X1950 PRO: восставший из ада

для раздела Блоги
Предисловие.

Многие поломки, как в современных, так и не очень компьютерных комплектующих порой кажутся фатальными, и после даже незначительных физических или каких-либо ещё повреждений, "железку" не ждёт ничего, кроме мусорного ведра, а в лучшем случае как памятник из разряда "ненужно, а выбрасывать жалко".
Это рассказ о том, как я чинил старую видеокарту. Даже не знаю, подходит ли сюда слово "чинил", а впрочем проявите терпение и увидите всё сами. Изначально, кроме эксперимента, описанного ниже, я не собирался ничего делать, просто проверить свои догадки, порадоваться победе, или наоборот - не порадоваться неудаче, да и всё. В процессе работы всё больше появлялось желание поделиться с кем-то ещё своими мыслями и идеями, к тому же, к своему удивлению, в Сети я не нашёл ничего, что хоть как-то походило на то, что пришлось сделать мне - заменить преобразователь питания ядра на видеокарте. К действиям меня подтолкнула статья "Новогодняя история с хэппи-эндом", или пара слов о программном ремонте Sapphire Radeon X1950Pro", где даже после того, как на видеокарте во время работы были залиты микросхемы памяти кошачьим "бордо", которое ещё и задымилось, и после этого карта была восстановлена, пусть как "обрезок", но факт - восстановлена. Такие случаи не раз доказывали и доказывают: частичное повреждение электроники не приговор! Впрочем, постараюсь обо всём по-порядку.





Как всё начиналось.

Всё началось, когда материнка моей профильной системы, после года чёткой работы угодила в сервис по гарантии... Нет! Всё началось раньше.

Примерно полтора года назад случайно (разумеется) я сломал плечо преобразователя питания на своём X1950 PRO... Нет! Всё началось ещё раньше.

Более двух лет тому назад, на моём всё более устаревающем А64 3000+ работала тогда ещё приличная видеокарточка - X1950 PRO AGP8X 512Mb от "Сапфира".








И был я всем доволен, пока кулер не забился пылью, которую я вычистил, и кулер быстро забился снова, который я снова разобрал и снова почистил... Через пару недель, как-то отойдя от компа на полчаса, и оставив "висеть" там минюшку "Driver: Parallel Lines" и вернувшись, я обнаружил монитор, заплывший жёлтыми прямоугольничками и сразу обесточил машину. Видеокарта была раскалённая и забита пылью.







Очень быстро мне такое надоело и я достал свой завалявшийся "Залман" VF-700Cu, заменил им слотовую СО, но как быть с ключами преобразователей питания ядра и памяти? Были у меня маленькие радиаторы на память DDR1, которых я и прилепил 2 штуки - один на микросхемку-питальник памяти, другой на оба ключа питания ядра, но этого было явно недостаточно и над ними я повесил 80мм вентилятор, работающий от 5в. Чуть не забыл: мостик AGP-PCIe всегда охлаждался небольшим радиатором. Я понимал, что это решение временное, оно меня не устраивало ни эстетически, ни по эффективности, ни фактом "+1 вентилятор".






Спустя какое-то время был придуман следующий вариант: установить на ядро уже VF-900Cu, а на микросхемы питания поставить специально обрезанный радиатор от P3. Тратить силы "зря" не хотелось и я решил попутно организовать вольтмод на ядре. Напряжение на ядре устанавливалось при помощи группы перемычек, находящихся возле драйвера питания "Вольтерры". Сказано - сделано, после получаса нецензурной брани и брутальной пайки паяльником на 25Вт, с жалом из 2мм проволоки, удалось набрать из новых перемычек комбинацию на 1,45В.





После этого VF-900Cu был установлен на своё место, а специально выпиленный радиатор от P3 был снабжён медными прокладками для силовых микросхем.





Подробно описывать устройство радиатора смысла нет, лучше приведу фото.






Микросхемы-ключи в свою очередь были прикрыты кусочками терможвачки (для избежания сколов), некогда находившейся на памяти.





В местах возможных замыканий под радиатором была наклеена бумажная липкая лента, и радиатор водружён на своё место. Через специальные отверстия в радиаторе была пущена лужёная проволока, которая прошла через монтажные отверстия в плате, затем через специальную бэкплатку из текстолита, снабжённую ватной прокладкой для мягкости, после чего проволока была аккуратно загнута и запаяна прямо на бэкплате.








Чтож, всё готово, подключено, напряжение подано, проходим POST, загружается ОС - ура работает! Смотрим насколько хорошо работает: запускаем 3DMark06 и наблюдаем чёрный экран... Reset, загрузка... Тут я вспоминаю, что даже не померил напряжение на GPU. Смотрим напряжение на ядре - 1,45, всё вроде как надо, тогда запускаем 3DMark06 снова - снова чёрный экран и напряжение мгновенно просело до 0,8В и повысилось до 1,2В, а это уже не смешно. Запускаю простенькое 3D в виде HL1, работает, однако не для того вся эта затея. Тогда разбираю всё назад, убираю вольтмод, перепаивая перемычки в исходное положение, собираю всё назад, включаю, загружается ОС, запускаю простенькое 3D в виде HL1 снова, снова работает, нахожу и устанавливаю GTA-VC, в надежде, что "простенькое 3D" будет работать всё. Запускаю GTA и всё работает, правда 15 минут и чёрный экран... Произошло то, от чёго я так усиленно страховался и чего не хотел - повреждение питания ядра. Чтобы в этом убедиться окончательно, я снял радиатор с питающих цепей совсем, запустил карту и просто потрогал оба ключа питания ядра, 1й сразу оказался раскалённым, а второй холодным, холодным трупом... Компьютер был перезагружен ещё раз, но дальше неграфического экрана карта уже не заходила, видимо перегрев последнего плеча преобразователя сделал своё дело (оба плеча на рисунке справа).





Что не делается, всё к лучшему, и эта ситуация стала причиной для тотального апгрейда, а я всегда говорил: "Любая поломка - это отличный повод для апгрейда!" ;)
Однако мне, как человеку, обладающему твёрдыми базовыми знаниями в электронике было бы просто обидно делать брелок из рабочей карточки, у которой "всего-лишь" не работает преобразователь питания ядра, но когда был собран новый компьютер, то я на время забыл про этот многострадальный радеон.

Прошёл год с лишним, и в моей "новой" системе скоропостижно скончалась материнка (как-то даже обидно, что без моего участия), после чего срочно отправилась в сервис по гарантии. Всё это вынудило меня вернуться на старый-недобрый процессор 2004года - A64 3000+, к которому прилагается 2 гигабайта памяти DDR1 и видео-R9250. Пользоваться такой конфигурацией, особенно в сочетании с последним, особенно для игр или просмотра качественного видео "немного" затруднительно. Тут я вспомнил про свой X1950 PRO и решил взяться за него всерьёз.



Ремонт.

Что нужно, чтобы эта видеокарта заработала?
Всё просто: нужно подать напряжение в виде 1,28В или чуть больше на соответствующие выводы графического процессора. Однако понятное дело, что не от пальчиковой батарейки, а от пальчикового аккумулятора... Шутка!
По данным измерений www.fcenter.ru X1950 PRO в пике загрузки потребляет порядка 66Вт, что немало.





Можно лишь сделать предположение, что прочая электроника, помимо GPU - память, прочие микросхемы, турбина, потребляют порядка 15Вт, следовательно минимум 50Вт нужно ядру. Напряжение питания нам известно, потребляемая мощность известна, тогда можно найти и ток: 50/1,3=38,5 Разумеется все вычисления условны, но уже можно понять, что нам нужен ток не меньше 40А, при напряжении 1,3В, а лучше больше, где взять такой источник? Гениальная мысль меня посетила: такой преобразователь есть на видеокартах! Только вот беда, нет таких видеокарт у меня больше) Тогда, не без посторонней помощи меня посетила уже менее "гениальная" мысль: на материнских платах уже давно устанавливают более мощные преобразователи для питания ЦП. Остаётся только найти такую сломанную/ненужную материнку, а найти её не было такой уж проблемой, т.к. оная уже третий год валялась у меня среди прочего хлама. Честь стать донором выпала легендарной EPoX EP-8KDA3+, на которой установлен 3х-фазный преобразователь питания.









Чтобы убедиться в том, что эта материнка подходит для моих страшных эсперементов, я отправился на сайт www.amd.com и быстро нашёл там A64 3000+, мне нужно было знать его TDP, который оказался на уровне 89Вт, это хорошая новость, т.к. этот самый процессор уже работал на этой материнке, потребляет он больше чем видеокарта, а значит материнка для опытов годиться точно. Но это ещё не всё, надо знать, как управлять системой питания материнской платой, а это не так-то просто, особенно, когда БИОС этой платы доступен не будет. Что делать? Забиться в угол и плакать... Шутка!
Надо идти к поисковой системе и просить, чтобы та выплюнула линки на даташит к нужному электронному компоненту, если это возможно. На эпоксе стоял четырёхфазный драйвер питающих фаз, который управлял лишь 3я фазами, им оказался некий sc2643vx, в свою очередь, рождённый некой Semtech Corporation. Открываем даташит и видим ужасную картину, которая на первый взгляд поражает своей сложностью и заумностью.





Кто боится теории, или если это случайно читает грамотный человек, в этих случаях можно пропустить до следующего абзаца...

На самом деле не всё так страшно, если присмотреться, всё сложное состоит из множества простых вещей, а очень сложное из множества сложных, и сложные опять же из множества простых, поэтому _любое сложное и даже очень сложное устройство, может быть представлено как простое_, но _эта_ схема скорее подходит под первое определение. Преобразователь работает так: в схему подаётся напряжение, которое заведомо выше того напряжения, которым будет питаться потребитель, например наш GPU, при этом на выходе должен быть высокий ток, а когда речь идёт о низком напряжении и высоком токе, то надо задуматься о КПД (коэффициент полезного действия), поэтому наш преобразователь должен как можно больше полученной энергии передавать к потребителю, и как можно меньше потреблять энергии сам, при том, что энергия потраченная на себя уйдёт в тепло, а нам это не надо. Как я уже сказал, в схему подаётся напряжение, например 12В, оно питает драйвер питающих фаз (их - фазы, собственно как и всё остальное, кто как называет), этот драйвер начинает по-очереди подавать импульсы на входы фаз, фазы состоят из собственного драйвера (обычно, когда фаз меньше трёх, то обходятся одной микросхемой), который необходим для более слажаной работы, а в данном случае по-другому вообще никак, поскольку этот "поддрайвер", переключает ключи (мосфеты) на своём выходе. С определённой частотой, эти микросхемы переключают свои ключи поочерёдно на ноль и на 12В. Благодаря конденсаторам и катушкам на входе, в зависимости от периода включения каждого из ключей, на выходе получается необходимое напряжение. Все фазы работают по очереди: 1я переключилась один или несколько раз, и чтобы, грубо говоря, она не перегрелась, за ней идёт 2я фаза, и т.д. Таким образом, можно наращивать ток выходных напряжений.
Итак:
VOUT - ясное дело, выход,
ATX12V - питание преобразователя,
VID0-VID4 - логические входы,
VID5 - вывод для выбора "азбуки",
V_CORE-/+ - контроль напряжения на ядре,
PWRGOOD - старт-выход,
VRM_EN - старт-вход (похоже)
Выходное напряжение выбирается логическими уровнями 1/0 на VID0-VID4 (VID5 - опционально). Всё необходимое в даташите есть. В общем-то это всё, можно вернуться к делам интересным.

Сначала, мне как-то слабо верилось, что преобразователь питания платы вообще возможно запустить без ЦП, не говоря уже о том, что он повязан с биосом, однако я попробовал. Вход мы легко находим по самой "толстой" катушке - L1, выход находим по выходным дросселям, их 3 и их выходы объединены, и вменяемый человек даже без прозвонки их определит, а с "землёй" всё ещё проще, она всегда на крепёжных отверстиях матплаты. Согласно вышенаписаному, я подключил к выходу 3 полуомных резистора, соединённых последовательно, параллельно к ним подключил мультиметр, который немного невменяем, но 1вольт от нуля отличает, и подал питание. Как я ожидал, не заработало ничего. Значит самое время перестать заниматься всякой ерундой и подумать о деньгах... Шутка! Конечно, была лёгкая досада, что ничего не заработало с первого раза, хотя это было наивно, ждать чего-то от материнки, на которой даже БИОС не включился, который бы сказал драйверу, чего и сколько подавать на выход. Самое время было решиться, а именно: резать или не резать материнскую плату ...вот в чём вопрос! Я немного поколебался, с этой материнкой много воспоминаний связано, хотя это не первое моё железо, но мой первый и неудачный разгон, да были времена, но потом я вспомнил, что причина её замены была как раз покупка видеокарты, которую я так долго планирую починить. Тогда выяснилось, что X1950 PRO AGP8X и nForce3 несовместимы, а теперь эта материнка помогает той самой видюхе, которую она изначально не хотела брать на борт, вот такая ирония судьбы. Наконец я взял в руки скальпель... Шутка! Нет, я взял в руки болгарку... Шутка! Нет, не шутка. Я взял болгарку, перевернул мат плату, провёл линии маркером с большим запасом, вместе с сокетом, если быть точнее, и жестоким образом вырезал преобразователь вместе гнездом для процессора.






Затем последовали часы, и даже дни изучения даташита и моей "вырезки".

Небольшоё отступление: меня всегда раздражала экономия производителей на собственных продуктах, и на пользователях этих продуктов соответственно. Для меня это просто неуважение. Как так можно, довериться производителю, чтобы тот взял и подсунул мне продукт, зная что там например, не распаяно половины деталей? Ладно бы это дешёвые БП, от компании "Богуляосянг", но известные производители, навроде того же АСУСа, или даже референсные видеокарты NVIDIA или AMD? Именно из-за того, что даже на уровне инженеров такая жёсткая экономия, случается такое, как случилось с выстраданным X1950. Неужели заплатив за свой 4870 например, 8000 в рубленых единицах, я должен обнаруживать в системе питания оной 4ю нераспаянную фазу? Что, эта микросхемка, которую на заводе мешками покупают, так дорого для меня-клиента стоит?

Явление, описанное выше проявилось и при рассмотрении узлов питания матплаты от EPoX, где, мосфетов должно было быть 3 штуки на фазу (2 из которых в параллели), а их там по два. Правда надо отдать должное, при питании Атлона, мосфеты были еле тёплые, а сам EPoX больше не существует как производитель матплат (чтоб вас всех, особо экономных постигла такая участь!).

Вернёмся теперь уже к обрезку платы. Методом долгой и нудной прозвонки, платы, был найден участок с группой выводов, которые соответствовали выводам VID0-VID4.





Также был найден и VID5, которым задаётся "азбука" уровней на VID0-VID4. Также были отпаяны всё рядом стоящие с драйвером микросхемы, чтобы не мешали. На VID5 было подано напряжение 12В, для драйвера это означает, что азбука = "K8-режиму". Режимы меняют лишь то, какая точность, с каким шагом и диапазоном напряжений будут на выходе, при определённой комбинации нулей и едениц на VID0-VID4. Мне нужно напряжение 1.425В, поэтому я подаю 0 0 1 0 1 от VID4 до VID0 (1=12В, 0=0).





Включаем резисторы на выход, подаём питание, замеряем напряжение на выходе, и о чудо! 1,41В по невменяемому мультиметру! Ура, мы это сделали!







Но впереди ещё самое интересное: как-то надо связать преобразователь с видеокартой, и чтоб ещё и работало.







Подготовка и установка.

Известно, что на карте, в преобразователе питания ядра осталось одно рабочее плечё, надо оно? Нет. Нужно его демонтировать и/или отключить, навсегда. Я взял свой 25Вт-паяльник и принялся греть несчастную микросхему, но она не поддавалась. Не поддавалась она и миниатюрному 40Вт-паяльнику, раскалившемуся до красна, и даже 2 паяльника сразу не смогли снести этот злополучный элемент. Для нормальной отпайки был необходим фен. Но разве это повод останавливаться? Недолго думая, я взялся за большие плоскогубцы (они же посатижи), обхватил ими кристалл микросхемы, и снёс последней верхушку. После таких злостных манипуляций, я повторил попытку отскрести паяльником остатки кристалла от платы, но тщетно, "теперь она точно не работает, и так пойдёт" - подумал я. Затем при помощи паяльников был демонтирован двухканальный дроссель от "VITEC", чтобы отключить бывший преобразователь от ядра, и от точки, где будет подключен новый преобразователь. Кстати точки подпайки нового преобразователя нашлись сами собой, как раз на месте "VITEC". Это всё хорошо, но надо убедиться, что бывший преобразователь не выкинет никаких фокусов в будущем, при новом первом старте видеокарты. Как это сделать? Берётся карта, в неё вставляются положенные ей, 2 молекса (4пин-коннекторы питания) и на них подаётся напряжение... Во время таких манипуляций в "фундаменте" от скрошеной микросхемы что-то щёлкнуло, с небольшой вспышкой, заискрилось, задымилось, и продолжался этот микрофеерверк секунд 10-15... Всё, штатный преобразователь питания считаю отключенным!

Тем временем я уже обкромсал платку с преобразователем питания так, чтобы она занимала меньше места, сокет оставил, причём и это делал нестандартно. Дело в том, что точность была важна, а простого лобзика или хотя бы, ножовки по металлу не было и нет, зато рядом оказалась микродрель со сверлом 1мм. иного выхода не было: я вновь расчертил на плате линии отреза и принялся сверлить... Примерно сорок минут потребовалось для того, чтобы "обсверлить" 2 из 4 сторон этой платы, где шаг отверстий был 1-1,5мм, после этого лишние края были легко удалены, грани и углы платы выровнены напильником (для многослойных плат это бывает очень важно).







Теперь плата имеет свои окончательные размеры - 130х112мм. Однако вменяемого соответствия размеров платы с её новой "материнской платой" недостаточно. Необходимо каким-то образом закрепить плату преобразователя на видеокарте, причём так, чтобы плата не мешала никаким другим элементам. На первый взгляд это простая задача - "делов-то! привинтил её к краю видюхи и всё!", но как выяснилось, не так то это просто. Очевидно, устанавливать плату нужно возле разъёмов питания и точек питания ядра, и вроде тут большое поле для экспериментов в расположении, но найти нужное положение было очень непросто. Вдобавок использовать для крепления такие материалы как скотч, изолента и проволока, или вовсе оставить всё мотаться на проводах не было вариантом, это ненадёжно. Как надёжное крепление лучше использовать гранированые стойки с резьбой. Ещё через час копательства и такие стойки были найдены и также, найдены винты к ним. Крепление с помощью стоек надёжно, а в некоторых случаях, но не в моём, даже красиво, но существенный минус такого способа - ещё бОльшие ограничения при расположении платы преобразователя. Принципиально я отказался от сверления видеокарты, т.к. преобразователь питания памяти всё ещё можно было повредить, а в многослойных платах, испешервлёных дорожками, невозможно уследить, что прервётся и замкнётся при сверлении, поэтому было решено пользоваться только штатными отверстиями, что ещё больше всё осложнило. Таким образом, если установить плату над видеокартой, то плата будет конфликтовать со слотами памяти на материнской плате, сдвинуть плату от слотов тоже затруднительно, к тому же это сделает конструкцию ещё менее надёжной. Тогда нужно попробовать закрепить плату под видеокартой, но и тут нас ждёт "приятный" сюрприз: плата преобразователя, за счёт сокета, который я оставил как раз на случай сверления, оказалась довольно длинной, и если сильно не "вылазить" из габаритов видеокарты, то плата частично перекрывает ядро и делает невозможной установку кулера, плюс к этому, она будет мешать картам расширения в соседних слотах. Остаётся последний вариант: выдвинуть плату слегка за пределы видеокарты по длине, прикрепив её снизу. В плате преобразователя пришлось просверлить крепёжные отверстия, чуть поодаль от драйвера питания, справа от блока силовых ключей и в краю сокета. Отверстие для четвёртой стойки просверлить не удалось, т.к. возможное отверстие оказалось бы слишком близко к драйверу питания, или прямо в нём, но несмотря на это стойка была вкручена в видеокарту и используется как подставка.
При всех минусах такого расположения, все основные цели были достигнуты: используются только штатные отверстия в видеокарте, плата преобразователя не будет мешать платам в соседних слотах на материнской плате, крепление относительно надёжно. Итог - 285мм чистой длинны без металлической рамки, это даже больше, чем длинна таких монстров как HD 4870x2 и GTX 280.







К счастью, вопрос габаритов в данной ситуации не так важен. С креплением платы всё.






Финальная фаза.

Теперь почти самое интересное - подключение донорского преобразователя материнской платы к цепи питания ядра видеокарты. Как бы пафосно ни звучала такая формулировка, на деле задача проще предыдущей. Всё, что остаётся сделать - это подключить выход преобразователя к видеокарте. Для этого я использовал, самые толстые провода, какие смог найти, в своё время я снял их от какого-то высокоточного агрегата импортного производства (блок управления какого-то станка?). Если быть точнее, мне понадобился всего один многожильный провод 16AWG красного цвета, который я разрезал надвое, и оба обрезка подпаял к крайним выходным дросселям преобразователя, а другие концы припаял на то место, где был двухфазный дроссель "VITEC", таким образом я сократил длину и увеличил общую ширину провода.






Такими же проводами чёрного цвета, были соедены "земли" преобразователя и видеокарты (позднее один из проводов пришлось убрать). Вход преобразователя также был разбит на два виртуальных канала: к двум разным точкам на входе были подпаяны стандартные провода от мёртвого блока питания (22AWG), которые когда-то работали на линии +12В, и в этот раз они были подведены к линии +12В на "Молексах", только уже по-другую сторону.






Наконец все соединения проверены, платы надёжно скручены, на преобразователь питания памяти установлена половинка залмановского радиатора на память, на мост PCI-E - AGP8x и память установлены целиковые радиаторы для памяти, на RV570 установлен VF900Cu. Собственно всё, можно переходить к самому волнующему моменту - запуску.






Это не сон?!

Скажите, вы играли в Half-Life 2 Episode 2 ? Вопрос "не в тему" да?
Наверно большинство оверклокеров - геймеры, а абсолютное большинство геймеров играло в HL2ep2, помните финальную сцену запуска ракеты в этой игре? Одна из великолепно поставленных эмоциональных сцен... Так вот, примерно тоже самое я испытывал, кода запускал видеокарту в первый раз. Пока делал всё это даже не задумывался в серьёз "а стоит-ли?", "а какие шансы?", просто делал и всё. А когда дело начало подходить к завершению (не к завершению на самом деле, но к ответу на главный вопрос - точно), начало слегка лихорадить))) Не то чтобы эта видеокарта была так мне дорога, не то чтобы это всё было необходимостью, и даже не так волновало, какой результат я увижу через секунды. Волновало другое - не зря потрачено ли время, правда ли - мои первые слова предисловия этого рассказа...

Итак, я держал готовое устройство, почти целиком "своё", по крайней мере уникальное, напряжение нарастало... Поехали! Дрожащими руками я вытащил из открытого стенда, который и на момент написания этих строк является моим основным компьютером, Радеон 9250, вставил свого монстра, подключил питающие кабели, монитор, подал питание в систему, и замкнул отвёрткой на мат.плате контакты "Power"... Раздался привычный писк... Показалась картинка приветствия на экране монитора!!! Но я сидел затаив дыхание, ждал "Форточку", и "Форточка" появилась!
Когда я ввёл пароль и увидел рабочий стол, наступила настоящая эйфория! Сразу захотелось запустить всё, что проявляют возможности этой ...эм "карты".
Catalyst 9.2 поставился без проблем (9.3 - самого последнего для карт X1xxx у меня не оказалось).
Очень хорошо. Все показатели: частоты, температуры, цикл работы кулера в норме, можно приступать к следующему этапу - проверке.








Тестирование на работоспособность.

Проверка на работоспособность подразумевает под собой ряд тестов, которые подтвердят или опровергнут способность платы работать в данном режиме.

Тестовый стенд.

Radeon X1950Pro AGP8x 512Mb Frankenstein Edition (FE)
AMD Athlon 64 3000+ (s754 2000Mhz)
BOX Cooler
EpoX EP-8HMMI-A
Kingston 2x 1Gb PC3200(200Mhz) 3-3-3-8 2T
Creative SB X-Fi GAMER (+ Microlab solo3 mk3)
Samsung SP1213c (120Gb SATA-I)
Maxtor Dmax22 STM3500320AS (500Gb SATA-II)
COLORSit 350W
LG FLATRON slim L1982U-BF (1280x1024 DVI-D mode)







"Тестовый стенд" - это конечно громко сказано, однако ничего лучше с AGP8x в моём распоряжении не оказалось. Многие заметят две детали - не указан привод и развита звуковая "часть". С приводом всё банально: в распоряжении имеется только SATA-резак, а на материнской плате всего 2 соответствующих разъёма, от второго винчестера не отказаться, ибо на нём всё необходимое для работы, как следствие про привод можно забыть. А звуковая карта оказалась тут не случайно (была добавлена после съемки). Во-первых, я отношусь к группе пользователей, для которой встроенный звук на слух не лучше встроенного видео "на глаз", и это накладывает свой отпечаток. Во-вторых, при таком слабом процессоре, с отключением софтового "звука" и переходе на аппаратное звуковое решение немного возрастает производительность в играх.

Итак, я решил не оттягивать "самое интересное" и запустил OCCTGPU v0.68 в режиме "Error Check", который проработал около 5 секунд и мёртвое зависание... Повторные попытки ничего не дали. "Хм, для калеки итак сойдёт" - подумал я, но решил проверить на карте "что попроще". Этим оказалась Half-Life 2, которая заработала на максимальных настройках полностью стабильно. После этого была запущена Half-Life 2 Episode 1, и также всё работало стабильно. Однако более сложные 3D-приложения приводили к мёртвым экранам. Напрашивалось предположение, что нехватает напряжения на ядре. Напряжение было замерено и оказалось 1,41В в загрузке HL2ep1, при этом мосфеты и дроссели нового преобразователя ощутимо нагревались, чего не было никогда при питании атлона, а также был слышен слабый писк дросселей, что наводило на мысль о их насыщении, а следовательно перегрузке преобразователя. Вот вам и процессорные гиганты с их пресловутыми TDP... Казалось, что всё выяснено, эксперимент провалился, и карта так и не заработает на 100%, но на дальнейшие опыты меня подвиг один неприятный случай. Спустя пару дней я заметил, что винчестеры перезапускаются... Проверка показала, что на них полно БЭД-секторов. Дальнейшие разбирательства заставили меня вдруг вспомнить: "а что эту систему питает?!!". А питает это всё какой-то дрянной корпусной БП на 350 мнимых ватт! Тут я и лопухнулся, да как лопухнулся! Т.к. профильная система была разобрана, и Chieftec CFT-750-14CS 750W был безработным, он в срочном порядке заменил собой рукодельню от COLORSit. Собственно после этого всё заработало "как часы". БЭДы на винчестерах по большей части были исправлены, карта проработала под OCCTGPU v0.68 целых 2 часа, и ещё 2 часа с "бубликом" FurMark, хотя давно было установлено, ёщё на на 4870, что первый инструмент прогревает карты сильнее, особенно это относится к картам с развитыми шейдерными блоками (в случае с RV570 пиксельных шейдерных блоков 36). После калибровки параметров контроллера турбины в программе RivaTuner, VF900Cu удерживал температуру ядра в пределах 60 градусов.





Свист дросселей стал едва различим на общем фоне, а преобразователь под нагрузкой прилично нагревается, впрочем всё в пределах нормы. На этом можно считать, что устранения неполадок и настройка завершены, всё совершенно стабильно, а значит настало время ответить на несколько вопросов, давно волновавших меня, да и многих бывших и нынешних обладателей карт на базе RV570...








Разгон.

Да-да, учитывая всё вышесказанное, я решил довести начатое до победного и произвести разгон с вольтмодом, только на сей раз это будет сделано не для повышения производительности и не для постановки рекордов во всевозможных бэнчмарках (с имеющимся процессором и пытаться было бы глупо), а для выявления реального разгонного потенциала RV570.

Ещё на пике своей популярности, X1950 PRO "порадовал" всех своим разгонным потенциалом, который стремился к нулю. Выдвинулась гипотеза, что во всём виновата именно схема питания ядра, считалось, что у RV570 ещё есть потенциал разгона. В то время считалось, что версии карт с традиционными преобразователями, на дискретных элементах (в народе "аналоговые" системы питания) смогут исправить ситуацию. Но вот время давно вышло, а каких-то выдающихся достижений так и не было получено (хотя по данным hwbot.org при использовании экстремального охлаждения и были зарегистрированы редкие случаи разгона свыше 750Mhz для PCI-E-карт и свыше 650Mhz для AGP-версий). Теперь настало самое время запоздалого ответа. Есть "народная", сапфировская X1950 PRO, так ещё в AGP-версии, а AGP-карты славятся традиционно более слабым разгоном, к карте подключен тот самый 3х-фазный "аналоговый" преобразователь, и настало время ответить на вопрос "в лоб": так был частотный потенциал у RV570, или в референсных картах итак всё было "сбалансировано" таким образом, что разгон стал невозможен?

Для мониторинга и управления картой использовалась RivaTuner 2.01, поскольку в данном случае искать и устанавливать последнюю версию нет никакого смысла.
В качестве драйвера Catalyst 9.2 для WinXP.
Напряжение питания ядра ~1,42В, что на 0,15В выше рекоминдованого (1,28В) ATI, и выше не поднималось по той причине, что экстремальный разгон выходит за рамки этого повествования (однако в перспективе, я собираюсь проверить и более суровые режимы и непременно рассказать об этом эксперименте).
Над преобразователем питания был установлен вентилятор от боксового кулера "интел-селерон" s775 (как позже выяснилось, в нынешнем режиме в дополнительном обдуве не было необходимости). Вся система располагалась в горизонтальном положении, вне корпуса.

Итак после длительного подбора комбинаций частот, нас ждёт совершенно невыдающейся результат: 635/730(1460)Mhz (580/700 по дефолту). С такими частотами OCCTGPU, на котором при этом была получена максимальная температура ядра за всё время - 64 градуса, в двух получасовых раундах режима проверки на ошибки, этих ошибок не выявил ниодной.





Хвалёный бублик тоже сообщил о железной стабильности, я довольный, уж было хотел приступить к прогону всех имеющихся "попугаемеров", запустил 3DMark03, и тут нас ждёт ещё один сюрприз - чёрный экран в первом же тесте. Довольно забавно получается, бенчи и тесты меняются местами....дурдом))
В такой ситуации напрашивается вывод: в конкретном экземпляре GPU при разгоне шейдерные блоки теряют стабильность в последнюю очередь. Всё это несколько необычно. Не тратя времени на разбирательство, поочерёдно снижая частоты и прогоняя всё, что попадает под руку, в том числе и вот эту замечательную демосценку, использующую HDR и продвинутые шейдеры, получаю результат 620/725.
Затем, для надёжности, снижаем частоты ещё на один шаг и получаем 615/720. "Невыдающейся" результат превратился в отвратительный, и таким образом карта побила рекорд когда-то имевшейся у меня X800GTO с разблокированным ядром - R430, от того же сапфира, которое могло разогнаться аж на целых 40Mhz (400@440), смех да и только. Ещё как закономерность, можно добавить, что на "сапфирах" с платами собственного "отлива" (синими), очень часто, если не всегда, ставят битую или "полубитую" память, которая не блещет разгоном, а иногда не выдерживает тестов и в штатном режиме, поэтому с некоторых пор, я стараюсь избегать продуктов под этим брендом, чего и всем советую (глядишь сапфир загнётся и на его место придёт кто-то более честный))).

Итак, как результат разгона на текущем напряжении, полностью стабильные и работоспособные 615/720. Тема разгона закрыта! ...но только не повествование, остался ещё один момент, ради которого затеивался ремонт.









Актуальность (бенчмарки, игры).

Немало времени было потрачено мной, на обдумывание целесообразности этой главы. С одной стороны тестов и обзоров X1950 PRO в интернете полно во всех вариантах. С другой стороны было бы интересно рассмотреть вариант из связки "слабого" процессора и данной карты в современных условиях, поскольку первый уже безнадёжно устарел и по производительности не дотягивает даже до современных двуядерных селеронов, а видеокарта и сейчас является выгодным приобретением в сравнении с современными 9500GT, HD2600 PRO/XT и даже HD3650.

Тут следует сделать небольшое отступление. Понятие "актуальность" и тут очень субъективно. Кому-то всё, что ниже 4850 - хлам, кто-то умудряется находить среди современных игр такие проекты, которые начинают работать на своих акселераторах уровня R9600/6600GT. При этом кто-то предпочитает стратегии, где по большому счёту всё статистично и ненужна выдающаяся производительность, кто-то играет в основном в автоаркады, где по современным законам жанра ненужна высокая детализация объектов и текстур, но картинка всегда насыщена шейдерными эффектами в кадре и после кадра в виде постобработки (моушен блур, блум и т.д.), такие перекосы частично решил переход на унифицированные архитектуры. А в шутерах, особенно от первого лица, важно всё, именно поэтому локомотивами прогресса и в тоже время, объектами насмешек и критики "неэнтузистов" (как правило, обладателей слабого железа) становятся такие игры как Crysis, DOOM, FEAR... Хотя такие игры зачастую и в самом деле являются просто большими технодемками, но именно они дают большого пинка как индустрии потребительской графики, так и игровой индустрии, причём если в первой реагируют довольно быстро (+ 40-80% быстродействия с каждым поколением флагманских видеокарт), то игровая индустрия тянется до уровня графики тех самых "технодемок" годами. В случаях, когда "профессионалы" пишут свои "профессиональные" обзоры и тесты, видеокарт в частности, они сами выбирают условия сравнения в различных играх, но они почему-то забывают, что тестировать современное железо нужно в современных играх, а не в играх, которые проходятся один раз и полгода-год назад, которые обычно ещё и слишком процессорозависимы. Если на чистоту, то обычно это просто люди, которые "рубят бабло", работая с дорогими игрушками, которые им достаются за так, и при этом меняется отношение к своему делу, делая трафаретную работу, и любое творчество или попытки что-то изменить, освежить неинтересны никому. Не хотелось бы никого обижать, но что самое смешное, они действительно начинают считать себя мастерами своего дела, ставя себя даже выше тех людей, кто тихо делает свою полезную и нужную работу, например создание новостных лент, куда более сложная работа, сложная за счет не такого "трафаретного" отношения. (Это не провокация и не упрёк в чей-то конкретный адрес, это относится ко всем железячным ресурсам в равной степени.)

Всё вышесказанное толкает на выводы:
1.) Игры должны быть современными и востребованными.
2.) Объективного тестирования быть не может по определению, поскольку каждый геймер сам решает во что играть и с какой скоростью.
3.) Если тестирование проводит негеймер, то совсем беда.

Таким образом очень терпеливый читатель заметит, что мы подходим к мысли, что данная система будет тестироваться в играх, которые востребованы (да и просто есть в наличии) у автора))).

Прейдём к деталям. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию со слабым процессором, было принято решение о его разгоне. Поскольку куску текстолита, которому выпала почётная роль материнской платы, неведомы операции с напряжениями, то системная шина была разогнана лишь с 200 до 220Mhz. Впрочем и десятипроцентного прироста по частоте хватило, чтобы память в виде двух гигабайт DDR достигла своего предела на 440Mhz(DDR), при этом тайминги удалось сократить - 2.5-3-3-8 1Т. Процессор функционирует и по сей день на частоте 2200Mhz. Возможно аппаратные вольтмоды на компонентах мат.платы позволили бы выжать из процессора дополнительные 150-300 мегагерц, но пока на это не было особых мотиваций и просто желания.

Все графические настройки сконфигурированы таким образом, чтобы система выдавала комфортный или близкий к комфортному фреймрейт, все параметры оговорены в каждом конкретном случае. Во всех играх разрешение по-возможности 1280х1024, поскольку ЖК-монитор обязывает, кроме самых запущенных случаев. Настройки ССС - в дефолте.
Вертикальная синхронизация везде отключена.

В случае с бенчмарками 3DMark все настройки оставлены по умолчанию, а также показаны варианты без разгона видеокарты, и с ним. Производительность в играх замерялась только в разгоне, с помощью встроенного индикатора FPS, либо при помощи Fraps. На особую точность такой способ не претендует, но в данном случае точность не так важна, гораздо важнее вывод - играбельно/неиграбельно. Поскольку это не сравнение производительности, а простое тестирование, никаких графиков нет, лишь указание минимального и максимального значений FPS, с субъективным описанием комфорта/дискомфорта в игре. В качестве компенсации, к результатам приложен скриншот игры, по которому можно кликнуть и определить качество выдаваемой картинки.

Изначально планировалось замерить производительность в восьми играх, но к сожалению, две из них самодисквалифицировались из тестов, по той причине, что в системе нет привода, и никакие махинации с виртуальными приводами и тому подобным, результатов не дали, и игры эти не заработали. Итого 6 игр и 3 теста 3DMark.





Теперь, когда всё оговорено, можно перейти к результатам.


3DMark03 без разгона видеокарты - 14678.





3DMark03 с разгоном видеокарты - 15120.





В 3DMark03 разгон прибавил 442 "поинта", возможно было бы больше, но тут снова вспоминается слабый процессор.


3DMark05 без разгона видеокарты - 8903.





3DMark05 с разгоном видеокарты - 9002.





В 3DMark05 прибавка составила 99 очков, забавная игра чисел, сказать больше нечего.


3DMark06 без разгона видеокарты - 4131.





3DMark06 с разгоном видеокарты - 4209.





В 3DMark06, как в наименее процессорозависимом бенчмарке, прирост в процентном соотношении выше предыдущего результата - 78 "попугаев". Обратите внимание также на то, как 3DMark06 оценил процессор - всего 850 единиц, что в теории, по мнению Futuremark означает, что уже в 2006м году процессор для игр не годиться.


Half Life 2 Episode 2





В пожилой игре, по меркам индустрии, все настройки установлены на максимум, при выключенной вертикальной синхронизации, 6Х-сглаживании, и 16-кратной анизатропии текстур. Пробежка была разбита на 3 части: сцена боя с муравьиными львами (множество объектов), шахта с муравьиными львами (работа со светом, мягкие динамичные тени), финальная битва со страйдерами и охотниками (открытое пространство).
Игра включена в проверку по причине наибольшей возможной схожести по требованиям с будущей Half Life 2 Episode 3.
Минимальное значение FPS за время всех пробежек - 30, максимальное - 120, среднее устойчивое значение 50-55FPS, что в купе с эффектом "блур" даёт совершенно комфортный игровой процесс.


MIRRORS EDGE





Относительно свежая игра, в которой при оговоренном разрешении, с установками качества картинки в положении "средние", без включения качественных режимов, удалось получить минимальные 30FPS, при этом максимальный фреймрейт достиг 50FPS. Примерный устойчивый диапазон выдачи новых кадров составил 35-40FPS, это необходимое, но недостаточное значение в таком динамичном "симуляторе паркура", ощущается небольшой дискомфорт, но в целом играбильно.


Crysis





В старом, но очень требовательном и неоптимизированном шутере, для данной системы всё безнадёжно, по большей части тут сыграл свою роль не раз упомянутый ЦП.
Так, от перехода с разрешения 1280х1024 на 800х600 (все настройки в положении "среднее", качественных режимов нет) прироста производительности не было никакого, а значит на одноядерных процессорах прошлого можно смело ставить крест. В числовых значениях, минимальная производительность при 1280х1024 (как, впрочем и при 800х600) на уровне 10FPS (при крушении хибар, разрушительных взрывах), максимальное зафиксированное значение FPS равно 45 (в кадре минимум объектов), средний показатель фреймрейта 18-25FPS - это неиграбильное значение, ни о какой плавности движения и речи быть не может. Возможно, если "убить" картинку полностью, то может и удалось бы получить приемлемую производительность, но тогда в данном случае, теряется сам смысл игры в...


Assassins Creed





И в монструозном "Асасине" дела обстоят не лучше. При оговоренном разрешении, высоких настройках качества, без использования качественных режимов, игра выдала минимальные 10FPS и максимальные 30 - это даже хуже, чем в предыдущем случае. Средний фреймрейт 15-20FPS. Так же, как и в прошлой игре, отключение теней, снижение детализации, разрешения экрана и прочие "убивательства" почти ничего не дали. Чётко прослеживается несбалансированность системы, видеокарте явно не хватает более мощного цп, к самой видеокарте претензий минимум (впрочем, как и в случае с "Кризисом").


Burnout Paradise The Ultimate Box





В данной аркаде при выбранном разрешении 1280х1024, максимальных настройках графики, с двукратным сглаживанием, всё также упирается в цп, но у x1950pro ещё есть запас. Минимальное значение FPS здесь равно 15, а максимальное - 45. Какой-либо устойчивый средний интервал показателей в этой игре выявить не удалось: за городом, по прямой дороге всё идет быстро и плавно, в городе, в гонке с множеством соперников, картинка часто дёргается, часто падает фреймрейт.
При снижении графических настроек, производительности не прибавилось нисколько. Несмотря на такие низкие показатели играть всё же можно, тем более что в игре активно используется "моушен-блур", но получать удовольствие от такой игры мало кто сможет.


FALLOUT 3





А в неспешной игре RPG-жанра, с элементами шутера, всё не так плохо, если не сказать хорошо. Игра непроцессорозависимая и может гибко настраиваться. При разрешении 1280х1024, на средних графических настройках, без качественных режимов, на выходе мы получаем 28 кадров/с минимум, при том что такие значения бывают очень редко, а максимальный показатель составил 60FPS, это хороший результат. Среднее значение расположилось где-то между 45-50FPS. Играть в эту игру на X1950pro можно без проблем.

Какой вывод тут можно сделать? В три игры из шести можно спокойно играть, в двух играх из этих трёх можно чувствовать себя уверенно. Все шесть игр могут довольствоваться видеокартой X1950pro и по сей день. Конечно это далеко не HI-END решение, и любоваться графикой в современных играх вряд ли получиться, но его вполне достаточно чтобы играть в современные DX9-игры без использования качественных режимов, при этом даже такой карте не подойдёт абы-какой процессор.
Вывод: X1950 PRO актуален и сегодня, а значит его ремонт - не пустая трата времени.






Подведение итогов/заключение.

Вот такой, не краткий получился рассказ, изначально он должен был быть раза в 3-4 короче, но что-то я увлёкся, да и чтоб от одной мысли дойти до другой, порой нужно было "подходить из далека". Давайте я попробую оправдать Ваше время, затраченное на прочтение.

Что мы узнали?
- Мы выяснили, что даже в тяжёлых случаях самостоятельный ремонт компьютерного железа возможен, даже таких сложных на первый взгляд, узлов, как видеокарты, материнские платы и т.д.
- Узнали, как не надо делать, чтобы не сломать видеокарту, или что-то ещё, где используются безкорпусные силовые элементы.
- Узнали принцип, теорию и немного практики, о работе преобразователей питания на видеокартах, материнских платах.
- Научились находить и сопоставлять информацию, необходимую для ремонта и модификаций оборудования.
- Получили базовые знания о работе с технической документацией.
- Узнали, как ампутировать - отключать или "отключать" ненужные элементы в схеме.
- Я проехался по жадности производителей, по "профессионализму" писателей железячных сайтов и по собственной невнимательности, которая чуть не стоила мне всего дела.
- Мы узнали, что родной "цифровой" преобразователь питания на X1950 PRO не был виновником плохого разгона карты.
- Рассмотрели производительность связки "X1950 PRO + слабый процессор" в современных играх.
- Я обосновал, что игра стоила свеч.

Это были аргументы в основном для новичков или для пользователей, которые никогда не вдавались в тонкости железа, или только начали вникать. Ну а знающие, грамотные и опытные люди, надеюсь, хотя бы посмеялись.
Помните, нет безвыходных ситуаций, главное не опускать руки, что бы ни случилось!





P.S. Это мой первый рассказ, и вероятно исправлены не все ошибки и недочёты, многим написанным вещам не стОит предавать большого значения.
Спасибо за прочтение.


Отдельное спасибо:
Garin’у, за то, что дал место в для хранения картинок этого рассказа.
hoopanya, за подсказку идеи поиска донора.

Какое-либо копирование материала с этой страницы, с дальнейшим размещением где-либо, без разрешения автора, запрещено.


Прошу предложений, критики, словом всё, что хочется сказать по данному произведению.

GAD aka GAD40
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал
рейтинг: 1.0 из 5
голосов: 2

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают