Мой выбор бюджетного Hi-Fi (интегральник + полочники)
реклама
С чего все началось
У меня опять сработал “принцип домино”. Казалось бы, невинное желание - сменить безупречно проработавшую 12 лет корейскую ММ 2.1 акустику на другую ММ, поновее (а, желательно, и на что-то получше). Но это обернулось приобретением Microlab SOLO 6C, которые, во-первых, оказались с браком – не переключались входы (а это для меня важно, так как к рабочему столу всегда стянуто не менее десятка источников звука и каждый вход на счету), и, во вторых, качество звучания меня не поразило, на маленьких уровнях они проигрывали предыдущей системе. Правда, к внешнему виду придраться было трудно – классический экстерьер на уровне. Хотя их габариты уже трудно назвать мультимедийными – SOLO 6C имеют размер полноценной полочной акустики без приставки ММ.
Но для темы про SOLO 6C у меня на ПС есть другое место, а упомянуты они здесь лишь потому, что мне стало очень интересно выяснить, какое же слабое звено (или звенья) мешают дотянуться этой акустике до начального Hi-Fi? Думается, многим было бы интересно это узнать, не только мне. И я решил принести себя в жертву для раскрытия этой тайны, посвятив этому процессу много времени (вот оно пока у меня есть), затратив некоторую часть здоровья (вот его как раз и нет) и определенную сумму денег (их не так много, как хотелось бы, но точно больше, чем здоровья ).
Что выбираем
Выбираем связку интегральный усилитель плюс полочная акустика.
Общие требования :
никаких б.у., все только новое (были у меня б/у аппаратура, квартира, машина, жена, но как-то всегда было неприятное чувство, что там уже кто-то был и неизвестно чем занимался)
желательно уложиться в 1500 старых дообвальных долларов США, обоснованное разумное превышение допустимо, но не желательно
стоимость АС не может быть намного ниже усилителя (это аксиома), как правило, она должна быть выше
Связка должна звучать нормально. Для моих ушей, взращенных на хорошей акустике, но побитых реактивными двигателями и возрастной деградацией, это означает, что должен быть пройден определенный порог передачи атмосферы музыкального произведения (материала), когда ты уже чувствуешь вовлеченность в звук и понимаешь, что теперь, для оценки его качества, нужно прислушиваться к деталям. Если такого уровня не достигается – связка бракуется.
Так как у каждого такой порог свой и он не поддается количественной оценке, то мое мнение может отличаться от чьего-то еще или от общепринятого, но у меня есть только свои уши и предпочтения. Извините, если кого-то обижу, но акустику уровня звучания MA BR2 и начальные модели японских ширпотребовских усилителей отбрасываю сразу. Да и вообще устанавливаем планку и по акустике, и по интегральникам от 400 долларов, ибо ниже этого порога нет ничего, удовлетворяющего МОИМ критериям. Допускаю, что вместе с водой при этом можно выплеснуть и ребенка (к примеру, младшенький NAD) и очень жалею, что сорвалось прослушивание линейки акустики Polk Audio, так что, возможно, и в этой категории есть что-то стоящее. Также допускаю, что кто-то так напишет о своем выборе, что полочники будут играть только начиная от модели швейцарской Piega TC10X стоимостью 8 тысяч долларов, такая точка зрения тоже имеет право на сосуществование и, наверняка, такие люди есть. Только ваши уши определяют ваши предпочтения, доверяйте им. Но стоить всегда помнить, что лучшее – враг хорошего!
Технические требования к усилителю:
стерео, не ресивер (в крайнем случае, стереоресивер)
реальная RMS > 40 Вт на канал
как можно больше входов
выход на головные телефоны
наличие пульта ДУ
желательно две пары выходов с режимами A, B, A+B
желательно разрываемое соединение от выхода предусилителя ко входу оконечника, с доступом к обеим сторонам
Технические требования к АС:
двухполосные пассивные полочники с ФИ
предельные габариты, ВхШхГ, 40х25х30 см
мидбас типоразмером 6.5”
Требования по габаритам и НЧ головке лишает нас кастинга ряда очень достойных моделей (например, ЗЯ от Spendor) и нужны для возможности максимально удобной замены НЧ головок в корпусах, так как при поиске Hi-Fi в SOLO попробуем взаимно перебросить головки с корректировкой (при необходимости) RLC цепей. Да и, в итоге, АС будут стоять на спайках на краях компьютерного стола, что ограничивает их размер по глубине, такая вот будет незавидная у них и у их звука судьба, хотя в процессе экспериментов будут использоваться и стойки (их есть у меня ). Правда, есть вариант прибить их на стенку (не стойки, а колонки), но это пока совсем меня не прельщает.
Остальные параметры связки не критичны, все равно все проверяем только ушами.
Выбор усилителя
С усилителем все решилось быстро и просто. Транзитный караван из Китая еще в феврале доставил в наш высокогорный кишлак европоддон с новейшими моделями от NAD – интегральниками NAD 355BEE. Первоначальный ажиотаж и неразумная цена в 800 долларов опустилась к этому моменту до приемлимых 650, к тому же он имеет интерфейс RS-232C, позволяющий управлять всеми своими функциями через микроконтроллер или ПК. По первым отзывам, он получился, по крайней мере, не хуже 352-го, а по словам разработчиков, так существенно лучше – полностью переработана PCB, много фич взято из надовской High-end линейки M (интегральные усилители имеют серию С, то есть правильное название усилителя - NAD С 355BEE). А усилители NAD, не являясь обычно лидерами по качеству звука, всегда имели один из лучших показателей цена/качество, то есть, за свои деньги заслуженно не раз имели всевозможные рейтинги best buy. Поэтому я взял его сразу и не слушая, хотя альтернативные варианты рассматривались – пятый ротель, NAD 372, Onkyo 9555, даже стереоресивер NAD 720, но до прослушки дело не дошло, а тут такая оказия подвернулась. Так что, проблема выбора почти и не успела постоять.
В целом, усилитель понравился. Цене более чем соответствует. Сразу кинулся его.... разбирать? - нет! ... слушать? - нет!!... правильно, программировать!!!
Тут меня ждало небольшое разочарование. Поскольку моя жизнь ввиду болезни проходит, в основном, за компьютерным столом, то в радиусе пяти метров находятся диван и прочие удобства, а все остальное – далекие страны, и я сразу придумал приспособить усилитель (по крайней мере, потенциально, до выхода на сервоприводы) для управления другими устройствами, например, положениями штор, яркостью освещения и т.д, с пульта ДУ NAD или его ручным управлением. Идея проста – после всех моих экспериментов с SOLO, все устаканится, группа громкоговорителей B будет не нужна, также, как и кнопка Tape Monitor. То есть, две команды дают до четырех адресов устройств, которые можно выбирать вручную или автоматически, а ручка громкости будет регулировать требуемый параметр по этому адресу. Это я так думал после анализа команд для ресиверов NAD серии T7x3. Для них протокол определяет скорость 9600 бод и дополнение пакета инвертированной контрольной суммой. Я целый день убил, пытаясь достучаться до усилителя на этих параметрах, но все без толку. Спасибо добрым людям, подсказавшим, что с прошлого года спецификация, с выходом ресиверов NAD T7x5, изменилась, теперь скорость 115 000 бод, все команды и ответы идут текстом в ASCII, никаких контрольных сумм. Все заработало, но... в отличие от ресиверов, возращающих положение ручки управления громкостью (если точнее – соответствующее положению усиление), NAD 355BEE возвращает только подтверждение сигнала, то есть положение регулятора громкости достоверно определить невозможно, если использовалось ручное управление. Ну и ладно.
Зато возможно запрограммировать настоящие слепые тесты, подключив к усилителю две пары АС и различные источники сигналов, для проверки как АС, так и самих источников или исходного материала, но об этом будет отдельная статья (надеюсь), в разделе про мои мучения с SOLO или в разделе про программирование, выложу программу и описание своего скрипт-языка для программирования тестов, может кому и интересно будет.
Выбор АС
С выбором АС дела обстояли сложнее. Во-первых, ни в одном кишлаке мира нет ассортимента, позволяющего провести хотя бы последовательное прослушивание интересующих моделей, не говоря уже о прямом сравнении при мгновенном переключении. Разные магазины имеют произвольный набор компонентов, а акустическая обстановка в комнате для прослушивания (если таковая вообще есть) зачастую не выдерживает никакой критики. К тому же, NAD 355BEE пока еще достаточно редкая птица, а таскать с собой свой нет возможности, так что есть верятнось “не попасть” акустикой в уже купленный усилитель. Поэтому, возможно, просто сочетание негативных факторов плюс мое индивидуальное восприятие не позволило услышать настоящий потенциал некоторых колонок при прослушивании.
Предварительно пошарив в инете, первоначально я склонился к B&W 685, многократному призеру, и, хоть и лишенному приличных фирменных мидбасовских технологий от уважаемых мною и любимых старших напольников B&W восьмой серии, но все же снабженный наутиловской пищалкой (хотя для некоторых ушей, но не моих, она и резковата). Плюс у них уже установлен кронштейн для подвески на стенку. Отзывы, хоть и не безупречные, но адекватные ценовому позиционированию. Правда, размер по глубине все же запределен, но, если понравится звучание, можно и на стенку пристроить. Еще один настораживающий момент – это первая АС B&W, производство которых развернуто в Китае.
По технико-физиологическим параметрам я не имел возможности полноценного тестирования, но, все же, смог лично прослушать некоторые АС, которые в алфавитном порядке привдены ниже. Поэтому дается не анализ или, упаси бог, экспертное заключение, а всего лишь субъективное личное впечатление. Итак:
Audio Pro
http://www.audiopro.com/ Шведская фирма, выпускающая недорогие АС. Серьезно как претендент не рассматривалась, но, вспоминая разговор на форуме с товарищем, прикупившем себе черную жемчужину к HK970, захотелось посмотреть на нее ушами. Весьма средненькое звучание, и цена изделия явно завышена. Гораздо интереснее, по крайней мере, намного адекватнее цене, показалось звучание Avanti A.10, слегка несвободное в середине, но подающее признаки жизни. Стильное оформление, обтекаемый корпус и небольшие габариты, цена немного выше 400 долларов. Если бы я поставил эту цену верхней планкой, то это определенно был бы кандидат на покупку.
B&W
http://www.bowers-wilkins.co.uk/ , Англия. Начинаем прослушивание с предварительного потенциального кандидата номер 1, 685-ой модели (цена почти 850 долларов). В целом, на RA-1070, звук показался вполне приемлимым, позиция кандидата укрепилась.
Вне конкурса (цена уже выше 1200 долларов) прослушана модель CM1, гораздо миниатюрнее 685-ой, но почище в серединке, и, на удивление, не уступающая в басовитости.
В обоих случаях стереопанорама очень лояльна к позиции слушателя.
Canton
http://www.canton.de/de-home.htm , Германия. Послушал Vento 802. Еще пару лет назад парочка котировалась за пару штук, сейчас чуть более 500. Слушал только из-за ее внешнего сходства с Avanti A.10, только она раза в полтора крупнее, смотрится красиво, да и вообще Canton ставит во главу угла экстерьер и об этом говорит открыто. Чуда не случилось. В серии Vento они – тыловики в многоканале, там им и место. Правда, и звук изо всех сил пытался убить ямаховский шестой ресивер, и, надо сказать, ему это удалось. Но – красивые, чертовки (это я про вишню, еще выпускается и желто-поносного цвета, но те увидеть вживую не удалось).
Dali
http://www.dali.dk/us/ , Дания. Крайне интересно мне было послушать, никогда ничего из них ранее не слышал, только видел (Сальвадора ). Выбрал для прослушки IKON 2. Лучше бы я их не слушал. Разочарование полное. Не помогла и смена японца на RA-1060. Показалось даже, что стало хуже. Ни низа, ни верха, середина - как в танке. Поиски сцены напомнили радиоохоту на лис (когда пеленга все нет и нет). Цена более тысячи долларов. Более простые модели слушать расхотелось напрочь. Позднее, когда делился впечатлениями со знающими людьми, оказалось, что не один я их не понял. Прямо гора с плеч, а то подумалось, может я самый эталон звучания и забраковал.
Focal-JMLab
http://www.focal.tm.fr/ Крупнейшая во Франции компания по выпуску АС и их компонентов. В прошлом году читал на форумах критические заметки про NAD + Chorus706V, и про неоднозначные оценки бериллиевой серии, так что определенные опасения были. Кандидат на прослушку был всего один - Chorus806V, с переработанными головками, старые 705V и 706V слушать не хотелось, а модель 807V уже имеет семь дюймов на мидбасе, да и габариты также зашкаливают. Девятая серия, не говоря уже об Utopia, не вписывается в бюджет.
В целом, звучание на усилителях NAD понравилось. Показалось помягче связки Rotel + 685, и глубина сцены побольше, цена - 800 долларов, вполне адекватно. Звучание ровное и детальное, все есть (некоторые критикуют их за звонкий алюминиевый твиттер, но по моим битым ушам это не стукнуло). Вообщем, записываем в кандидаты.
Вне конкурса слушаю напольники Chorus 816V, в которые добавлена дополнительная 6.5” головка, но разница в звучании осталась для меня неуловима (в ТТХ по низам разница в 5 Гц, и, если подвес в полочниках уже разработан, то и разницы с новораспакованными напольниками не будет, если не тестировать на SPL).
Бонусное прослушивание – Nova Utopia Be, это вторая акустика в hi-end линейке от Focal, (Grand Utopia не было на месте). Уровень усилителя, естественно, был соответствующий . Разница в детальности середины после восьмой серии заметна мгновенно. Понятно, конечно, что на грамм улучшения звучания нужно тратить килограммы денег, все же цена неоправданно высока (на мой взгляд). Хотя конструкция монументальная. Никаких бивайрингов и прочих “проводосодержащих” аудиофильских примочек, обычные два барашка. Все самое хитрое – внутри (типа толстенного серебрянного провода в кроссовере).
Monitor Audio
http://www.monitoraudiousa.com/ Что-то никогда не задумывался о стране происхождения, похоже, они штатовские. Очень хотел услышать MA RS1 и GS, так как BR2 для меня вообще не играет. Но мне опять не повезло. Мало того, что раскачка шла через слабенький Marantz, но и помещение было с повышенным уровнем шума, низа вообще не удалось услышать, да и сцены толком не нашлось, как я ни бегал. Единственное, на золоте и в этих условиях более высокая детальность проработки середины заметна сразу.
Конечно, сказалось мое предубеждение против MA – полочников, основанное на прослушке бронз, плюс отзывы знакомых, еле продавших RS1 через полгода после приобретения. Очень хотелось его развеять, но, увы... Спишем на неадекватные условия прослушки, хотя на 100% уверен, что цена на золото(1300 долларов) не соответствует качеству.
PS. Фазики у них интересные, с внутренней продольной нарезкой, видимо, для снижения турбулентности потока. Может, все дело в них?
Triangle
http://www.triangle-fr.com/ Еще французик. Прослушал новые кометы экз. В целом, звучание обыграло все полочники (прослушанные мною за время описывемого выбора). Цена, правда, зашкалила за 1100 долларов, да и класс усилителя был высоким... Вообщем, немножечко следующая ступенька в звуке, чем я выбираю, то есть уже средний класс. Но понравилось, взято на заметку, ранее треугольники не слушал. Более дорогие уже не стал слушать, ибо нет смысла и времени, просто посмотрел и пощупал. Прикольные есть модели полочников, с динамками на фронтальной и тыловой части колонок, гриль там и на заднюю стенку предусмотрен.
Итого
Пора подводить итоги и определяться с выбором. Конечно, далеко не все достойное попалось под ухо, кое-где не срослось по пространственно-временным параметрам (больше всего жалею, что не удалось услышать Polk Audio Rti 6, ну или тройку, модель этого года, также и LSI), но уж так получилось.
В итоге оказалось, что всего-то отобрано два претендента, B&W 685 и Focal Chorus 806V. Комиссия в лице меня, прозаседав одну бутылку пива, единогласно тайно проголосовала за Chorus 806V. В этом выборе в их пользу решающую роль сыграли два фактора – прослушка в салоне велась на усилителях NAD и размер по глубине у них предпочтительнее. Я поздравляю себя с выбором.
Комплект в сборе на фоне моего бардака
Chorus 806V на стойке. Шнурок - четверка от Monster Cable
Эта связка будет являться эталоном для определения слабых мест в звучании ММ акустики SOLO 6C, чему и будет посвящен следующий репортаж. Обсуждению мой выбор не подлежит (в отдельной теме), так что, вопросы или в ветке про хай-фай, или в мою ветку про SOLO на ПС.
Оставайтесь на нашей волне.
(с) zauropod, 8 марта 2008 года
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают