Sapphire X800XT PE. Включаем форсаж?
реклама
Представьте себе, что вы купили мотороллер. Хороший. Итальянский. Дорогой. Вы активно на нем ездите и все вас в нем устраивает: и комфорт, и в пробках стоять не приходится, и скорость, вроде, достаточная. Но, вот, проездив некоторое время, вы понимаете, что на самом деле он способен на большее. Вы также понимаете, что чем больше скорости – тем больше риск, но руки уже снимают заглушки с воздушных фильтров и карбюратора, устанавливают цилиндр большего размера и меняют выхлопную трубу. И вот вы уже плавно движетесь по трассе, с усмешкой провожая проносящихся мимо 130-сильных монстров. Такие скорости вам попросту не нужны… хотя, для баллона с закисью азота всегда найдется местечко.
Это, конечно, всего лишь аналогия и речь пойдет не о мотороллерах, а о видеокартах, но, уверен, эти ощущения знакомы каждому оверклокеру. И в самом деле: если изначально присутствует скрытый потенциал (неважно в чем), то почему бы им не воспользоваться?
Около двух лет назад я приобрел видеокарту Sapphire X800XT PE. И хотя сегодня это уже больше мотороллер, пускай, качественный и до сих пор не дешевый, в то время эта карта являлась настоящим монстром, обладая при этом монструозной же ценой. Цель покупки была четкой: компьютерные игры во всем великолепии максимальных настроек, что, впрочем, не удивительно. И по сей день, моя видеокарта достойно отрабатывала возложенную на нее задачу… пока не вышел Oblivion. Творение Bethesda Softworks оказалось первой игрой, которая заставила меня задуматься над вполне закономерным вопросом: а не разогнать ли мне видеокарту?
Экстерьер
Карта на уже привычном мне синем текстолите, и, как выяснится позже, нестандартного дизайна. Ничего необычного, кроме двух наклеек Ati и Sapphire:
Снизу видно фирменную нашлепку
Всем знакомые радиаторы на чипах памяти - из комплекта к Zalman VF700-AlCu, который заменил штатную систему охлаждения.
А вот и она:
Эффектная, но не эффективная
Хотя видеокарта попала ко мне уже будучи установленной в системный блок, я получил весь комплект необходимых проводов: кабели S-Video и AV, кабель для VIVO и еще один HDTV. Конечно же с ними был переходник DVI/D-sub, диск с драйверами, фирменная наклеечка, которая уже давно наклеена на положенное ей место, и провод для дополнительного питания.
Бонусы
Интерьер
Здесь буду краток: в активе у карты графический процессор R423 работающий на частоте 520МГц, 256-битная шина памяти, 256Мб видеопамяти GDDR3 со временем доступа 1.6нс и номинальной частотой 560(1120)МГц, 16 пиксельных конвейеров и 6 вершинных процессоров, поддержка DirectX 9.0 и шейдеров версии 2.
R423, хоть сразу и не узнаешь
Samsung K4J55323QF
ATI Rage Theater
Everest подтверждает
Разгон с места
Перед разгоном уместно было бы поговорить об охлаждении. Как было сказано выше, я поменял штатную систему охлаждения на Zalman VF700-AlCu. Причиной тому был 90-градусный нагрев ядра при игре в Half-Life 2 с закрытым корпусом. Хоть штатная система охлаждения и полностью медная (и вентилятор на ней весьма шумный), но со своей задачей она явно не справлялась. После замены температура не поднималась выше 63 градусов.
Конечно, о высоком разгоне я не мечтал – сама приставка PE в названии видеокарты говорит о том, что она и так уже разогнана, само собой в разумных пределах. Ati Tray Tools утверждала, что не в очень разумных: хотя память разогналась до 605(1210) МГц, что в является объективным максимумом, разгон чипа показал потолок при 545МГц после которых все замирало даже на рабочем столе. Я почти собрался закончить на этом результате, если бы в мои руки не попала другая известная утилита под названием RivaTuner. Не питая особых надежд, я сильно удивился разгону чипа в 560Мгц при котором успешно был пройден 3DMark05. Позже я выяснил, что виной тому не Ati Tray Tools, а делитель, который в RivaTuner был установлен по умолчанию, а в ATT на “high precision”. Итоговые частоты чипа и памяти: 560МГц и 614(1228)МГц соответственно. В процентном отношении это 7,5% разгон ядра и 9,5% разгон памяти.
Впрыск
Думая о том, что же делать дальше, я вспомнил изречение автора одной статьи, здесь на overclockers.ru: что, мол, только сделав вольтмод видеокарты, чувствуешь себя настоящим оверклокером. Долго думать не пришлось.
Усвоив массу необходимой информации, я решил сделать карандашный вольтмод, поскольку руки, по своей прямоте, совершенно не предназначены для пайки. Тем более для пайки электронных компонентов. Тут-то и начались сложности…
В десятках статей, описывающих карандашный вольтмод карт серии X800, упоминался резистор R1597, который надо подчертить карандашом для увеличения напряжения ядра. Я искал его долго и упорно, но все, что я нашел - это два нераспаянных контакта на том самом месте. Выручила меня статья на techpowerup.com, в которой объяснялись причины исчезновения R1597 с печатной платы и предлагался единственный оставшийся мне вариант (помимо пайки): VID вольтмод.
VID расшифровывается как voltage identification code и вольтмод в теории достаточно прост: для начала надо найти группу определенных резисторов и сравнить их расположение с таблицей (1 означает отсутствие резистора, 0 – присутствие). Таким образом вычисляется стандартное напряжение. Карта не подвела и на этот раз: я бы до сих пор искал эти резисторы, если бы добрый человек SardoX на форуме не посоветовал мне поискать их с другой стороны платы.
Таблица честно одолжена у techpowerup.com
Наши клиенты: с R1858 по R1854
Исходя из таблицы, становится ясно, что номинальное напряжение на моей видеокарте – 1.4в (01100), а следующее мне доступное (без перепайки) - 1.6в. Есть еще одно, потенциально возможное, напряжение в 2в, но воздушному охлаждению оно явно не по зубам.
Следующим шагом стал поиск подходящего материала, для соединения двух контактов, ибо карандаш на эту роль вряд ли сгодится. Выбор был между токопроводящим клеем, или таким же токопроводящим лаком. Последнего я не нашел, зато достать клей оказалось совершенно не сложно. По отзывам клей хуже тем, что его сложнее впоследствии удалить.
75 руб.
После нехитрых манипуляций с зубочисткой получаем вот что:
Дальше остается подождать положенный до высыхания час, установить карту в корпус и, задержав дыхание, нажать кнопку включения.
Сработало!
Мультиметр подтвердил напряжение и Windows загрузилась. Осталось лишь найти, во второй уже раз, максимальные частоты ядра, чем я и занялся. Первичный восторг от успешно проведенного вольтмода сменился недоумением: максимальными частотами чипа, на которых работало хоть что-то в 3d, оказались не впечатляющие 600МГц. Но при этом картинка состояла из сплошных артефактов и частоту памяти пришлось снизить до 1200МГц.
Вольтмод памяти особых проблем не составил, нужные резисторы на сей раз оказались на своих местах и я быстро управился с ними карандашом.
Точки замера напряжения:
1. VDDQ
2. VDD
3. Ядра
Резисторы подлежащие карандашному вольтмоду:
4. R311, отвечает за VDD
5. R256 – за VDDQ
VDD со штатных 2 вольт я увеличил до 2.4в, а VDDQ с 2.08в до 2.18в. Далее последовала серия тестов, в результате которой от вольтмода памяти пришлось отказаться. Помимо того, что разгон не увеличился ни на йоту, даже на номинальных частотах работы памяти начали появляться артефакты. Я попробовал немножко снизить напряжение, но это ни к чему не привело. Пришлось воспользоваться ластиком на другом конце карандаша и оставить память в покое. Досадно.
Перед тем, как закончить утомительный рассказ о модификациях и приступить к тестам, нужно определить, как VID вольтмод повлиял на температурный режим видеокарты. На всякий случай я открыл балкон и запустил game-тесты 3DMark06 на 15 минут. При комнатной температуре 20С максимальная температура чипа остановилась на отметке 63 градуса. Учитывая разницу в комнатной температуре, температура ядра выросла на примерно 5 градусов, что довольно терпимо.
Полигон
Приступим к тестам. Тестировались следующие бенчмарки и игры:
3DMark05, версии 1.2.0.
3DMark06, версии 1.0.2.
F.e.a.r, встроенный бенчмарк. Soft shadows = выкл., все остальные настройки на максимум.
TES4: Oblivion, настройки на максимум, bloom.
Столь скудный выбор обусловлен тем, что нам достаточно проследить лишь динамику производительности с разгоном и без, тем более я считаю тестирование 17 3D-шутеров нецелесообразным.
Конфигурация компьютера:
M/b: Gigabyte 8i915p duo
P4 Prescott 3.4ГГц
2x512 DDR2 533
Итак:
В 3DMark05 наибольший скачок производительности наблюдается при максимальном разгоне перед вольтмодом. Дальше – собираем крошки. Чуть-чуть не хватило до 7000, возможно сказались те самые 28МГц памяти, которые пришлось убрать.
Та же самая картина.
F.e.a.r. ничего нового не показал.
Хотя максимальный fps в тяжелом режиме вырос на целых 6 единиц после вольтмода - мы их все равно не увидим, а вот минимальный остался на месте.
О методе тестирования Oblivion: для замера максимальных и минимальных fps использовалась утилита Fraps. Для того, чтобы тесты при разных настройках были максимально идентичны я выбрал прямой и живописный участок в городе Cheydinhal. Мышка не двигалась.
Результаты мне показались достаточно странными. Быть может все дело в неудачном выборе местности или же в процессоре. Последнее предположение мне не удалось проверить: материнская плата совершенно не позволяет разогнать процессор. Хотя частоту шины изменять можно, система не запускается даже при ее понижении.
Если учесть, что Oblivion все же не 3D-шутер а RPG, то такая скорость достаточно комфортна для игры приятной на глаз. В помещениях fps вырастает в полтора-два раза.
Едем?
Вся затея с вольтмодом видеокарты Sapphire X800XT PE представляется мне погоней за крошками сломя голову. Я, без преувеличений, приобрел массу полезного опыта, но в конечном итоге просто обменял 28МГц памяти на 40МГц частоты ядра. И хотя положительные результаты в производительности после вольтмода присутствуют, в моем случае они никаким образом не перевешивают недостатки, такие как повышенный температурный режим карты, например. Я не исключаю возможность собственных ошибок :), и конечно же с более мощным, может быть даже водяным, охлаждением я несомненно получил бы более высокие результаты разгона. Но все же иногда приятно просто сесть и поехать с ветерком, не пачкая руки в машинном масле. И пускай моя видеокарта уже всего лишь мотороллер, зато я езжу на нем с удовольствием.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают