Кросс из 2 карт Radeon HD 5850 с нерефернсным охлаждением.
реклама
цитата:
Альтернативное охлаждение не дает мне покоя ни на минуту.
maugli-14
Вот и мне не давали покая две идеи.
1)Альтернативное охлаждение на рефернсной видеокарте 5850.
2)Кросс с альтернативным охлаждением.
И не было мне покоя буквально с первого дня после покупки этой карты.А было это еще в октябре 2009 года.Завсегдатаи ветки по охлаждению знают сколько я провел экспериментов,замеров и всевозможных вариаций на тему.
А так как тогда еще не было специализированных кулеров под карты 58 серии,то первым делом был преобретен T-RAD2 от Телмалрайта.Уже тогда я начал задумаываться об построеннии кросса.Но в виду того, что даже этот кулер(далее Таракан) является самым тонким из всех,при установке на него штатных ,или любых других 92 мм вентилей вторую карту в слой PCI-E х16 установить не удастца.Поэтому я заранее купил 2 кулера Skythe Kaze Jyu Slim 100mm с 2000об/мин .Ихнее преимущество-толщина-всего 12 мм.
Но проблема заключалась в то время в том.что не было еще в продаже спец.кулеров на силовые цепи-VRM3/4.Поэтому, обвешав карту самодельными , и не самодельными радиаторами я занялся испытаниями кулера с этими вертушками.Вот так это все выглядело
К моему большому разочарованию выяснилось ,что вертушки эти кроме шума ничего путного не создают.Увы!
А время шло.Я угробил первую карту.Получив по гарантии вторую карту эксперименты продолжились.Сняв эти вениляторы я начал искать им достойную замену(идея кросса пока была отложена в дальний ящик).Замена нашлась в лице Noctua NF-B9 Vortex-Control 92 мм вентиляторов.И вот тут я ни капли не пожелел потраченых денег и времени.Просто прекрасные мельницы-тихие,эффективные.Но что же делать с охлаждением силовых цепей?А VRMов все не было ,и не было.
Тогда я просто вырезал несколько ребер из радиатора Таракана для более лучшего доступа воздуха к силовым цепям(для иформации-они могут награваться до 130 градусов,что не прибавляет радости ни самой карте,ни ее соседям).
Чтобы не перегружать заметку,не выкладываю те,февральско-мартовские результаты испытаний.Не об них разговор.
Вдруг,по непонятной,и независяшей от меня причине карта умерла.Короткое внутри.
Получил по гарантии уже третью карту.
Моему разочарованию от нее не было предела.Если к тому времени большинство свежих карт (по сообщениям владельцев)могли зачастую без поднятия напряжения брать рубеж в 900/1200.То моя ,на напряжении в 1,187вольта с трудом была стабильна на 850/1200.Ни о каком кроссе с ней и разговора быть не могло.
А тем временем,в конце концов появились в продаже долгожданные кулеры для силовиков-VRM3 и VRM-4.И хотя кое у кого из участников ветки были сомнения и скепсис по отношению к ним,они доказали свою превосходную эффективность.В самых тяжелых режимах Fur Mark 1,7 и 1,8 они держали температуру силовиков в районе 50-60 градусов.Тут нужно отдать должное вкладу в испытания этих радиаторов участнику ветки -RKR!Благодаря ему стало известно ,что термопрокладки идушие в комплекте с этими радиаторами ни к черту не годны,и лучше вместо них вообше использовать только термопасту.
Терпеть дальше это форменное издевательство от карты у меня уже не было сил,и благодаря помощи продавцов-владельцев -приятелей магазина я поменял ее на 2 рефернсные карты от Гигабайта.Все предыдушие карты были производства Сапфир.Но к этому времени Сапфир прекратил выпускать/закупать видеокары референсного дизайна-поэтому и Гигабайт.
Вот теперь мы подобрались к сути
К этому времени у меня уже был заготовлен заранее купленный второй кулер-Accelero TWIN TURBO Pro.И хоть у меня было некоторое знакомство с его предшественником(без Про)после которого мы оба расстались недовольные друг- другом.Я решил испытать судьбу еще раз.Сказать что я был от него в восторге-так нет.Даже после выравнивания и полировки подошвы он проигрывал Таракану.
Насколько-увидите дальше.
Но пока не было еще одного VRMа-4 модели.Заказав его, я занялся проверками разгонного потенциала новых карт(больше мне менять не собирались).Выяснилось что одна карта -очень удачна.На напряжении в 1,125 она преспокойно берет 975/1200.Вторая-увы не могла похвастаться таким.На напряжении в 1,125 все что она могла выдать стабильно-900/1200.И только на напряжении в 1,162 и она была стабильна в режиме 940/1200.Т.е. рабочие режимы для кросса мною были уже определены.
Перед этим, я заранее знал, что на моей МоБо невозможно построить кросс в двух первых слотах PCI x16 из карт вооруженных альренативным СО.Причина проста-близость этих слотов.
Только несколько материнских карт имеют слоты PCI-E x16 разнесенные на растояния позволяющее установить на верхней карте альтернативное СО(P6T Deluxe,DFI..)Моя Р6Т этим достоинством не обладала.Для построения кросса с альтернативным СО мне нужно было задействовать первый и третий слоты.Неизвестаный параметром в этом уравнении выступало то,что третий слот работает на скорости х4.Для рещения этого уравненния я провел несколько серий бенчпрогонов одной видеокарты в первом и третьем слотах на одинаковых настройках бенчмарков.Падение производительности в третьем слоте по сравнению с первым составило около 3%.Можно жить.
Кроме того,был куплен через ЕBAY удлиненный мостик для кросса.
Наконец пришел и заказанный VRM-4.Можно приступати и к самому главному.
Забыл добавить.К этому времени я поменял корпус.Теперь у меня HAV 932.Прекрасный корпус!Вы еще поймете дальше почему.
Изначально в корпус я поставил БП вниз,чтобы он снизу забирал воздух и выбрасывал его наружу.
Поставив вторую карту ,еще с рефернсным СО во второй слот я понял,что хочу я того ,или нет , но я буду вынужден на Таракане (предназначеном на 2ю карту,на первой уже стоял Твин турбо)первым вентилятором ставить все тот же 12мм по высоте Скайт.Иначе обычный 25мм вентилятор не проходил по высоте над БП.
Ну вот все готово.снимаю со второй карты родную СО.Ставлю Таракана ,радиаторы на память ,оставшиеся от Арктика,на отдельно стоящий силовик памяти ставлю заранее подготовленный оставшийся самодельный медный радиатор, фиксирую его 2 винтами М3 в отверстия с резьбой заранее подготовленные в этом радиаторе.Затем приходит черед VRM -4,проверив его перед окончательной установкой я его немного разогнул его,чтобы он не уперся в стоящий сверху VRM-3.Вместо отправленной изначально в мусорник родной термопрокладки ставлю акутартоно лезвием снятую т-прокладку с рамы родной СО.Чтобы не елозила и под нее и на нее по капле т-пасты OCZ Freeze Extrime.
Ее же наношу на видеочип перед установкой Таракана.
Все собрано.Монтаж.
И первая неожиданность и неприятный сюрприз.То что нужно первый вентиль заменить на тонкий я увидел.Но я не увидел что карта не входит в слот PCI.
В чем причина?А причина оказывается в том,что МоБо от Асуса комплектуются одной удобной штучкой -
Это переходник для болеее удобного подключения к материнке проводов включения,харда и т.п..Т.е. сначала втыкаются на нее,а потом комплектом в материнку.И вот этот переходник и не дает видеокарте встать на место.
Что делать?А время -поздний вечер.
Снимаю вторую карту ,откручиваю винты со второго вентиля ,наклеиваю на сам радиатор професиональную двухстороннеклейкую прокладку и с необходимым смещением, на нее водружаю второй вентиль.
Маленькое отступление.
Для чего я это затеивал.Меня страшно злило то,что во первых ,во время включения компа то дого момента ,когда драивер подхватывал управление турбиной второй карты ,она успевала раскрутиться почти до 100% -4000б/мин.И после этого ,до вступления в действие графика управления турбиной MSI AF,она тоже успевала поработать на повышенных тонах.Я уже не говорю об кайфе от нее во бремя прогона бубликом,да и б играх .А забивать еще более низкие обороты через MSI AF-уже черевато.
Для наглядности привожу несколько замеров шума выполненных мною профессиональным шумомером
Эти 45,3 дб шум между драивером и MSI AF.
Вот эти 38 с копейками дб -шум когда уже все загрузилось ,но ничего тяжелого не работает.Т.е. уровень весьма комфортный.
Эти ,не очень приятные почти 54 дб -бублик.
Опять сборка-теперь все встало.Но выглядит все это на самым лучшим образом.Ладно,....для начала.
Закрываю боковую крышку и проверка.
Решил проверять бенчем Сталкер.Для других целей,но провел эксперимент прогнав несколько общеупотребимых бенчмарков ,чтобы выяснить какой из них прогревает карту наиболее.Т.е. условия наиболее приближенные к реальной тяжелой графической игровой нагрузке.Именно Сталкер греет силнее всего и продолжительней всего-4 сцены все -таки.
ДА ,немаленькие температутры.И если от Арктика я не ждал лучшего ,то Таракан разочаровал.
Окончательный результат.Ну что сказать-тише чем с референсом,но хотелось бы лучшего.Уровень шума
41,1 дб конечмо не 54 ,но все же.
С этим я и отправился спать,хоть и мысли крутились что нужно это исправить.
Проснувшись утром ,на свежую голову ,хоть и зная заранее какой это геморрой(у него длинные и не съемны кабеля),я вынимаю БП и переставляю его наверх перевернув на 180*.Помните я говорил об удобстве и преимуществе этого корпуса?так вот-это одно из них-возможность выбрать место под БП,кроме того- прекрасная система охлаждения, вениляторы которой я запитал через реобас.
Для этой перестановки я снял верхний 200мм вентилятор и поставил Scythe"KAZE MARU" 140mm na 1200об/мин .И его тоже запитал через реобас.
Но как предотвратить засос воздуха БП из корпуса,хоть и решетка свеху рядом?Нашлась дома полоска клейкой пористой резины из которой я сделал типа забора вокруг БП.
Как мне кажется ,разворот БП на 180* только на пользу.В таком положении весь нагретый воздух в БП будет подыматься наверх из каверн и полостей конструкции блока питания,а не задерживаться там. поднявшись к потолку БП в нормальном положении.
Снова снимаю вторую карту и ставлю на Таракан нормальные 92х25 мм вентиляторы.Убираю на материнской плате переходник подключения для кнопок и подключаю их непосртедственно на МоБо.Собираю,все собирается без сучка и задоринки.
Вот теперь все выглядит вполне цивилизованно.
Пришёл черед для Сталкера .
Обратите внимание на разницу температур по картам.Она доходит до 18 градусов не в пользу Арктика.Все таки Таракан-он и в Африке Таракан.
Теперь шум.
Замер уровня в состоянии покоя ,нета и т.п.
Даже тише чем прежде.Всего 38,5 дб.Как по мне -комфортней не бывает.
Но как под нагрузкой?
45,3 дб.Но это не от видеокарт-а от вентилятора БП.
Но меня не очень радовала такая разница по температурам между верхней(более нагруженой карте)и нижней.А виною всему Арктик,как чуствовал что он не то.Поэтому ,наскреб по сусекам таньга и купил все таки еще одного Таракана с теми же вентилями от Нокти,а они даже в максимуме тише АС в среднем режиме..Доведя до ума и его(как всевгда неровная подошва-фирменый глюк термалрайтов)я заменил Арктик им.И все встало на места-разница составила только 6-7 градусов между картами-что и следовало доказать.
Следующим логичным шагом к тишине будет замена БП на более мощный и тихий.Хоть и мощность моих 750ватт хватает почти с 30% запасом.но шум его,даже не смотря на то, что я заменил на нем вентилятор, все же выделяется на общем фоне .Но это будет нескоро,т.к. недешово,а пока нужно за вторую карту еще расплатится.
Вот и вся история об кроссе из 2 Радеонов 5850 с альтернативными системами охлаждения.
Зеркало статьи- http://www.u-sm.ru/index.php/obzoryi-i-stati/crossfire-iz-2-kart-radeon-hd-5850-s-nereferensnyim-ohlazhdeniem.html
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают