Уголок Ностальгии #1: Conroe и G92 против Windows XP, Windows 7 и Windows 10
реклама
Те, кому за 30, скорее всего, помнят и этот отрывок из культовой передачи "Городок", и оригинал:
реклама
Сегодня я буду ностальгировать. Весело, добродушно, со всякими безобидными выходками. Приготовьте железки, софт, я буду всё это тестировать...
Открываем Уголок Ностальгии, ну или Nostalgic Corner, если вам так будет угодно! Первым делом я решил отправиться в эпоху Core 2 Duo. Айда за мной, товарищи!
реклама
Сборка тестового стенда
Для качественного путешествия во времени необходимо подобрать подходящие для этого вещества комплектующие!
реклама
GA-965P-DQ6 rev2.0 – флагманский продукт компании Gigabyte на то время. Плата может похвастаться очень эффективной системой охлаждения, которая при этом не является самой практичной из-за проблем с установкой многих кулеров соответствующей эпохи.
реклама
Core 2 Duo E6750, 2.66 ГГц – классический образец Conroe образца 2007-го года. 65 нм, 1333 МГц шина, 4 МБ кэша второго уровня и TDP 65 Вт.
Процессор был разогнан до 3.7 ГГц (463 МГц х 8) при напряжении 1.4 В под нагрузкой в LinX 0.6.5. Thermaltake Byg Typhoon VX справился со своей задачей, а компанию ему составили Scythe SY1425SL12L и Zalman ZA1225ASL, обдувая подсистему питания процессора и оперативную память. Впрочем, от первого особой помощи ждать не приходилось – 500 об/мин - маловато будет!
Объём установленной оперативной памяти составил 2 гигабайта (Kingston PC2-6400 KVR800D2N5K2, 2 модуля по 1 Гб), что соответствует духу статьи, а влияние объёма оперативной памяти на работу операционных систем мы можем изучить в другой раз, да и всем должно быть интересно, как поведёт себя Windows 10! Частота памяти составила 926 МГц с таймингами 5-5-5-15 и напряжением 2.0 В.
В качестве подходящей к платформе видеокарты решено было использовать вот эту GeForce 8800GT референсного дизайна, отданную мне когда-то давно камрадом agt2012. Её принадлежность к бренду EVGA выдал лишь GPU-Z. 112 универсальных процессоров, 65 нм литрография, 56 текстурных блоков - 8800GT произвёл фурор в своё время, обойдя 640-мегабайтный GTS с более широкой шиной памяти. Видеокарта была слегка разогнана со стоковых 600/1800 МГц до 700/2000 МГц с помощью MSI Afterburner.
Блок питания под стать остальным комплектующим – старый добрый FSP ATX-450PNR, повидавший на своём веку уже много разного железа, но всё ещё замечательно функционирующий в полную силу после замены пары конденсаторов несколько лет назад.
Картинка выводилась на 17-дюймовый монитор с разрешением 1280х1024, раздобытый всё у того же agt2012, а управлялось всё это дело моими руками с помощью PS/2 клавиатуры A4Tech KB28G и беспроводной мыши Logitech M185. В общем, все комплектующие относятся к тёплой ламповой, но по факту всё ещё не такой далёкой C2D-эпохе.
В качестве хранилища выступал самый обычный 500-гигабайтный жёсткий диск Hitachi серии 7K1000.D.
Всё это добро было решено водрузить на кусок дсп, который ждал своего часа уже давно. Впоследствии планируется установка на импровизированный стенд СВО и стойки для жёсткого диска, уже есть план, который надо воплотить в жизнь, ну а пока получилось как-то так:
Конфигурация тестового стенда
Процессор: Intel Core 2 Duo E6750 @ 3700 MHz (463 МГц х 8), 1.45 В (1.4 В под нагрузкой)
Материнская плата: Gigabyte GA-965P-DQ6 (rev. 2.0) BIOS version F13
Система охлаждения: Thermaltake BigTyphoon VX + Glacialtech Icewind 12025 (120 мм, 1000 об/мин); Scythe SY1425SL12L + Zalman ZA1225ASL для обдува питания и памяти
ОЗУ: Kingston PC2-6400 KVR800D2N5K2 @ 926 МГц 5-5-5-15 2Т, 2.0 В
Видеокарта: EVGA Nvidia Geforce 8800GT 512 Mb 600/1800 МГц @ 700/2000 МГц
Накопитель: 500 GB Hitachi HDS721050DLE630 7200 RPM
Блок питания: FSP ATX-450PNR
Монитор: Acer V179 (17”, TN, 1280x1024, 75 Hz, VGA only)
Версии драйверов для видеокарты:
Windows XP – 340.52
Windows 7 и Windows 10 – 342.01
Подготовка к тестированию
Операционные системы устанавливались в следующем порядке для корректной работы загрузчика: сперва Windows XP Professional SP3, затем Windows 7 Home Premium SP1, после этого – Windows 10 Home v1809. Для минимизации влияния скорости жёсткого диска на результаты тестирования каждая из систем получила полцарства и коня, то есть свой отдельный раздел в начале жёсткого диска. После этого тестовые приложения и игры устанавливались на оставшееся пространство. Небольшое лирическое отступление, если вы не против… «A horse, a horse! My kingdom for a horse!» - именно так звучала в оригинале фраза «Коня, коня, полцарства за коня!», ставшая знаменитой благодаря стихотворному переводу шекспировской трагедии «Король Ричард III» актёром Яковом Григорьевичем Брянским.
Для корректной работы некоторых приложений потребовалась установка компонентов .NET Framework, Windows Media Encoder и Java Virtual Machine, также всегда был запущен MSI Afterburner 4.6.0.
Для быстрого снятия скриншотов во всех версиях Windows была установлена программа Screenshoter v1.92.
В BIOS были отключены все ненужные контроллеры (FireWire, LPT, СOM), включён режим AHCI, выключены технологии энергосбережения (C1E, EIST и т.д.), HPET был включён после предварительной проверки производительности нескольких приложений на быстродействие в разных режимах. Частота PCI-E была зафиксирована на отметке 101 МГц.
В Windows XP и Windows 7 были отключены ненужные службы типа Server, Smart Card, Computer browser, Print spooler, Remote registry, Windows firewall и Protected storage. В случае с Windows 10 была применена утилита DWS 2.2.2 для отключения телеметрии, кейлоггеров и шпионских задач (приложения не удалялись).
Для облегчения тестирования потребовалось некоторое количество алкогольных и безалкогольных напитков. Ни одно животное во время тестов не пострадало. Поскольку на тестовой машине не был установлен пакет Microsoft Office, все записи и заметки делались, О УЖАС, НЕ В EXСEL, а на обычных листах А4 с помощью ручки, линейки и небольшого количества матюков. Выходит, что в Уголке Ностальгии можно подготовить статью БЕЗ УНИКАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ EXCEL! ;)
Методика тестирования – бенчмарки GPU и CPU
3DMark 2001SE v330 (2002)
3DMark 03 v3.6.2 (2003)
3DMark 05 v1.3.0 (2004)
3DMark 06 v1.2.1 (2006)
Настройки по умолчанию, включены сцены, прохождение которых необходимо для получения финального результата бенчмарков. Делалось 2 прохода каждого бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов
3DMark Vantage v1.2.1 (2008, для Windows 7 и Windows 10)
Пресет Performance, включены сцены, прохождение которых необходимо для получения финального результата. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
PCMark 05 v120 (2005)
Настройки по умолчанию. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
AIDA64 v5.99.4900 (Windows 7/10) + v5.60.3700 (Windows XP)
Встроенный тест кэша и оперативной памяти. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
WinRAR v5.70
Встроенный в приложение тест производительности. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
Cinebench 2003 и Cinebench R11.5
Настройки по умолчанию, рендеринг в несколько потоков. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
Super Pi Mod1.5 XS
Классический однопоточный тест по подсчёту знаков числа π. Задача 1M. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
wPrime v2.10
Многопоточный расчёт числа π. Задачи 32M и 1024M. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
HWBOT Prime 0.8.3
Многопоточный Java-тест. Настройки по умолчанию. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
HWBOT x265 benchmark
Кодирование видео. Настройки по умолчанию, пресет 1080p. Делалось 2 прохода бенчмарка, в зачёт шёл лучший из полученных результатов.
Методика тестирования – игры DX9 для сравнения всех версий Windows
Doom 3 v1.3.1 (2004)
Пресет ULTRA, дополнительные настройки в созданном файле autoexec.cfg:
seta com_fixedtic "-1"
seta com_allowconsole "1"
seta image_useCache "1"
seta image_cacheMegs "512"
seta image_cacheMinK "20480"
seta image_anisotropy "16"
seta r_Multisamples "4"
Встроенное демо запускалось 3 раза командой timedemo demo1 precache. Учитывался лучший результат.
Far Cry v1.4 (2004)
Использовалась утилита HOC Far Cry Benchmark Tool v1.9
Демо “3DNews – Research”, 3 прохода. Учитывался лучший результат.
Ultra Details
Pixel Shaders – Default level
4AA/16AF, HDR off и 4AA (форсировано в драйвере)/16AF, HDR level 11 - 2 режима тестирования
Дополнительно включены опции Geometry Instancing и normal-maps compression
F.E.A.R. v 1.8 – Perseus Mandate (2005)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества - Maximum
AA4, AF16
Serious Sam 2 v2.070 (2005)
Использовалась утилита HOC Serious Sam 2 Benchmark Tool v1.1
Демо Greendale – 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества – Maximum
4AA/16AF
HDR rendering ON
DiRT 2 v1.1 (2009)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества – пресет ULTRA
4AA/16AF
Company of Heroes v2.700.0 (2006)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества – максимальные для DX9 режима:
Все параметры – High
Effects Fidelity, Effects Density, Texture detail – Ultra
Post processing, Object scarring - On
Unreal Tournament 3 v2.1 (2007)
Использовалась утилита HOC Unreal Tournament 3 Benchmark Tool v1.5.0.0. 2 прохода, учитывался лучший результат.
Настройки качества – Maximum
0AA/16AF и 4AA (форсировано в драйвере)/16AF - 2 режима тестирования
Crysis v1.1.1.6156 (2007)
Использовалась утилита HOC Crysis Benchmark tool 1.5
Демо Assault_Harbor, 4 прохода. Учитывался лучший результат.
DX9, 32-bit mode
AA0
Пресет качества High
Методика тестирования – игры DX10 для сравнения Windows 7 и Windows 10
Crysis v1.1.1.6156 (2007)
Использовалась утилита HOC Crysis Benchmark tool 1.5
Демо Assault_Harbor, 4 прохода. Учитывался лучший результат.
DX10, 64-bit mode
AA0
Пресет качества High
F-1 2012 v1.2.0.3 (2012)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества - Maximum
AA - OFF
Resident Evil 5 v1.0.0.129 (2009)
Resident Evil 5 benchmark utility, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества – Maximum
Motion blur - On
4AA/16AF
World in Conflict v1.0.1.1 (2007)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества - Maximum
4AA/16AF
S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (2008)
Использовалась benchmark-версия игры. Делалось 2 прохода тестов, учитывался лучший результат. В результаты записывались значения fps в демо “day” и “sunshafts”, как более требовательных.
Настройки качества – Ultra
Renderer: Enhanced full dynamic lightning (DX10)
MSAA – OFF
S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (2009)
Использовалась benchmark-версия игры. Делалось 2 прохода тестов, учитывался лучший результат. В результаты записывались значения fps в демо “day” и “sunshafts”, как более требовательных.
Настройки качества – Ultra
Renderer: Enhanced full dynamic lightning (DX10)
MSAA – OFF
SSAO mode – default
SSAO quality – high
Just cause 2 v1.0.0.2 (2010)
Встроенный тест производительности, демо "Concrete jungle", 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества:
0AA/16AF
Motion Blur – Off
Texture detail – High
Shadows quality, Water detail, Objects Detail, SSAO – Medium
High-res shadows, Point light specular, Bokeh filter, GPU water simulation - Off
Mafia 2 v1.4 (2010)
Встроенный тест производительности, 2 прохода. Учитывался лучший результат.
Настройки качества – High
APEX PhysX – Off
0AA/16AF
Проблемы при тестировании:
На Windows XP не запускалась актуальная версия Java-бенчмарка HWBOT Prime, поэтому для тестирования пришлось использовать предыдущую версию 0.8.3 во всех операционных системах. Также в среде Windows XP категорически отказывалась функционировать последняя версия AIDA64 – эта проблема тоже была решена запуском более старой версии программы.
Far Cry не работал корректно при включении сглаживания и режима HDR, показывая нелицеприятную чёрно-белую картину, отдалённо напоминающую творчество Казимира Севериновича Малевича. Проблема решалась отключением сглаживания в настройках и его форсированием в драйверах (использовался режим MSAA). На графиках отражены оба режима работы.
Подобная ситуация возникла и в Unreal Tournament 3, где из-за использования deferred lightning сглаживание не поддерживается. Снова на помощь пришла Nvidia Control Panel и принудительное включение MSAA, результаты приводятся для двух режимов.
Немного хлопот доставил великий и ужасный Crysis, 64-битная версия которого не работала в Windows 7 и Windows 10. К счастью, решение было найдено на просторах мировой паутины: требовалось установить Crysis: Warhead и использовать папку Bin64 из этой игры.
Возникли проблемы и с железом… Впрочем, это было даже забавно. Начал рассказывать жене про то, что такое G92 и как любили "отваливаться" эти чипы - и тут краем глаза заметил, что в соседней комнате система зависла во время прохождения бенчмарка Resident Evil 5. Пара прыжков к тестовому стенду, reset - и моему взору предстала знакомая многим и многим обладателям видеокарт 8800-й серии картина, которая, в отличие от Far Cry, ассоциаций с художниками не вызвала:
Что же, ЯСНО-ПОНЯТНО! Достаём из шкафа отвёртку, строительный фен, цифровой термометр и термопасту. Снимаем охлаждение, целимся феном в G92, греем, мажем термопастой, собираем обратно - радуемся жизни, наблюдаем за удивлённой женой! Плох хозяин карты с G92, не готовый к такому развитию событий! :)
В общем, обошлось без потерь, поэтому теперь можно смело переходить к самому главному!
Результаты тестирования
Первый бенчмарк - и первые проблемы. На более новых ОС старый бенчмарк работает не очень адекватно.
В немного более свежих пакетах 3DMark ситуация улучается, но Windows 10 отстаёт от собратьев, пусть и не критично.
Ну а в Vantage отставание Win10 от Win7 и вовсе минимально
PCMark демонстрирует примерно одинаковое падение результатов при переходе на более свежие версии операционной системы. Впрочем, не будем забывать, что данный тест был оптимизирован под Windows Vista.
В тесте скорости памяти Windows 10, напротив, имеет минимальное преимущество. Задержки тоже были чуть ниже, чем на Windows XP и 7 (75 против 77), но я решил не портить график такими числами.
Архивация принесла нам мульти-ничью, как, впрочем, и рендеринг:
При рассчётах числа π в один поток минимальное преимущество у XP, в многопотоке же показывает зубы Windows 10.
В java-бенчмарке снова боевая ничья.
То же самое можно сказать и про кодирование видео.
По итогам первой части противостояния сложно выявить явного лидера или аутсайдера, если не брать в расчёт совершенно неадекватные результаты в 3DMark 2001SE. Пожалуй, самое время перейти к десерту, к большому такому вкусному торту со сливками!
Результаты тестирования в играх в режиме DirectX 9 - Windows XP, Windows 7, Windows 10
Научто-фантастический шутер от id Software показывает немного большую производительность на Windows XP.
А вот управлять похождениями бывшего спецназовца Джека Карвера, оказывается, лучше на Windows 7, а XP в этот раз немного проиграла даже 10-ке.
Два других шутера от первого лица к версии ОС оказались почти безразличны, так что попробуем перейти к гонкам:
И первой к финишу приходит "старушка" XP, опередив более молодых представителей своего вида.
В очень неплохой RTS от Relic Entertainment, созданной на движке Essense Engine, впоследствии использовавшемся в переработанном виде в Warhammer 40000: Dawn of War, операционная система не играет особой роли - небольшие отрывы есть, но они не влияют на игровой процесс.
Вернёмся к виду от первого лица, а конкретно - к UT3:
Внезапно Windows 7 сдала позиции относительно конкурентов. На всякий случай я повторил тесты, но картина не изменилась - в этой игре производительность выше в Windows 10 и Windows XP.
Завершаем тесты в DirectX 9 всем известной игрой от Crytek, смотрим на низкий минимальный показатель FPS у Windows 7 и вспоминаем о том, что в этой игре он скачет от прохода к проходу бенчмарка, так что делать поспешные выводы не стоит.
Результаты тестирования в играх в режиме DirectX 10 - Windows 7, Windows 10
А вот теперь уже можно говорить о некоторой закономерности. Впрочем, всё равно для комфортной игры настройки ещё снижать и снижать. Помните, как это было? :)
Ну а на гоночных трассах Windows 7 полностью реабилитируется и наносит серьёзный удар по позициям самой свежей из Windows.
В следующих играх, за исключением последнего из "Сталкеров", ситуация похожая, но разрыв между ОС намного меньше:
И полный паритет в двух совсем разных играх 2010-го года...
Ну что же, друзья, я устал, я ухожу (С) Но прежде чем покинуть Уголок Ностальгии, чтобы вернуться в него снова, позвольте добавить ещё немного интересных цифр и субъективых оценок.
Во-первых, свободный объём оперативной памяти в разных ОС, измерялся он путём запуска LinX 0.6.5, который определяет, сколько может "скушать" для тестирования:
К слову, производительность в гигафлопсах на XP была чуть ниже, чем на 7 и 10 - 21-22 против 23-24.
Во-вторых, это потребление видеопамяти, измеренное на рабочем столе с 3 открытыми окнами проводника, калькулятором и MSI Afterburner, который и показывал вожделенные цифры. Результаты проверялись 3 раза через перезагрузку в режим лучшего внешнего вида/лучшей производительности, бралось среднее арифметическое:
Тут ничего неожиданного... Хотя нет, я вру. Я ожидал увидеть куда большее потребление видеопамяти у Windows 10 и уж точно не увеличение потребления видеопамяти при отключении всех эффектов в Windows XP!
В-третьих, время загрузки системы. График в данном случае я рисовать не буду, и вот почему... Windows XP загрузился со стартом программ Screenshoter и Afterburner из автозагрузки за 22 секунды (отсчёт вёлся с момента выбора операционной системы для загрузки). Результат Windows 7 - 32 секунды, а Windows 10 - 33. Все помнят, что Fast boot был принудительно выключен, чтобы избежать ненужных ребутов и траты времени при смене ОС? Немаловажный, прошу заметить, момент.
XP грузится быстрее?.. Тут есть одно жирное НО: система реально готова к работе позже, чем Windows 7 и Windows 10, ибо после загрузки начинаются существенные подтормаживания и подвисания ещё примерно на столько же, сколько длится загрузка.
Какие выводы хочется сделать по итогам тестирования?
-Windows XP не божественная ОС
-Windows 7 не божественная ОС
-Windows 10 не божественная ОС
-Windows 10 таки может адекватно работать при 2 Гб оперативной памяти. А вот вы - вряд ли. Вспомните про аппетит современных браузеров, добавьте сюда несколько небольших, но всё же потребляющих своё программ, которые будут висеть у вас в трее... В общем, это тема для ещё одной статьи, только уже менее продолжительной :)
Вообще, все эти версии имеют право на существование на системе эпохи Core2Duo. Какую из них я выбрал бы для такой системы? Конкретно на эту платформу, пожалуй, Windows 7. Но стоит добавить памяти... И дешёвенький SSD-накопитель... Впрочем, это совсем другая история! До встречи в Уголке Ностальгии, ведь на очереди Pentium D, Socket A и прочие ретро-интересности!
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила