Vega 64 - Что лучше гнать - чип или память? На примере Far Cry 5. Настройки Wattman и прочие нюансы.
реклама
Идея статьи родилась из обсуждений в теме "Всё о видеокартах Vega 56/64" в разделе "Видеокарты" форума overclockers.ru. Были мнения, что разгон памяти не так важен, что видеокарта упирается в чип, и серьёзного прироста разгон памяти дать не может по сравнению с разгоном по чипу. Я тогда провёл кое-какие тесты, выложил скриншоты в теме, но дело было вечером, после работы, я был недоволен результатами, и решил более подробно заняться вопросом на выходных.
Итак, что мы имеем. Vega, точнее XFX Radeon RX Vega 64 Liquid Cooled - референс видеокарты Vega 64 с водяным охлаждением designed by AMD.
реклама
Она уже разогнана. я её купил почти год назад, и уже давным-давно знаю её максимальные частоты, на что она способна. вот они:
реклама
Что мы видим из скриншота GPU-Z?
Частоты 1750 по чипу, 1125 по памяти.
Биос видеокарты Vega 64 LC.
реклама
Версия биоса 016.001.001.000.008774, соответстующая стандартной AMD Radeon RX Vega 64 Liquid Cooled
Вот отсюда например можно его скачать:
https://www.techpowerup.com/vgabios/195319/amd-rxvega64-8176-170811
Но прежде чем бежать шить этот биос на вашу вегу, желая получить больший разгон, имейте ввиду:
1) это биос для веги с водяным охлаждением, и рассчитан на критическую температуру чипа чуть выше 70 градусов!
реклама
Убедитесь, что ваша система охлаждения готова обеспечить такой температурный режим, в том числе и в разгоне, а также в расширенном на +50% power limit (конкретно про этот биос речь идёт о 400 ваттах!!!)
2) моя вега видимо раннего выпуска и/или имеет свои нюансы, скорее всего биос сделан именно под эти нюансы.
Например, она не умеет в даунвольт. вообще (в отличии от многих вег, особенно, что касается Vega 56, имеющихся у многих форумчан).
1600 по чипу не берёт даже на 1.15В (на 1.2В берёт)
Более того, наоборот, я поднимаю напругу на чипе до 1.25В, чтобы добиться большей стабильности на 1750 MHz частоте чипа.
Как следствие, больше напряжение - больше ватт, она достаточно горячая, и водяная система охлаждения ей как раз очень кстати.
Я думаю на этом надо перейти к настройкам Wattman, чтобы было всё более понятно в деталях.
Но, сначала,
Результаты Far Cry 5 в разгоне на частотах 1750/1125.
Для тех, кто любит полосочки:
Как мы видим, видеокарта обеспечивает уровень комфортного гаминга в 2560x1440 в Far Cry 5.
Технические характеристики моего компа.
Корпус - Thermaltake Core V71 (увидите его ещё в статье ;) )
Блок питания - 750W FSP Hydro G 80Plus Gold (AMD рекомендует киловаттник для Vega 64 Liquid Cooled, но он отлично справляется, это ж FSP :) )
Материнская плата - Asrock Z370 Taichi BIOS P1.80 (биос довольно старенький, с тех времён, когда разгонял проц и память)
Процессор - Intel Core i7 8700K @ 5200 Мегагерц (AVX-2, 1.425v) - скальп, thermal grizzly conductonaut (про процессор будет отдельно пару слов, и временами будем его вспоминать в статье)
Система охлаждения процессора (заодно и VRM) - кулер Noctua NH-D15 с двумя штатными вентилями (отлично справляется со своей задачей)
Оперативная память - 32G G-Skill Trident-Z DDR4 32GTZR Kit (2x16G) F4-3000C14D-32GTZR @ 3600CL17 1.375v
Видеокарта - XFX VEGA 64 LIQIUDCOOLED REFERENCE @ GPU1750MHz/MEM1125-1150MHz (вы её уже видели, 1150 память работает в основном в opengl/vulkan)
Накопитель типа SSD - 512G Samsung 960 Pro (на нём стоит система, и с него запускаются игры)
Накопитель типа RAID-массив из HDD - HDD RAID-0 2x6TB SATA HGST ULTRASTAR 7200 7K6000 (400Мбайт/с запись и чтение например ;) )
Монитор - 27" Asus MG279Q IPS 4ms WQHD (2560x1440) 144Hz (а в каком разрешении у нас будут тесты?) - подключен по displayport
Клавиатура - Cherry MX Board 3.0 Red Switch
Мышь - Steelseries Rival 300
Программное обеспечение.
Операционная система - Windows 10 Enterprise LTSB x64 v. 1607
Драйвера видеокарты - Radeon Adrenalin 19.2.2
Игры - Far Cry 1.2.0 (выяснять влияние разгона памяти и чипа на производительность будем именно на этой игре)
Игры - Far Cry New Dawn 1.0.2 (долго сомневался, оставлять блок про эту игру или нет, но в итоге оставил)
Настройки Wattman.
Я здесь решил пойти немножко шире, и рассмотреть не только Wattman, но и другие интересные места Radeon Software, которые могут нам пригодиться при разгоне и мониторинге.
Но для начала, именно Wattman, его рассмотрим подробно по пунктам - потому что там имеется весь функционал для разгона, и я пользуюсь именно им исключительно при разгоне своей видеокарты.
Вот это - текущие настройки разгона для сегодняшних тестов, Да и повседневно, для игр, я использую, в основном именно этот профиль.
Рассмотрим каждый блок по отдельности.
Настройки Wattman GPU.
Hикаких авто-андервольтов, авто-оверклоков, нам нужно контролировать процесс, и делаем всё ручками - поэтому напротив "Tuning Control" горит пункт "Manual" - что значит именно ручное управление разгоном.
Мы видим "STATE 0", "STATE 1", "STATE 2" - и так далее - это состояния видеокарты, по которым она прыгает в процессе поступления всё большей и большей вычислительной нагрузки.
То есть, по идее, такие современные игры, как Far Cry 5, должны загружать видеокарту полностью, и она должна находится постоянно в "STATE 7" во время игры. (по факту, она болтается между STATE 6 и STATE 7 к сожалению, но об этом позже)
У каждого состояния можно вручную настроить частоты чипа, а также напряжение в милливольтах. Особенно важно это сделать корректно для STATE 6 и STATE 7 !!!!
В моём случае, для 1666MHz хватает 1.2В, а 1750MHz по чипу уже требует повышенного напряжения 1.25В
Вам же, если вы разгоняете с нуля, лучше пойти обычным путём - берёте частоту, которую точно берёт карта, и прогоняете её по всем напряжениям, выясняя допустимый диапазон напряжений для этой частоты, проверяя тестовой игрой и/или другими специальными тестами, например, из набора GPU Caps Viewer, не забывая мониторить все показатели. о мониторинге - ниже. далее поднимаете частоту, повторяете процедуру. важно добиться стабильности на нужной частоте.
Например, есть частота 1600MHz, которую точно берёт карта - если берём мои настройки выше за основу, то ставим STATE 7 - 1600, STATE 6 - 1550, STATE 5 -1500. Соответственно таким же образом проставляем напряжения от STATE 7 вниз по 50 миливольт например. И проходимся по напряжениям 0.9-1.3В - выставляем, запускаем тесты, игры, мониторим показатели.
Настройки Wattman Memory.
Тут аналогично, но всё гораздо проще.
В играх используется только STATE 3, и строго держится именно эта частота (и соответствующее ей напряжение памяти). Напряжение памяти постоянное для Vega 64 и составляет 1.35В. Его поменять нигде нельзя.
То что мы видим в строке "Voltage Control" в поле STATE 3 - это не напряжение памяти.
Есть мнение, что это нижний предел для разброса напряжений для STATE 7 GPU (в той ситуации, когда видеокарте надо вписаться в TDP, она начинает лавировать и частотой и напряжением - это касается только GPU).
Соответственно, гнать по памяти очень просто - выставил частоту и запустил тест или игру, чтобы проверить стабильность работы.
Memory Timing - Automatic. Насколько мне известно, в моём случае это соответствует Memory Timing 1.
Настройки Wattman Cooling.
Начиная с определённой версии драйверов (где-то в районе нового года 2019), AMD решила нас порадовать настройкой графика оборотов вентилятора по пяти точкам (как например давно сделано в биосе моей матери ASRock Z370 Taichi, и настроены и успешно работают вентиляторы как на процессор, так и корпусные)
Тут на что надо обратить внимание. Несмотря на то, что критическая температура по чипу немного выше 70 градусов, я настроил, чтобы 100% оборотов вентилятора начинали работать аж с 49 градусов.
Дело вот в чём. Вентилятору для раскручивания до таких оборотов (3000RPM) требуется некоторое время, а температура на видеокарте может подниматься достаточно быстро при запуске игры. Поэтому я и выставил такие настройки, чтобы вентилятор начинал раскручиваться заранее и смог обеспечить требуемое охлаждение на видеокарте.
Тут нет настройки частоты сокращений помпы, но так как она находится в одном блоке с радиатором и вентилятором видеокарты, есть мнение, что частота сокращения помпы также завязана на процент от макс оборотов.
Power Limit +50%
В моём случае - 264Вт * 1,5 = 396 Ватт!!!
Видеокарта имеет очень большой запас по потреблению, который нам пригодится в разгоне.
Хочу сделать небольшое отступление, по смыслу связанное с настройками охлаждения.
Организация воздушных потоков в корпусе (Thermaltake Core V71).
Я специально снял его снизу, чтобы лучше было видно верхние вентиляторы
Итак, что мы видим.
Видеокарта, радиатор видеокарты прикреплён таким образом, чтобы выдувать воздух наверх (корпус это позволяет).
Кулер процессора расположен стандартным образом и выдувает воздух спереди назад в вентилятор на задней крышке.
Под кулером процессора расположены память и VRM - подсистема питания процессора, но их не видно из-за огромных габаритов кулера.
Под видеокартой расположен SSD (синий радиатор). Справа, мы видим RAID-массив из двух HDD, за ним нижний корпусный вентилятор передней стенки.
Выше - верхний корпусный вентилятор передней стенки.
Это два мощных 200-мм вентилятора, которые отлично справляются с задачей нагнетания свежего холодного воздуха в корпус.
(к сожалению, из-за этого фильтр передней стенки забивается достаточно быстро - раз в месяц нужно пылесосить как минимум)
Над кулером процессора расположен такой же 200-мм вентилятор на выдув вверх.
Кабели все уложены, воздушным потокам не мешают.
Блок питания берёт воздух снизу и выдувает в своё вентиляционное отверстие сзади, не участвуя во внутрикорпусных воздушных потоках.
Воздушные потоки внутри корпуса выглядят так:
В принципе, воздушные потоки организованы оптимальным образом.
Соблюдаются два правила "спереди назад", "снизу вверх".
Но есть один минус. верхний воздушный поток делится между двумя мощными потребителями - процессором и видеокартой.
Но, честно говоря, я не вижу возможности лучше организовать воздушные потоки, кроме как вынести радиатор видеокарты наружу корпуса.
(это можно сделать либо выломав слоты задней стенки под видеокартой, либо разобрав систему охдаждения видеокарты, тогда можно продеть шланги в соответствующие отверстия корпуса)
Я так подробно расписал этот момент, потому что сталкивался в конференции с незнанием азов об организации воздушных потоков. Люди просто не знали, куда деть этот радиатор от Vega 64 LC внутри своего корпуса, и прикручивали его туда, куда не в коем случае нельзя было прикручивать.
Кстати, небольшое лирическое отступление.
В своё время я выбрал воздушное охлаждение на процессор и водяное на видеокарту неспроста.
У меня тоже стояла дилемма, точнее даже 2 - насчёт процессора и насчёт видеокарты.
Я не увидел каких-то серьёзных преимуществ в охлаждении у серийных неразборных водянок для процессоров перед суперкулерами класса Noctua NH-D15 или Phanteks PH-TC14PE.
Зато увидел серьёзные минусы - не охлаждается VRM, а охлаждение VRM очень критично для серьёзного разгона процессора.
А в случае видеокарты, наоборот, я видел, как люди достигают существенно более высокого разгона в случае применения водяной системы охлаждения по сравнению с воздухом.
И, в том случае если воздушное охлаждение видеокарты выполнено не в виде закрытой турбины, то весь горячий воздух с видеокарты идёт внутрь корпуса и сильно повышает температуру воздуха внутри корпуса. Не менее, чем на 10-15 градусов, требуя дополнительные меры по охлаждению прочих критичных к охлаждению компонент.
И наконец, выход такого ультимативного решения, как Vega 64 Liquid Cooled с частотами 1750/945 "из коробки", что подразумевало возможность отбора лучших чипов для этих видеокарт, однозначно склонил меня в сторону водяного охлаждения на видеокарте.
Тем более, у меня было раньше много видеокарт Radeon, в том числе ATi Radeon 32M DDR, Sapphire Radeon X800 GTO, Sapphire Radeon HD 4870 Vapor-X, так что я был более, чем лоялен к AMD в плане видеокарт.
И я скажу, что я не разочарован. Более того, я больше не хочу видеокарту с воздушной системой охлаждения. :))))
Вернёмся к Radeon Settings.
Настройки Global Graphics.
Я тестировал именно с этими настройками Global Graphics. В принципе, их же использую на постоянку (кроме Wait for Vertical Refresh - если встречаюсь с тирингом в играх - включаю Enhanced Sync, ниже подробнее)
Про сами эти пункты подробно расписано сверху, вы можете сменить язык на русский на своей системе в Radeon Settings, если по-английски непонятно.
Мы же разберём каждый каждый пункт в плане бенчмаркинга, насколько нам это поможет увеличить fps.
Anti-Aliasing Mode - даже включая Override Application Settings и включая минимально возможный режим, не добился увеличения производительности в Far Cry 5
Morphological filtering - нет влияния на fps.
Anisotropic filtering mode - нет влияния на fps.
Texture filtering Quality - можно поставить Performance - влияние минимально, иной раз +1 fps, иной раз один в один, учитывая что и так измерения в Far Cry 5 могут быть +-1fps от к прохода к проходу, всё это в пределах погрешности и я оставил High.
Surface Format Optimization, OpenGL Triple Buffering, Shader Cache - нет никакого влияния. оставил "всё на макс".
Wait for Vertical Refresh.
Рекомендуется для бенчей ставить в Always off.
Для комфортного гаминга, если вдруг встречается тиринг, лучше вместо Vsync использовать новый Enhanced Sync, который даёт маленький инпутлаг приближенный к VSync off.
При включении Enhanced Sync наблюдается небольшое падение fps (в моём случае 2560x1440 - с 98 до 97 avg - опять, в пределах погрешности)
При VSync=on Far Cry 5 тест проходит некорректно, о чём сам и честно сообщает, поэтому я не стал делать подробное сравнение. При этом снижение фпс заметно визуально. То есть речь идёт как минимум о -10 fps "на глаз".
Chill и Frame Rate Target Control, для бенчей вредны, так как ограничивают fps, а для повседневки... на мой взгляд тоже не нужны.
Eсли я стою спокойно в игре, зачем снижать fps? По-моему, бред какой-то.
Настройки Performance Monitoring.
Здесь нам нужно обратить внимание на то, что комбинация клавиш Ctrl-Shift-O включает OSD прямо во время игры в правом верхнем углу, и не забыть включить все галочки, чтобы все показатели отображались.
Также вы можете в разделе AMD Link настроить синхронизацию с мобильным устройством, чтоб мониторить показатели на мобиле с помощью приложения AMD Link. Очень удобно, я временами пользуюсь.
Но раз уж заговорили о мониторинге, давайте проведём мониторинг сторонними средствами, например, таким серьёзным софтом, как HWINFO64.
Мониторинг прогона Far Cry 5, Ultra частоты 1750/1125, 2560x1440 в HWINFO64.
В принципе, тут можно на многое смотреть и много различных выводов делать, но мы обратим внимание на несколько моментов:
1) температура и скорость вентилятора видеокарты:
Как мы видим, температура чипа едва-едва дошла до 50 градусов к концу теста, а вентилятор успел раскрутиться на последних 10 секундах до максимальных оборотов - 3000RPM.
Значит, наши настройки Wattman cooling правильные.
2) частоты и напряжения чипа и памяти:
GPU Clock болтается в диапазоне 1700-1720, иногда подскакивая до 1750MHz.
GPU Voltage в целом держится находится на 1.2В, но есть флюктуации.
Memory Clock стоит строго в 1125MHz.
Memory Voltage вообще стоит как танк ровно на 1.356В (то есть небольшое превышение над 1.35В, можно списать на погрешность датчиков).
То есть видно, что видеокарта "много себе позволяет" как в частотах, так и в вольтаже чипа (хотя, как мы увидим ниже, до TDP ещё очень далеко), а память как частоты так и напряжение держит чётко, несмотря ни на что.
3) всеми любимые ватты :))))
GPU Power болтается около 300-320 Ватт, до макс TDP ещё очень далеко.
Но, к сожалению, несмотря на это, 1800MHz по чипу видеокарта уже не берёт.
Ещё один момент, на который я хочу обратить внимание:
4) частота, температура и использование CPU
На примере одного ядра (другие также это показывают) мы видим, что частота регулярно сбрасывается с 5200MHz до 5000MHz, при том, что температура едва-едва доходит до 60 градусов в пике теста, что очень далеко до TJmax = 100 градусов для 8700K.
То есть речь явно не о троттлинге, а о срабатывании AVX оффсет.
Какая-то софтина видимо начинает использовать AVX инструкции во время теста Far Cry 5, и возникают такие небольшие "мини-провалы" частоты.
На fps это не сказывается, в 2560x1440 (да и в 1920x1080) нет упора в CPU, но всё равно неприятно.
Раз уж речь зашла о процессоре, давайте уделим немного внимания процессору, а заодно и памяти.
CPU и память.
Достаточно высокопроизводительный процессор intel 8700K был проскальпирован, и, в дальнейшем разогнан до 5200MHz, что до сих пор ставит его на лидирующие по производительности места по сравнению с любыми другими процессорами.
Процессор работает на напряжении 1.425В, настроен AVX offset - 2, при включении AVX инструкций, частота автоматически сбрасывается до 5000 MHz. Игры обычно не используют эти инструкции, и мы можем получать максимальную производительность в играх на 5200 MHz.
Память (комплект из 2х 16гиговых планок G-SKILL F4-3000C14-32GTZR) разогнана вручную до 3600CL17, настроены вторичные и частично третичные тайминги, 400 Gflops в linx есть.
В общем-то думаю хватит про проц и про память, статья ведь про видеокарту.
Прочие полезные настройки Radeon Settings.
В настройках Radeon Relive, если вы включите Relive и Record Desktop, то вы сможете сделать скриншот средствами драйвера видеокарты в любом месте игры по комбинации клавиш Ctrl-Shift-E. Очень удобно. Можно даже настроить папочку, куда они будут сохраняться.
Тут также можно записывать видео, стримить, возможности достаточно широкие, но мне это совершенно неинтересно, если вам нужно, предоставляю возможность изучить самостоятельно.
В настройках Display можно, например, включить FreeSync. Для этого его надо сначала включить в мониторе. Мой монитор поддерживает FreeSync в диапазоне 35-90fps, что не совпадает с диапанозом комфортного гаминга, к которому я стремлюсь, и который имею почти во всех играх в 2560x1440. На мой взгляд, это 100+ fps. Также мой монитор имеет родное разрешение 2560x1440@144Hz, что лично для меня делает ненужным такие ухищрения, как FreeSync.
Но опять же, у вас может быть другое мнение насчёт FreeSync, и вот здесь его можно включить.
Virtual Super Resolution делает масштабирование из больших разрешений в меньшие силами GPU, поэтому я отмёл этот способ тестить игры в 4K - данные не будут биться с такими же тестами на 4K-мониторе.
а GPU Scaling почему-то не получилось включить 4K в настройках Far Cry 5. Поэтому,
Тесты разгона Vega 64 по памяти и по чипу в Far Cry 5 в 2560x1440.
Почему именно 2560x1440?
Дело в том, что с одной стороны, видеокарта обеспечивает высокий фпс в этом разрешении,
С другой стороны абсолютно, 100% нет упора в процессор (конкретно в мой 8700K@5.2)
В 1920x1080 фпсы конечно ещё выше, но о том или ином влиянии процессора мы можем говорить.
В общем-то, со всех сторон, тесты в 2560x1440 будут статистически "чище".
1) тесты разгона по памяти 900-1125 MHz. чип 1750 MHz.
Память чётко стоит на заданных частотах на протяжении всего теста.
900 MHz
|
1000 Mhz | 1100 MHz | 1125MHz |
2) тесты разгона по чипу 1500-1750MHz. память 1125 MHz.
Частоты также болтались на 10-30MHz ниже STATE7, например при 1500MHz около 1480MHz и так далее аналогично.
1500MHz |
1600MHz |
1700MHz |
1750MHz |
Что мы видим из этих таблиц и графиков???
Да они одинаковые!!!! Некоторые различия по мин-макс фпс присутствуют, но в целом -
Как разгон чипа на 200MHz с 1500 до 1700, так и разгон памяти на 200MHz c 900 до 1100 дают прирост на 8% с 90 до 97 фпс.
Также мы видим, что фпс растёт равномерно с ростом частоты чипа или памяти, у видеокарты нет никаких узких мест, ничто никуда не упирается ни в чип ни в память.
Это значит, что архитектура Graphic Core Next очень продуманная, и имеет большой потенциал.
Например, если на новую видеокарту Radeon VII сделать водяное охлаждение и повысить максимальный TDP, то ней на ней можно добиться пропроционально более высоких частот по чипу и по памяти, и также добиться пропорционального роста fps.
Выводы.
1. Одинаково полезно гнать как память, так и чип. Всегда это будет давать пользу и прибавлять fps, нет никаких узких мест у веги!
2. Видеокарта очень мощна, и позволяет большинству свежих игр давать комфортный гаминг. Сотка в 2560x1440 реальна.
3. Тем, кто надумал покупать Vega 64 LC
Безусловно, это более предпочтительный вариант, чем например 1080 или 2070, и в принципе, с оговорками, может рассматриваться как соперник 1080ti.
Eсли есть хорошие цены где-то на вторичке - берите, не раздумывайте. Не надо бояться воду! Наоборот, водяные системы охлаждения гораздо нужнее видеокартам, чем процессору.
4. Тем, кто думает сменить охлаждение на веге на водяное.
В целом, это лучшее, что можно сделать с вегой.
Но есть много подводных камней, в этой статье не затронутых. В частности, под радиатором у веги голый чип. (точнее чип gpu и два чипа памяти, которые могут быть разные по высоте).
Требуется предельная аккуратность и пряморукость при замене охлаждения на веге, были случаи скола чипа и просто ситуаций "видеокарта перестала включаться", даже у нас в ветке по Веге на форуме.
Всё-таки даже сейчас это недешёвая видеокарта, взвесьте все за и против.
Есть ещё момент с прошивкой биоса от водяной веги. Тщательно оцените, сможет ли ваша вега работать в таком температурном, частотном режиме, и при тех напряжениях, что и Vega 64 LC.
Вот это уже можно сделать на основе этой статьи.
Бонус. Сравнение fps в Far Cry 5 и Far Cry New Dawn в 2560x1440 и 1920x1080.
Бонус получился несколько смазанным. Far Cry New Dawn отказался работать на частоте памяти 1125MHz, пришлось тестировать на 1100MHz.
Есть ещё один, гораздо более неприятный момент, который вы сейчас сами увидите.
1) 2560x1440
2) 1920x1080
В общем-то, тут невооружённым взглядом видно, что произошла какая-то лажа с Far Cry New Dawn.
Какие-то дикие провалы фпс в одном месте, когда взлетает вертолёт - и соответственно неприемлемый мин фпс особенно в 2560x1440 как раз из-за этого момента, что отчётливо видно на всех графиках.
Я настойчиво тестировал в различных режимах, пробовал разные частоты, но скорее всего дело в том, что пока игра только вышла и может быть немножко сыроватой.
Может быть или патчи к Far Cry New Dawn или новые драйвера Radeon исправят эту проблему. Будем надеяться.
UPD. Тут на форуме мне подсказали, что проблема встречается на Windows 10 LTSB 1607 и на других видеокартах.
В общем, как только проблема решится, я перетестирую бонусную часть.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила