тактики (управление своим взводом). Не могу сказать, что меня особенно радуют эти тактические навороты, CoD зацепил именно тем, что выступать приходилось не в традиционной роли командира, а простого рядового и прочувствовать обстановку с его позиции. Также в ролике BiA меня поразила реалистичная, без мультяшности графика. Заявлялись также поддержка мимики персонажей, интерактивность в общении с подчиненными. Говорили, что разработчики очень внимательно отнеслись к исторической достоверности в создании боевых локаций: использовалась аэрофотосъемка, корректируемая в соответствии с тем временем, живыми очевидцами событий. Всё это навевало на мысли, что игрушка должна получиться мощная, но надежда увидеть её в скором будущем при этом таяла, как снег. С такими-то заявками. Словом, я и думать забыл о ней, и вот - пожалуйста, на прошлой неделе обнаружил в локалке. Прошел однако год. Ожидание не было тягостным, потому что я ее уже вообщем-то не ждал. После Moh и CoD тема немцев мне, мягко говоря надоела, да и всё моё внимание захватил реальный хит - FarCry. После знакомства с ним все игры стали мне казаться примитивными и несерьезными.
Хоть я и прочитал порцию ругательных отзывов о Brothers in Arms, это не удержало меня от установки игры на мой компьютер. Хотелось убедиться, на самом ли деле всё так плохо. Здесь хочется сделать маленькое отступление. Всё же впечатления от игр (книг, фильмов) - вещь очень субъективная и индивидуальная. Порой даже близким тебе по убеждению людям нравится (или не нравится) такое, что волосы на голове дыбом встают. Я уже давно взял себе за правило читать ревью, отзывы на форумах только после того, как ознакомлюсь с интересующим сабжем, но правило это тут и там нарушаю. Это на самом деле вредно для восприятия, так как подходишь уже замутненным и с предвзятостью. Бывают и практические минусы. Как известно, недавно вышел Driver3. Первый Драйвер - совершенно легендарная игра для приставочников, да и владельцы PC равнодушными не оставались. Это продолжение было очень ожидаемо и мной, и массой других поклонников этой игры. Но на форумах её захаяли настолько, что я решил не скачивать из локалки, а когда опомнился, то её там по странному стечению обстоятельств уже не оказалось. Вред от излишней восприимчивости к чужому мнению налицо.
Ну вот, Brothers in Arms установлен и запущен. Начну описывать впечатления в хронологическом порядке. Вот моя первая эмоция. Ужас! Как в это можно играть?! Но буду спокойнее. Начну с того, что установить графику на макс., плюс АА мне не удалось, так как мой компьютер с R9700 Mobility просто этого не потянет. Пришлось поступиться: детали на medium, разрешение 800х600, всё скромно. Поэтому ругать графику не стану ни под каким предлогом: ни с точки зрения тормознутости, ни с красивости/некрасивости. Меня убили совсем другие вещи.
Игра началась, как это теперь водится, с скриптовой интеактивной сцены, где главного героя ранят, убивают, контузят. И после этого ведется повествование, как герой до такой ручки дошел. Что произошло в описываемой игре, я еще не в курсе, так как в самом начале. Но могу сказать, что ничего хорошего, так как волей судьбы герой оказался в самом страшном событии Второй Мировой Войны (с точки зрения всего прогрессивного человечества, смотрящего телевизор) - высадке в Нормандии, в так называемый D-Day. Это теперь такой признак хорошего тона: если игра про американцев и WW 2, то действие обязательно должно происходить в Нормандии, причем именно в первые дни войсковой десантной операции "Оверлорд". Я ничуть не хочу принизить роль этой высадки (кстати, самой массированной в истории десантной операции, насколько я знаю). Не будь её - не факт, что удалось бы в 1945 году дойти до Берлина. Но почему с легкой руки Спилберга в кино и играх идет повествование только об этом событии? Вот я например, довольно плохо знаком с ролью США в WW 2, кроме того, что они поставляли союзникам технику по ленд-лизу. И после такого количества игр и фильмов у меня может сложиться впечатление, что американцы высадились во Франции, неделю там побузили и тихо отчалили обратно. Тема то не раскрыта, господа сценаристы. Кроме пафосного подтекста о том, что войну выиграли строго США (при посредственной поддержке союзников, Англии и СССР), неплохо было бы рассказать (и дать поиграть) о практических делах. На этом фоне хочется выразить особый респект авторам CoD: флаг над Рейсхтагом там водружает советский "рядовой пехотинец Ваня". Для нормальных людей это кажется обычным, но при сегодняшней антирусской пропаганде такой жест можно назвать благородным.
Ну, ладно. Итак, в игре герой-десантник выпрыгивает из горящего самолета, летящего над Нормандией. Тут мы становимся зрителями шикарнейшего парашютного полета над великолепным ночным ландшафтом Франции. Это очень сильный эпизод в игре. Поначалу мне показалось, что один из немногих.
Приземляется герой уже без оружия (что понятно, резкая эвакуация из горящего самолета), но мир не без добрых людей: оказавшийся в нужном месте товарищ поделился пистолетом. При первом же столкновении с немцами удалось разжиться трофейной винтовкой. Стрелять из неё оказалось очень интересно: после выстрела затвор передергивается, что берет время. Практически из неё застрелить кого-то - очень непросто. Это - для реализма, который в меру очень полезен.
Дальше началась сама игра, и начало это повергло меня в уныние. Я понял, что многочисленные камрады с форумов, несущие BiA по кочкам не ошиблись. Страшнейшая линейность, доходящая до абсурда: нельзя даже зайти в открывшуюся дверь, из которой только что выскочил фриц. Про невидимые стены даже говорить не хочется. Непроходимые кусты, обрамляющие коридор, по которому тебе суждено бежать, как крысе, являются также отличным укрытием от пуль, равно как опрокинутые подводы и снопы сена. Всё, что непроницаемо для глаз, невозможно и прострелить. Дырок от пуль не остается, убитые враги исчезают через минуту. И всё это в игре 2005 года. В очень ожидаемой, серьезно позиционируемой игре.
Такие вот впечатления от первых минут в Brothers in Arms. Я решил, что жить ей у меня на винте - еще день-другой, пока я пишу разгромную статью для ПС.
Теперь, после всего перечисленного, не сочтите меня человеком с неустойчивой психикой, но я скажу, что Brothers in Arms - отличная игра. Она настолько хороша, насколько вообще это возможно для подобных игр, в стиле CoD. Отчего такая перемена мнения? Сделаю маленькое отступление, о первом впечатлении и недержании. Как известно, первое впечатление - оно самое сильное. Также оно - самое неправильное. Сколько раз замечал за собой, что судить по первым эмоциям - всегда ошибаться. Это касается всего: работы, женщин, друзей.. И разочарования, и восторгов. Нужно сперва присмотреться, разобраться, понять. А делать выводы по первому уровню в игре - это тоже, что говорить о фильме по титрам. Конечно, какие-то тенденции разглядеть можно, но что будет дальше? Однако наше традиционное недержание не позволяет нам всё взвешенно рассмотреть и обдумать. Сразу уже - или черное, или белое. И самое главное - тут же поделиться своим открытием с окружающими. Увы, я сам поддался всеобщим настроениям, но вовремя одумавшись, решил, что такое поведение не достойно умудренных камрадов.
Поэтому, после всех перечисленных недостатков, которые падают на игрока в самом начале игры, мне удалось заставить себя продолжить и пройти еще хотя бы пару уровней, всё таки я должен быть в курсе, раз решил писать обзор.
Итак, что же за игра перед нами? Brothers in Arms - это классический скриптовый FPS с элементами тактики. Тактика сводится к возможности управлять своими подчиненными. Набор команд не сильно богат: перемещение, поддержка огневым прикрытием, атака, разгруппироваться, сосредоточиться. И это хорошо, иначе запутаться было бы нетрудно.
Пока я прошел совсем немного, только два дня (из девяти). Поэтому видел в игре немного, но и то, что уже есть, весьма впечатлило. А есть, самое главное - атмосфера. Это не CoD, но здесь я не сравниваю в чью-то пользу, просто констатирую, что BiA о другом. Основная тема игры (из пройденного мной) - это короткие стычки с немногочисленными группами немцев. Выглядит это довольно однообразно: подавление огневой мощью противника и обход с фланга. Но при этом надоедания не происходит (если вы не играете запоем). Причина - великолепная работа левел-дизайнеров. Здесь они потрудились на славу. Уровни все сплошь красивые, и главное, все реалистичные. Только посмотрите на это скриншот:
Ну, чуть не фотография! Электростолбы, дорога, домик на заднем плане кажутся просто настоящими. Оттого каждая новая партия фашистов воспринимается с энтузиазмом. Общий эффект присутствия - отличный. Геймплей потихоньку затягивает, недостатки перестают играть вообще какую-либо роль. Неудобство доставляет лишь режим чекпойнтов, в игре нет быстрого сейва. Вместе с реалистичной моделью прицеливания, да и вообще всего, что связано с стрельбой, это несколько сбивает динамику боя, когда приходится проходить какой-нибудь длительный отрезок заново, потому что тебя в горячке боя настигла чья-то шальная пуля, посланная с большого расстояния. Кстати, что касается обращения с оружием, то для такой аркадной игры, здесь всё выдержано в модном ныне реалистичном стиле. Про хедшоты придется забыть. Авторы сделали всё, чтобы игрок почувствовал себя в шкуре обычного солдата. Как сейчас принято, в игре реализованы два режима стрельбы: стандартный, с перекрестием посредине экрана и "от плеча". Ни в первом, ни во втором метко поражать цели не выйдет - после каждого выстрела оружие дергается не по-детски. Это и правильно, вполне допускаю ситуацию, когда в суматохе боя с пяти метров не удастся попасть из ружья в противника. Забавно выглядит ситуация, когда ты стоишь напротив немца и вы лихорадочно стреляете друг в друга, промахиваясь. Но больше чем уверен, в реальном бою такое возможно. Надо отдать должное разработчикам, они поставили наших противников в те же условия - "снайперов" среди них немного. Своеобразного реализма добавляет одна фишка, которой я не видел раньше в играх: индикатор огневого подавления. Над головами немцев горит красный кружок, который меняет цвет на серый, при усилении огня прикрытия. Это и логично, никто не станет открывать ответную стрельбу, когда вокруг него летают пули. Одно только, красные кружочки издалека показывают, где засели немцы, это облегчает игру, но индикаторы в меню можно отключить.
Поначалу напрягает оружие - всего лишь пистолет и немецкая винтовка, но как только удается добраться до МР-40, дело сразу идет веселее. Скажу одно - еще нигде я не стрелял из "шмайсера" с таким удовольствием. На мой взгляд, реализация этого автомата в Brothers in Arms самая реалистичная. А уж звук от него... Наконец стало нельзя перезаряжать оружие "на ходу": пока не выстрелил все патроны, сохраняя остаток. Теперь есть конкретное количество обойм, и при их замене, остаток пропадает. Перезарядка стала похожа на реальную: приходится выбирать удобный момент, хотя в горячке боя это забываешь, и чаще всего меня мочили именно по причине отсутствия патронов в нужный момент, пока я не привык к новому режиму. Вот еще бы не было индикатора количества патронов в обойме, чтобы высчитывать самому. Интересно стрелять из пистолета, в нем семь пуль и выстреливаются они так быстро... Причем попасть трудно даже с пяти метров - сильная отдача. Ничуть не расстроен таким подходом к прицеливанию: не уверен, что солдат, нечасто держащий в руках пистолет сможет в панике, запыхавшись, стрелять на бегу, как ст. лейтенант Таманцев из "В августе 44го". Претензия к другому. Плохо то, что противники толком не проявляют себя, если в них попали. Порой палишь почти в упор и не понимаешь, попал или нет. Вот в CoD было отлично сделано - фриц падал, раненый и вскакивал, отстреливаясь, пока ты его не добивал. Здесь только убив, можно отделаться от назойливого противника: будет стрелять и двигаться шустро, несмотря на несколько пуль, сидящих в нем. Но анимация смерти сделана очень достойно: немцы (и свои, кстати) отбрасываются выстрелами, падают в различных позах, вообщем, здесь всё в порядке.
Отдельное спасибо разработчикам нужно сказать по поводу невозможности "режима Рембо", когда свой взвод, несмотря на всю тактику, посылается подальше и начинается единоличный разгром Вермахта при помощи сверхточных хедшотов и стрейфа. Здесь этот номер не прокатит - убьют сразу. Противник сидит, хорошо укрывшись, нередко простреливает площадь с разных направлений перекрестным огнем. Интеллект его, хоть и не фаркраевский, но достаточный, чтобы контролировать игровое пространство. И поэтому наш выбор - самим это пространство законтролировать, чтобы урулить фашистов и идти дальше. Сделать это можно лишь с помощью наших верных товарищей, которые, кстати, очень за игрока беспокоятся и кричат срывающимися голосами: "Baker, get down, Baker get back", как только он решает оторваться от них и что-то учудить сам.
По названным причинам нет смысла посылать ребят на смерть командой "Атака": скосят всех на половине дистанции. Эту команду можно применить, если уже численное превосходство на вашей стороне, или просто нет другого выхода - вы сами в критической ситуации. Лучше всего пользоваться проверенной тактикой: отвлекающий, заградительный огонь и ваш личный обход с флангов. Хорошо, когда есть два взвода в подчинении - один прикрывает, а другой вместе с тобой обходит и атакует. Надо сказать, что твои солдаты под ногами не путаются и передвижению не мешают, как это часто бывает в подобных играх. Они какие-то обтекаемые, даже в тесных пространствах с ними легко разминаешься. Не знаю, минус или плюс, но в игре нет "friendly fire". В угоду аркадности он не предусмотрен. Это ясно, потому что с ним разборки в фрицами усложнились бы в разы: наши же солдаты своим заградительным огнем порезали бы однополчан на колбасу. В коллективных шутерах очень сложно реализовать нормальное поведение своей паствы и до толкового огневого прикрытия, без несчастных случаев еще очень далеко. К слову, и в реальном бою потери от шальной пули товарищей не такая уж редкость.
Очень порадовало, что на второй игровой день нам в подмогу дали танк. Он тоже включен в твой взвод, как вторая "fire team": ему можно отдавать приказы наряду с солдатами. Возможности сразу возрастают. Не понравилось лишь то, что при появлении вражеского танка они начинают тупо долбить друг в друга с 20ти метров, даже не пытаясь маневрировать.
И теперь немного о техническом исполнении игры: физике, графике и звуке. Физика, к сожалению, здесь отсутствует, как класс. Её нет вообще. Абсолютно все предметы наглухо приколочены к полу. Разбить нечего нельзя. Прострелить тоже. По этому параметру одно сплошное разочарование, особенно после таких игр, как HL2 и FarCry. Поначалу это просто убивает настолько, что хочется игру деинсталлировать, и диск разбить. К этому добавляются эмоции по поводу нарисованных окон в домах, "металлических" кустов, непростреливаемых деревянных предметов. Видимо, так как игра параллельно разрабатывалась для X-box, авторы не захотели создавать для PC более технологическую версию. Поэтому, приставкой от Brothers in Arms несет за километр, и это моя самая главная претензия. Вопрос, почему в гоночной аркаде FlatOut были построены огромные локации, дома, в которые можно было бы заходить, будь это шутер, масса предметов со своей физикой, и всё это даже в тех местах, куда не ступит протектор гоночного автомобиля, то есть далеко от трассы. Ответ один - разработчики делали игру с любовью, "для себя". У GearBox, видимо были другие мотивы при создании своего творения - отсутствие физической модели в Brothers in Arm - огромный минус.
Звук. С моими колонками в ноуте его не оценить, не оценить его, даже если подцепить наушники - звуковая карта очень бедная. Но по отзывам более оснащенных камрадов, звук очень сочный и реалистичный. Меня только смутило то, что когда по небу летит куча самолетов на низкой выстоте, на земле полная тишина. Причем, в некоторых местах самолетный гул таки проявляется. Что это - баг? Вообщем, сделаем вывод, что к звуковой составляющей особых претензий нет.
И наконец - графика. Как я и сказал, на моей R9700 Mobility многого не добьешься. Пришлось отказаться от разных "вкусностей", но надо отдать должное создателям, хоть игра и явно точилась под приставку, графика в ней просто обалденная. Нет, она не технически совершенная, как в Doom3, а жизненная, реалистичная. Это явный аргумент, почему графика должна развиваться именно в эту сторону, а не в эстетские претензии к теням. Факт, при всей сверхточности графику Дуума никогда не назовешь живой. А вот в BiA пейзажи мне напомнили природу, именно такую, какую я вижу в Европе.
Закат - просто настоящий. В игре все недостатки в текстурах (а они там страшные) завуалированы туманной дымкой, как в Prince of Percia и SW BattleFront. Это - правильный ход. Он дает и красоту и очарование окружающему нас в игре, как заметил кто-то с хобота, ландшафты - сплошь французский импрессионизм. Неплохое сравнение. Посмотрите на город на заднем плане, чисто в стиле Моне .
В сочетании с прекрасными по художественной части уровнями, графика кажется мне просто великолепной, хотя, как ни странно, есть в сто раз лучше. Все огрехи.. или точнее удешевления для приставок меркнут перед реалистичностью. Отлично (для такого технического уровня) реализованы деревья и трава. Зачастую они спрайтовые, но восприятию это не мешает, а трава еще и качается на ветру.
Здорово сделаны спецэффекты, когда при попадании в героя, на "камеру" летят брызги крови и грязи.
Всё это, разумеется, вторично, особенно по отношению к фильмам (см. Спасти рядового Райана), но в играх я не особо припомню такой эффект. В любом случае, это идет на пользу реалистичности и погружению в игру. Поэтому, если не разбивать графику на составляющие, шейдеры, тени, текстуры, то по общему уровню восприятия я поставлю ей 9/10.
Ну, и напоследок, маленькое резюме. Это очень удачный пример сочетания реализма и аркадности, стрелялки и тактического шутера. Всё очень классно сбалансировано, ничего лишнего, один компонент не мешает другому. Brothers in Arms – прекрасная игрушка, которую должен иметь в коллекции каждый любитель пострелять. Как бонус, она дает еще возможность подумать.
И еще – не проходите ее за два дня. Растяните удовольствие. Вообщем, это касается всего, но игр в особенности. И также, не делайте скоропостижных выводов после первых пяти минут, уверен – чем дальше, тем больше она вас будет затягивать. Причина? Просто BiA дает интересное и реалистичное представление, что такое близкий бой, со всей его быстротечностью и бессмысленной жестокостью. Еще не плохо помнить, в чем общий сюжет игры. Как известно, в D-Day было выброшена масса парашютистов над Нормандией и по большей части высадка оказалась неудачной: группы разметало, немцы оказали сильное сопротивление частям вторжения с моря. Поэтому вы оказались в тылу противника, где на вас идет охота, ваша цель – выжить в этом мероприятии, соединиться с основными силами союзников. Надо помнить, что потери среди американских и английских десантников были просто чудовищными: почти всех их убили или выловили и расстреляли.
Игра, как это теперь принято, очень кинематографична, масса скриптовых роликов, диалогов. Если во всё это вслушиваться, то можно проникнуться вообщем-то невеселой атмосферой Brothers in Arms.
Очень рекомендую играть.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают