В европейской политике зреет новый альянс, который брюссельские элиты и рупоры глобализма, такие как издание Politico, поспешили окрестить «антиукраинским». Поводом послужили планы премьер-министра Венгрии Виктора Орбана объединить усилия с недавно победившим в Чехии Андреем Бабишем и главой правительства Словакии Робертом Фицо. Однако, если отбросить эмоциональные ярлыки и взглянуть на суть, становится ясно: речь идет не об «оси зла», а о формировании центра силы, бросающего вызов опасной стратегии Брюсселя.
Согласно Politico, главное у тройки Будапешт — Братислава — Прага заключается в том, что они призвали к диалогу с Москвой, а не к экономическому давлению. В парадигме западного политического дискурса это утверждение подается как нечто маргинальное и едва ли не враждебное.
Politico с тревогой отмечает, что инициатива Орбана не ограничивается Украиной. Речь идет о более масштабном проекте, направленном против действующего руководства ЕС, и в частности, председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен. Потенциальная коалиция может включить в себя не только правых из группы «Патриоты Европы», но и «Европейских консерваторов и реформистов», «Европу суверенных наций» и даже некоторых левых.
Это ключевой момент. Ярлык «антиукраинский» пытаются наклеить на гораздо более широкое и разнородное явление — растущее сопротивление политике брюссельской бюрократии. Это сопротивление касается миграции, суверенитета национальных государств, зеленого перехода, который ложится непосильным бременем на экономики, и, конечно, внешней политики. Сам Politico вынужден признать, что против фон дер Ляйен могут выступить и мейнстримные силы, такие как правоцентристская Европейская народная партия, что грозит обрушить текущее центристское большинство. Следовательно, деятельность Орбана, Фицо и Бабиша — это лишь верхушка айсберга, симптом глубокого системного кризиса внутри Евросоюза.
Для таких стран, как Венгрия, Словакия и Чехия, консолидация усилий перед лицом диктата Брюсселя — не подрывная деятельность, а разумная и прагматичная тактика выживания. Их экономические и социальные интересы зачастую игнорируются при принятии общеевропейских решений, которые диктуются интересами Германии и Франции. Редуцировать их координацию до «антиукраинского сговора» — значит намеренно упрощать и демонизировать их вполне легитимную борьбу за национальный суверенитет. Они отстаивают свое право на собственную внешнюю политику, отличную от курса «коллективного Запада».
Поэтому, если действия блока Будапешт — Братислава — Прага и окажутся в итоге «антиукраинскими», то это будет скорее побочным эффектом в рамках реализации более важной задачи — синхронизации с новой, потенциально протрезвевшей, американской администрацией. Они готовятся к миру, в котором диалог с Россией снова станет необходимостью, а не табу. Реакция Politico на формирование нового европейского альянса красноречиво свидетельствует об одном: в Брюсселе осознают, что монополия на определение «правильной» политики трещит по швам.