Sparkle GeForce 6600: разгон, охлаждение, опять разгон

14 июня 2006, среда 20:36
для раздела Блоги

Sparkle GeForce 6600: разгон, охлаждение, опять разгон.



Вот и я решил оставить свой след на ПС и рассказать о долгом разгонном пути моей системы. Спаркловская 6600 – признанный лидер серии. Эту видеокарту от множества сородичей отличают неплохая память (хотя в последнее время появились карты с памятью 5нс, у старых особей таких проблем не было) и незаниженное по сравнению с GT версией напряжение на ядре. Однако у данной карты есть один весьма значительный недостаток – хиленькая система охлаждения, о которую, как волны о скалу, разбиваются все первоначальные попытки разгона. Температура GPU легко перескакивает границу 70-ти, 80-ти, 90-та градусов по нестареющей шкале Цельсия. О постоянной работе с такой температурой GPU не может быть и речи.

Первой моей попыткой замены штатного охлаждения стал TT Chrome Orb.

 



TT Chrome Orb




Маленький круглый кулерок буквально сам напрашивался охладить пыл какой-нибудь видеокарты. Собственно на 6600 он перекочевал с моей предыдущей карты Radeon 9550, безвременно почившей вследствие ошибки драйвера hands.sys.

Однако алюминий и не ахти какое крепление приводили к тому, что кулер явно не справлялся с возложенными на него обязанностями – температура чипа при его же частоте в 533Mhz поднималась до 72*С и выше. «Надо что-то менять» - подумалось мне после очередного просмотра сабжевой ветки конференции. Вновь ставить алюминий не интересно. Его явно не хватает для столь горячего GPU. Тем более что вокруг чипа достаточно мало места – квадрат ~55x55.

И тут оверклокерское счастье мне не изменило: в одном из магазинов города всплыл Titan Cu5TB «upgraded». То бишь кулер, мягко говоря, «не первой свежести» - он отработал свой век на каком-нибудь Duron’е, а потом его отдали вместе со всей машинкой «в апгрейд». Ну ничего, вентилятор все равно пришлось бы менять – шум от 4500 RPM 70 миллиметрового вентилятора смог бы вынести разве что Штирлиц. Поэтому вдогонку к нему был приобретен 120 миллиметровый вентилятор Spiriter.

 



(кликните по картинке для увеличения)


CU 5 TB




Итак, 12$ перекочевали из моего кармана в кассу, lets get ready to overclock!

Габариты радиатора - 72 х 59.2 х 72 мм; вентилятора - 70 х 15 х 70 мм. Начнем.



Радиатор несколько великоват, при установке он нависает над чипами памяти. Первое - снимаем вентилятор – он слишком шумный и маленький.

 






Второе – отпиливаем выступающую часть, как показано на рисунке. Поясню. Если кто успел забыть, то у кулеров под Сокет А есть одна особенность - небольшая ступенька (ей они опираются на собственно говоря сокет). Вот именно эту ступеньку мы и отпиливаем, потому что и пилить меньше, и расстояние как раз подходит. В итоге получаем радиатор с основанием примерно 55x55 – то что нужно!

Третье – сверлим две дырки в радиаторе для крепления к плате. Размечать будущие отверстия лучше «на натуре», поскольку вокруг GPU находится очень много потенциально электрически опасных элементов, их нужно обойти, да еще и мост PCI-E->AGP находится очень неудачно. Подходящего крепления у меня не нашлось, но настоящий ТРИЗ’овец найдет выход из любой ситуации! В качестве шпилек выступили канцелярские скрепки в изоляции (они ко мне пришли вместе с канцелярским набором, но, наверно, их можно купить в канцелярском магазине) и пружины от обычных шариковых ручек. Главное – обеспечить отсутствие электрического контакта и присутствие термического. В итоге после нескольких проб и ошибок все это дело встало как влитое.

Все! Можно устанавливать на видеокарту.

А, да, у меня же еще вентилятор 120 миллиметровый без дела валяется! Значит, его на обдув и привесим. Есть много способов крепления вентилятора большого размера к видеокарте, я на первое время выбрал самый простой – перекинул через видеокарту веревку и привязал вентилятор к ней за ушки (вентилятора, а не чьи-нибудь еще).

Напоследок проверяем отсутствие электрического контакта между радиатором и деталями на видеокарте, проверяем надежность прижима, ведь при прогреве клеящие свойства термопасты и прокладок вокруг чипа резко падают, и вся тяжесть радиатора ложится на крепления. Подключаем все коннекторы, в бой!

У меня все получилось далеко не сразу, благо NV40 может работать даже при совсем хиленьком контакте с радиатором (а именно с качеством прижима у меня в основном были проблемы). Однако результаты превзошли мои самые смелые ожидания:http://cp.people.overclockers.ru/cgi-bin/dl.pl?id=15679&filename=for_record.zip

Здесь скрин Riva Tuner’а после прогона «волосатого куба» из ATI Tool. Температура GRU всего 58*С – теперь карте просто необходим ВМ! Т.к. даже при частоте 550MHz еще не видно артефактов, а при 565MHz карта сохраняет работоспособность. Результатами тестов мне Вас удивить не удастся, все-таки система достаточно старая и бюджетная, но для интересующихся результаты 3d Mark'ов в том же архиве.

Итоги.

Первое, после всех указанных действий система осталась полностью работоспособной. Это уже хорошо.

Второе, производительность. Карта буквально преобразилась. В номинале сей гадкий утенок убивает ~ 2k попугайчиков 2005’го года рождения, после всех описанных действий – 3.2 килопопугая! Прогресс налицо! Столь же небывалым образом поднимается производительность и в играх. К сожалению, у меня нет игр, позволяющих записывать демки (да и большого желания делать это нет). Но в GTA:SA и NFS:MW, установленных на моем жестком диске удалось выставить куда более качественные настройки видео, да еще и средний FRAPS поднять.

Вместо заключения.

Как ни прискорбно, время 6600 безвозвратно ушло. Ее еле как хватает, чтобы играть в хорошем качестве в разрешении экрана 1024x768, хотя уже давно стало стандартом 1280x1024. Карта не поддерживает аппаратное воспроизведение видео, аппаратную же перекодировку. Даже лучшей покупкой в данной ценовой нише, на мой взгляд, она не является – при покупке новой системы проще чуть переплатить за материнку, но взять X1600 – он и быстрее, а продукт от Palit еще и как минимум не дороже.

Однако, бежать к старьевщику и продавать ее за бесценок пока явно не стоит. Карта еще способна показать вполне играбельный FRAPS, а поэтому дожить до DX10 на ней явно удастся.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают