Участвуют: Джон Хоуэтт (Toyota), Дэвид Питчфорт (Jaguar), Пьер Дюпаскье (Michelin) и Хирохайде Хамашима (Bridgestone).
Вопрос: Джон, каковы ваши ощущения от начала сезона?
Джон Хоуэтт: Я думаю, что мы ожидали что будем сильнее, чем оказалось на самом деле. В конце прошлого года к нам перешел Майк Гаскойн, и после Австралии наша скорость прогрессирует с каждой гонкой. Мы все еще намереваемся побороться с топ-командами, и вполне уверены в том, что еще до конца этого сезона наши выступления серьезно улучшатся.
Вопрос: Похоже, Рикардо Зонта отлично выступает в роли тест-пилота, иногда он выглядит гораздо быстрее обоих ваших пилотов. Это не так?
Джон Хоуэтт: Нужно заметить, что в пятницу двигатель нашего третьего болида нагружается гораздо сильнее. Иногда ему предоставляется больше возможностей для выезда на трассу на свежих шинах. Он выполняет прекрасную работу в качестве тест-пилота, и мы очень им довольны. Но я думаю что вам нужно взглянуть на факты, чтобы оценить относительную скорость. Мы все еще довольны нашими основными пилотами.
Вопрос: Что вы можете сказать про ваш обновленный болид? Насколько сильно он будет отличаться от старого?
Джон Хоуэтт: Мы постоянно хотим улучшаться, как и любая другая команда. В середине сезона мы собираемся уменьшить вес монокока, это произойдет приблизительно в районе Хоккенхайма. И в каждой гонке мы стремимся улучшить аэродинамику болида.
Вопрос: Во вторник были обнародованы новые ограничения на двигатели. Что вы думаете об этом, и что вы сделали с тех пор? Это обсуждалось? Какие решения были приняты?
Джон Хоуэтт: Да, я думаю что в целом мы можем согласиться с изменениями в области двигателей. В основном мы обсуждали 2008 год, и возможности проведения изменений в другое время. С нашей точки зрения, если правила будут окончательно сформулированы к июню, то уже в 2006 году мы сможем представить модифицированный двигатель. Я думаю, что ключевым моментом для Toyota является то, что мы участвуем в техническом соревновании. Поэтому для нас важно только уточнить все детали новых правил.
Вопрос: Вы уже заявили что согласны с двигателями V8 рабочим объемом 2.4 литра?
Джон Хоуэтт: Я думаю что такая конфигурация не представит для нас никаких сложностей. В этом есть смысл. Это позволит нам снизить затраты, мы можем перенести наши нынешние технологии на меньший двигатель, и я думаю что вместе с другими изменениями, например ограничением на тесты, мы вполне сможем добиться снижения затрат на 50%, как этого хочет ФИА. Но тем не менее, позиция Toyota такова, что мы хотим полной свободы в области технологии, или свободы в области дизайна двигателя.
Вопрос: Что вы скажете насчет стандартного блока управления? Вас это не беспокоит?
Джон Хоуэтт: Этот вопрос обсуждается. Думаю, что на встрече обсуждалось введение таких блоков с 2006 года, и ФИА дала понять что с 2008 года это точно станет обязательным. Если это случится, то мы продолжим обсуждение.
Вопрос: Дэвид, вы можете ответить примерно на те же вопросы? Что вы думаете о новых ограничениях на двигатель?
Дэвид Питчфорт: Пока мы восприняли это достаточно спокойно. Я думаю, что этому спорту в любом случае нужна небольшая встряска, и нам предстоит создать новые двигатели. Для этого нам нужно знать все детали, нужно многое уточнить. В настоящий момент я не вижу проблем со снижением рабочего объема, но вот стандартный блок управления пока вызывает очень много вопросов. В конце концов, это вопрос программного обеспечения. Будут ли команды поставлять его? Если да, то мы снова вернемся к вопросу о недобросовестности его разработчиков, придется вести постоянный контроль, а это очень не просто.
Вопрос: Но в целом вы довольны предлагаемой конфигурацией?
Дэвид Питчфорт: Да. Я думаю, что все знакомы с математикой? Если от нынешнего мотора V10 отнять два цилиндра, то мы как раз получим новый двигатель. Поэтому этот вопрос не представляет особой сложности.
Вопрос: Что насчет текущего сезона? Каковы ваши ощущения?
Дэвид Питчфорт: Очевидно, что нам не удалось в полной мере воспользоваться несколькими удачными выступлениями в начале сезона. Это очень обидно, но таковы гонки. Перед Австралией мы серьезно модернизировали болид, и теперь, после возвращения в Европу, мы продолжим работу. Пока наша скорость вполне соответствует ожиданиям.
Вопрос: Похоже, что ваши выступления очень неровны. К примеру, в Малайзии вы стояли на первом ряду стартового поля, но с тех пор подобное вам не удавалось...
Дэвид Питчфорт: Да, мы находимся в невыгодном положении из-за тестов. Мы тестируемся не так много времени, как другие команды, поэтому зачастую наш болид преподносит нам сюрпризы. Но мы продолжаем учиться, и не повторяем ошибок дважды. Тем не менее, из-за небольшого числа тестовых дней мы иногда не в состоянии извлечь из болида максимум по ходу гоночного уик-энда.
Вопрос: По этой причине про Jaguar говорят, что команда развивается невысокими темпами?
Дэвид Питчфорт: Мы проделали очень большую работу между презентацией болида и Гран-При Австралии. С тех пор мы несколько нарушили цикл больших пакетов усовершенствований, потому что не имели постоянного доступа к нашей фабрике. Прежде чем применять любую новинку, ее нужно опробовать на трассе. Как только у нас появляется такая возможность и результаты соответствуют ожиданиям - мы начинаем использовать это в гонке. У нас были новые детали в прошлый гоночный уик-энд, и здесь, в Испании, мы снова немного улучшимся.
Вопрос: Это будет происходить и в тот период, когда на восемь недель придется шесть Гран-При?
Дэвид Питчфорт: Да, у нас уже есть некоторые заготовки для Монако, и так будет в каждой новой гонке.
Вопрос: Хамашима-сан, вам были предложены новые ограничения на шины. Расскажите нам о том, что вы думаете о сужении передних шин и расширении задних, а также о возможном удалении канавок. Что за этим стоит?
Хирохайде Хамашима: Я думаю, что современным болидам нужно перераспределить массу на переднюю ось, чтобы помочь задним шинам. Они должны работать только на обеспечение максимального сцепления. Передние шины нужны для торможения и поворотов, поэтому их сужение должно замедлить болиды. Но мы не можем ничего сказать наверняка, пока все вопросы о новом техническом регламенте не будут разрешены.
Вопрос: Какие преимущества можно извлечь из того, что в Формуле-1 будет только один поставщик шин? Поможет ли это производителю?
Хирохайде Хамашима: Это сложный вопрос. Конечно, я бы предпочел сохранить соревнование, но даже если мы останемся единственными поставщиками шин, то мы сможем получать массу технических данных от команд, использовать данные их симуляций и многое другое, и таким образом мы сможем продолжать развитие наших шин.
Вопрос: Пьер, мы читали пресс-релиз вашей компании...
Пьер Дюпаскье: Мы с Хамашима-саном заключили соглашение, что будем отвечать только на вопросы о красном вине! Да, именно так.
Вопрос: Да, но между вопросами о красном вине ваш пресс-релиз утверждает, что "мы бы хотели сделать предложение, позволяющее снизить затраты, и сохранить дух соревнований". Вы можете рассказать, что бы это могло быть? Как вы собираетесь это сделать?
Пьер Дюпаскье: Мы работаем над этим. Идея состоит в том, что без соперников просто неизвестно, в какую сторону двигаться. Да, мы будем поставлять шины, но мы в гонках не для этого. Для того чтобы развиваться нам нужен сильный соперник. Только так мы можем показать нашим клиентам по всему миру, чего мы стоим на самом деле. Формула-1 должна приглашать и других производителей шин. Мы спрашиваем себя: что мы можем сделать, чтобы удовлетворить требования президента? Мы понимаем, что им нужно следовать. Нужно снизить затраты? Хорошо. Автогонки это не дешевое занятие, но, возможно, мы зашли слишком далеко. Это его решение. Хорошо! Нужно контролировать скорость, это очевидно. Но нам нужно сохранить баланс между болидом, и местом проведения гонок. Картинг на трассах Формулы-1 - просто глупость, как и обратная ситуация. Иногда нам нужно заботиться и о безопасности. Мосли предлагал нечто похожее и в ралли. Мы сказали: "смотрите, если вы требуете, чтобы мы использовали только один комплект шин в день для гонок в любых условиях - я имею в виду асфальт - то я не знаю, как этого добиться." Это просто глупость! Таких шин не существует. Даже дорожная шина не справится с этим, поэтому нам придется сделать шины из титана, или дерева, или я не знаю чего, но точно не из резины. И автомобиль будет очень медленным, и это будет очень дешево. Можно предложить что-то подобное.
Вопрос: На прошлой неделе вы привезли в Сильверстоун семь грузовиков с шинами, чтобы удовлетворить потребности трех команд. Но когда пошел дождь, у вас не оказалось нужных шин. Похоже, что цена трехдневных тестов оказалась слишком высокой?
Пьер Дюпаскье: Да, но компании вроде нашей проводят на тестах все время, мы тестируемся постоянно. Мы тестируем шины для грузовиков, они ездят круглые сутки, целыми днями, и только для того, чтобы протестировать шины. Нам нужны тесты, даже несмотря на то, что симуляция иногда очень эффективна. В реальной жизни симуляция может многое, но только на тестах можно понять, чего мы добились в действительности. Поэтому мы работаем над этим. В Сильверстоуне нам просто не повезло. Да, это очень дорого, мы полностью согласны с тем, что затраты слишком велики. Снижение затрат является целью для всех, для любой индустрии. Вчера кто-то сказал мне, что Формула-1 похоже на фильм. Мы занимаем деньги, инвестируем их в создание фильма, создаем отличное зрелище, но оно не будет иметь никакого смысла, если не будет зрителей. Без зрителей мы погибнем. Прекрасно! Но это не только фильм, не только зрелище. Люди ждут от нас развития, появления новых технологий, различных новинок. Именно поэтому мы работаем над этим с таким рвением. Но если мы слишком сильно понизим затраты, то это решение ФИА окажется очень спорным. Мы получим соревнование одинаковых болидов... Но оно уже есть! У нас есть Формула-3000, они на трассе в данный момент. Ну и сколько там зрителей? Нисколько!
Вопрос: Ferrari заявляет, что чемпионат может мгновенно повернуться в обратную сторону, если производитель шин их соперников сделает революционные шины. Какие шансы на это?
Пьер Дюпаскье: Ну, я должен сказать что если производитель шин Ferrari предоставит им неконкурентоспособные шины, то чемпионат тоже мгновенно повернется вспять. Я не понимаю смысла этого вопроса. Они ждут, что мы сбросим с круга полсекунды? Нет, так не пойдет. Мы привезли семь грузовиков в Сильверстоун, чтобы постараться отыграть одну десятую! И если нам это не удастся, то мы проиграем чемпионат. Но не стоит думать, будто все зависит от шинников. С самого начала мы пытаемся догнать Ferrari, Ferrari, Ferrari, Ferrari и еще раз Ferrari. И причем здесь поставщик шин?
Вопрос: Разумеется, мы говорим о партнерстве.
Пьер Дюпаскье: Да, определенно. Так и есть. Но если забыть о своих клиентах, то они немедленно проиграют чемпионат.
Вопросы из зала:
Вопрос: Дэвид, несколько месяцев назад Ричард Пэрри-Джонс очень хотел снизить затраты в Формуле-1. Какой была первоначальная реакция Ford, владельца вашей команды, на все эти новые правила и предложения?
Дэвид Питчфорт: Ну, я должен сказать что мы уже делаем многие из предложенных нам вещей. Наша программа уже находится в строгих рамках бюджета, и мы стараемся не выходить из него. Мы стараемся добиться уважения Ford, и нам это удалось. Кроме того, для нас важно и хорошее отношение наших спонсоров, и они могут быть уверены, что мы очень аккуратно и разумно используем их средства. Что касается ограничения на тесты, то мы уже серьезно их сократили, потому что это очень дорого, в основном из-за двигателей. Люди считают, что основные затраты складываются из расходов на перелеты и места в гостиницах, но это не так. Основные затраты идут на двигатели. Поэтому снижение пробега моторов на тестах существенно снизит расходы. Нам нужно больше заниматься симуляцией. Ford поддержал нас в этом, ведь они и другие ведущие автопроизводители занимаются этим уже 15 лет. Пару десятков лет назад для того, чтобы сделать новый автомобиль приходилось строить до сорока прототипов. Сейчас их число сократилось до десяти, вся остальная работа проводится на компьютере. Нам нужно добиться того же и в Формуле-1. Мы должны проводить больше симуляций и тестов на испытательных стендах.
Вопрос: Дэвид, вы не разочарованы выступлением Кристиана Клина в Имоле, и в сегодняшних свободных заездах?
Дэвид Питчфорт: Нет, здесь все в порядке. В первой сессии он хорошо поработал согласно своей программе. Во второй части заездов он ошибся и вылетел в гравий, и был очень этим разочарован. Но в начале сессии все было отлично, он постепенно наращивает темп, он очень осторожен. Пока Кристиан финишировал во всех Гран-При и Имола стала для него настоящим разочарованием. Он повредил свой болид, и у него не было достаточно времени чтобы хорошенько изучить трассу перед квалификацией, поэтому гоночные настройки были не очень хороши. Его темп в гонке был очень плох, и Кристиан не был уверен в балансе болида. Тем не менее, я думаю что для новичка он работает очень хорошо.
Вопрос: Война между Michelin и Bridgestone иногда мешает зрителям првильно оценивать ситуацию. У меня есть два примера: в Имоле нам пришлось объяснять своим читателям, что ночной дождь серьезно изменил ситуацию в плане вашей сравнительной скорости, и что когда идет дождь ваши шины имеют совершенно разную скорость при разном количестве воды на трассе. Если один поставвщик шин является плохой идеей, то как нам прекратить ваше соревнование?
Хирохайде Хамашима: Вы думаете, что соотношение сильно изменилось? Хмм... Я думаю, что мы используем разные материалы, поэтому наши показатели будут разниться, в частности выносливость, сцепление, все остальное. Возможно, дождь несколько меняет ситуацию. Возможно, когда-то и другие компании получат преимущество в дождь.
Пьер Дюпаскье: Я не совсем понял вашу точку зрения... По-моему, вы сказали о том, что вам трудно объяснить, что происходит? А до этого вам просто нечего было сказать! Мы должны улучшаться, предоставлять вам больше информации, но в конце концов именно благодаря нашему соревнованию вам есть что сказать о Формуле-1...
Вопрос: Пьер, в своих сегодняшних высказываниях вы очень много говорили о затратах. Макс Мосли считает, что есть три причины для того, чтобы избавиться от одного из поставщиков шин, две другие это безопасность - появится возможность контролировать время на круге, и равные условия для всех, ведь сейчас Формула-1 это еще и соревнование шинников. Я могу понять ваши аргументы насчет снижения затрат, но что вы можете ответить на остальные пункты? Если вам нечего сказать, означает ли это что мы не увидим Michelin в качестве единственного поставщика шин в Формуле-1?
Пьер Дюпаскье: Ответ на последний вопрос: мы уже сделали заявление, и у нас масса времени подумать над ним. Тот пример из ралли показывает, что ограничением на шины действительно можно добиться нужных скоростей. Например, если использовать одну шину для трех гонок, что, очевидно, является просто бесмыслицей, то придется изготовить состав, способный пройти 2000 или 3000 километров. Я должен сказать, что при мощность болида в 900 л/с это будет очень, очень медленный состав. Скорость будет такой низкой, что болиды Формулы-3 будут ехать по трассе куда быстрее. Так что в этом аспекте очевидно, что немного изменив регламент для шин можно очень легко снизить скорость. Например, президент ФИА недавно сказал, что введение еще одной канавки снова серьезно снизит скорость. Вопрос о стоимости уже раскрыт, осталось поставить всех в равные условия. А вот с этим пунктом мы не согласны. В любом соревновании всегда есть победитель, и есть проигравший. На старте гонки все находятся в одних условиях, правила едины для всех. Это и есть соревнование. Кто-то выигрывает, а кто-то - проигрывает. Если не хотеть такое "нечестной" ситуации в конце гонки, то может лучше вообще не выходить на старт?
Вопрос: Джон, лидер вашей команды в IRL сейчас проводит тесты за конкурирующую команду. Разве Toyota не интересуется Скоттом Диксоном?
Джон Хоуэтт: Ну, у нас тоже есть своя программа развития, мы хотим привести в Формулу-1 молодые таланты. Сейчас у нас на примете есть Райан Бриско, кроме него мы присматриваемся еще к нескольким молодым пилотам. У нас уже гоняется один из чемпионов американских гоночных серий, поэтому я считаю что у нас пока достаточно потенциальных кандидатов на кокпит, когда-то нужно остановиться. Мы очень уважаем талант Скотта Диксона, но в данный момент у нас просто нет свободных мест. Поэтому я думаю, что у Скотта нет шансов попасть в Формулу-1 через Toyota.
Вопрос: Джон, какова ситуация с вашими пилотами на следующий сезон?
Джон Хоуэтт: Естественно, что мы уже смотрим в будущее, строим планы на ближайшие два-три сезона. Очевидно, что мы не довольны нашим текущим положением, мы хотим стать топ-командой и бороться за чемпионский титул. Пилоты являются одними из элементов этого уравнения. Пока мы не приняли решения о составе пилотов на следующий сезон. Как только мы примем такое решение, мы сразу же сообщим его прессе, а пока давайте не будем забегать вперед.