Молодец среди овец: обзор и тестирование AMD Radeon HD 6670
Оглавление
- Вступление
- Архитектура
- Конструкция видеокарты
- Тестовый стенд
- Инструментарий и методика тестирования
- Разгон
- Температурный режим и уровень шума
- Тестирование производительности
- Заключение
Вступление
Очередная схватка между AMD и NVIDIA, в которой сошлись новые видеокарты серий Radeon HD 6000 и GeForce 500, подходит к своему логическому завершению. После освоения всех самых заманчивых рыночных ниш (однопроцессорные «топы», средний класс, «двухголовые» флагманы) поле боя «зеленых» и «красных» постепенно перемещается в нижние сегменты рынка.
Совсем недавно в лаборатории были изучены конкурирующие между собой видеокарты GeForce GTX 550 Ti и Radeon HD 6790, которые относятся к категории бюджетных игровых ускорителей. Стоит отметить, что, несмотря на такую «нелестную» характеристику, подобных карточек вполне достаточно для получения приемлемой производительности во всех современных играх, если конечно не выкручивать настройки до абсолютного максимума с использованием полноэкранного сглаживания.
Герой данного обзора - не настолько производителен, это новый Radeon HD 6670, который стоит в модельном ряду видеокарт AMD ступенькой ниже ускорителя HD 6790. Плата такого уровня – это, по сути, самый дешевый пропуск в мир современных компьютерных игр. Разумеется, если говорить о новых ускорителях (текущего поколения), поскольку рынок б/у зачастую способен предложить очень соблазнительные по соотношению цена/качество варианты. Новый продукт AMD должен заинтересовать бережливых любителей компьютерных игр, которые иногда не прочь провести вечерок-другой пред монитором, но не гоняются за каждым новым хитом и не хотят держать внутри системного блока дорогую, горячую и прожорливую видеокарту, простаивающую большую часть времени.
Если сразу рассматривать новинку с таких позиций (к чему автор склоняется сам и будет «склонять» читателей ), то многое становится на свои места. Radeon HD 6670 балансирует на грани между двумя типами видеокарт: игровыми ускорителями и мультимедийными «затычками». Это совершенно разные категории продуктов: от первых требуется максимальная производительность, от вторых бесшумность и компактные размеры (подобная видеокарта должна помещаться в небольшом корпусе медиацентра и не надоедать владельцу назойливым гудением).
реклама
Из дальнейшего повествования станет ясно, что производитель смешал необычный коктейль из разных потребительских качеств, создав интересную карту, очень точно рассчитанную на определенную категорию покупателей. Желание «влезть в шкуру» человека, который играет нечасто и не очень-то интересуется суперсовременными графическими эффектами, даже заставило меня чуть изменить методику тестирования (хотя на то были и другие причины более «прикладного» характера).
Итак, в ходе исследования я постараюсь выяснить, к какому из вышеприведенных «типов» тяготеет данный продукт. Какие игры и с какими настройками графики способен «вытянуть» подобный ускоритель, отвечают ли особенности его конструкции требованиям, предъявляемым к «мультимедийным» видеокартам. Начать по логике и традиции предлагаю с рассмотрения архитектуры новинки в сравнении с продуктами AMD предыдущего поколения. Логично будет дополнить следующий раздел и кратким описанием архитектуры «младших братьев» Radeon HD 6670 – видеокарт Radeon HD 6570 и HD 6450, поскольку нынешний выход новинок получился у AMD массовым (появлению младших карт шеститысячной серии даже посвящен единый пресс-релиз, интересные моменты которого я также упомяну чуть ниже).
Архитектура
Итак, начнем непосредственно с архитектуры видеокарты Radeon HD 6670. Основные параметры сведены в таблицу для удобства восприятия, в соседнем столбце приведены данные «одноклассника» Radeon HD 6670, относящегося к предыдущему поколению. Нетрудно понять, что это видеокарта с цифровым индексом, меньшим на тысячу – Radeon HD 5670.
|
|
|
Дата релиза |
|
|
Графический процессор |
|
|
Техпроцесс, нм |
|
|
Количество транзисторов, млн штук |
|
|
Количество потоковых процессоров |
|
|
Количество текстурных блоков |
|
|
Количество блоков растеризации |
|
|
Тактовая частота ядра, МГц |
|
|
Тип используемой видеопамяти |
|
|
Эффективная частота видеопамяти, МГц |
|
|
Разрядность шины памяти, бит |
|
|
Полоса пропускания памяти, Гбайт/c |
|
|
Математическая производительность, Гфлопсов* |
|
|
Скорость заполнения сцены, Гигатекселей/c* |
|
|
Скорость заполнения сцены, Гигапикселей/c* |
|
|
Уровень энергопотребления, Вт |
|
|
* Теоретически рассчитанные пиковые значения для идеальных условий работы.
Выход на рынок этих двух ускорителей разделяет более пятнадцати месяцев – значительный срок для электронной индустрии. Что же изменилось в конструкции «самого младшего игрового видеоускорителя» AMD, какие характеристики были повышены, и каким способом?
Во-первых, очевидно, что «полумерами», вроде банального наращивания частот, дело не ограничилось - видеокарта прошлого поколения использует графический процессор Redwood, а новинка основана на GPU Turks. Данный процессор позиционируется как совершенно новый, а не «улучшенная версия» предыдущего ядра.
реклама
Сначала немного истории: если быть точным, на Radeon HD 5670 устанавливается графический процессор Redwood с индексом XT (так AMD/ATI традиционно обозначает старшие версии GPU). Помимо HD 5670 это ядро применялось для видеокарт HD 5570 (Redwood PRO) и HD 5550 (Redwood LE). От старшего варианта GPU модель с индексом PRO отличается только пониженной рабочей частотой, а младшая модификация LE - уменьшенным вдобавок количеством активных блоков ядра.
Схема Redwood XT/PRO в общем виде выглядит так:
Основа ядра – пять графических миникластеров SIMD (выделены красным), каждый из которых включает шестнадцать потоковых мультипроцессоров. Говоря проще, каждый из них в свою очередь содержит по пять одиночных потоковых процессоров – (5 х 16) = 400, именно эту цифру AMD приводит в перечне характеристик видеокарты. Каждый SIMD-кластер работает с четырьмя текстурными блоками (5 х 4 = 20). Это, что касается непосредственно «вычислительной» части, подробности устройства ядра я сейчас затрагивать не буду, дабы в который раз не мучить читателей изложением архитектуры Radeon R700.
Я уделил графическому процессору Redwood XT столько внимания, чтобы нагляднее продемонстрировать, насколько похож на не него новый GPU Turks. Достаточно взглянуть на следующую схему:
«На глаз» иллюстрации выглядят практически идентичными, впору проводить конкурс «найди 10 отличий», как в детском журнале.
Самое главное – большее число SIMD-блоков (шесть против пяти у старого ядра). Их архитектура не изменилась, а значит, количество потоковых процессоров пропорционально возросло с 400 до 480 штук (прибавка составляет 20%). Помимо этого увеличилось и количество текстурных блоков – с 20 до 24 (прирост те же 20%). Конфигурация блоков растеризации сохранена, их количество по-прежнему составляет 8 штук.
На этом отличия, непосредственно касающиеся вычислительной части ядра заканчиваются: контроллеры памяти так же, как и у старого процессора, обеспечивают сообщение ядра и микросхем GDDR5 по 128-битной шине, «обвязка» SIMD-блоков (UTD, движки-тесселяторы, геометрические блоки) идентична. Ядро снабжено дополнительными контроллерами Eyefinity (фирменная технология AMD для подключения нескольких мониторов к одной видеокарте) и Crossfire.
Интересный момент – блок UVD на Radeon HD 6670 «подрос» до версии 3.0, в то время как на Radeon HD 5670 применялся старый UVD v. 2.2. Поясню – UVD (Unified Video Decoder - Унифицированный видеодекодер) – это часть видеоядра, отвечающая за аппаратное декодирование битовых потоков видеоданных, сжатых видеокодеками H.264, VC-1 и MPEG-2.
От поколения к поколению видеокарт Radeon этот блок претерпевает поэтапную модернизацию. Так, при переходе UVD к версии 2.0 была добавлена поддержка – MPEG-2, при переходе к версии 2.2 – внесены незначительные изменения, улучшающие работу с кодеками MPEG2/H.264/VC-1. Блок UVD версии 3.0 впервые был применен на ускорителях Radeon HD 6870/6850 (GPU Barts), он работает с новыми форматами MPEG-4 ASP (DivX и XviD) и поддерживает Blu-Ray 3D. Подробнее ознакомиться с характеристиками блоков UVD разных версий можно, обратившись к соответствующей статье в «Википедии».
Учитывая схожесть архитектуры Redwood и Turks, количество транзисторов на кристалле нового графического процессора увеличилось незначительно - с 627 до 715 миллионов штук (приблизительно на 14%). Это привело к закономерному увеличению площади кристалла со 110 до 118 квадратных миллиметров.
Таким образом, новая видеокарта в плане архитектуры недалеко ушла от своей предшественницы. Преимущества Radeon HD 6670 в производительности могут быть достигнуты по следующим причинам
- Рост количества потоковых процессоров с 400 до 480 штук (+20%);
- Рост количества текстурных блоков с 20 до 24 (+20%);
- Увеличение рабочей частоты ядра с 775 до 800 МГц (+3,2%).
Это отнюдь не революционные изменения, соответственно, и показатели скорости заполнения сцены или «математики» выросли не слишком значительно.
Позитивный момент состоит в том, что прирост характеристик (пусть и не самый большой) был достигнут при увеличении уровня энергопотребления лишь на 5 Вт – с 61 до 66. Это означает, что видеокарта, позиционируемая как игровой ускоритель, аналогично предшественнику может обходиться без шнуров дополнительного питания, что важно для малогабаритных систем.
реклама
А в подсистеме памяти изменения и вовсе минимальны. Radeon HD 5670 оснащался микросхемами GDDR5 или GDDR3. Второй вариант не слишком удачен, такие видеокарты в основном поставлялись на ОЕМ-рынок, где были призваны соблазнять неопытных покупателей «громким названием». Узкая 128-битная шина плохо сочетается с микросхемами GDDR3 – пропускная способность порядка 25 Гбайт/c явно недостаточна для производительного графического процессора. Во втором случае – с микросхемами GDDR5 ситуация куда лучше – 64 Гбайт/c.
Именно такой вариант используется и на Radeon HD 6670, модификация с медлительной памятью GDDR3 была упразднена. Частотные характеристики микросхем GDDR5, применяемых на Radeon HD 5670 и HD 6670 совпадают – 1000 (4000 МГц).
Кстати насчет позиционирования, как я и обещал, вкратце пробегусь по страницам официального пресс-релиза новых видеокарт. Хоть это и откровенно рекламный документ, здесь можно почерпнуть некоторые интересные сведения и по ним лучше понять, как AMD представляет себе положение данного ускорителя на рынке.
Начало презентации не особенно интересно. AMD хвастается своими достижениями, и сообщает, сколько видеокарт с поддержкой DirectX 11 удалось продать за последние два года. Содержательная часть начинается с определения приоритетов, которыми руководствовались инженеры при создании видеокарт серии Radeon HD 6000:
DirectX 11, улучшенная производительность, поддержка нескольких дисплеев (Eyefinity). В этом же ключе описываются и новинки, их внешний вид представлен на следующем слайде:
Слева направо: Radeon HD 6670, HD 6570 и HD 6450. Первую видеокарту я уже подробно представил, а вот и две других.
Radeon HD 6570 представляет собой чуть урезанную версию старшего Radeon HD 6670, она основана на GPU Turks и позиционируется схожим образом. Основной упор делается на выгодном соотношении цена/производительность. При описании возможностей этой видеокарты маркетологи AMD не стесняются провести прямое сравнение с GeForce GT 440.
В приведенном перечне игр новинка может обогнать конкурирующее решение на 15-40% (хотя график составлен таким образом, чтобы превосходство выглядело троекратным). Интереснее другое – в списке встречаются очень «прожорливые» игры, наподобие Metro 2033 или Lost Planet 2. Неужели скромная видеокарта может «вытянуть» даже их?
Вдобавок упоминается возможность игры на нескольких мониторах с суммарным разрешением 4800 х 900 точек. Вот только игры тут подобраны не слишком «тяжелые» в плане графики, да и настройки используются далеко не самые высокие. Эти слайды позволяют однозначно понять, что Radeon HD 6570, равно как и старший Radeon HD 6670, представлен именно как игровой ускоритель.
Самая младшая из упоминаемых видеокарт – это Radeon HD 6450. Она основана на графическом процессоре Caicos и в три раза уступает двум другим ускорителям по количеству потоковых процессоров (здесь их всего 160).
Вот это-то уж настоящая «затычка», которой должно хватать разве что для простых игр в невысоких разрешениях. Однако AMD приводит несколько слайдов, посвященных производительности Radeon HD 6450 (в том числе в режиме Eyefinity!), где упоминаются такие игры, как Far Cry 2 и DIRT 2 – то есть серьезные проекты с продвинутой графикой. На деле, моя практика тестирований подобных видеокарт предыдущих поколений (Radeon HD 4350, HD 5450) показывает, что их максимум - игра при минимальных настройках, если не брать в расчет хиты 4-5 летней давности.
В дополнение привожу таблицу характеристик Radeon HD 6570 и HD 6450.
|
|
|
Дата релиза |
|
|
Графический процессор |
|
|
Техпроцесс, нм |
|
|
Количество транзисторов, млн штук |
|
|
Количество потоковых процессоров |
|
|
Количество текстурных блоков |
|
|
Количество блоков растеризации |
|
|
Тактовая частота ядра, МГц |
|
|
Тип используемой видеопамяти |
|
|
Эффективная частота видеопамяти, МГц |
|
|
Разрядность шины памяти, бит |
|
|
Полоса пропускания памяти, Гбайт/c |
|
|
Математическая производительность, Гфлопсов* |
|
|
Скорость заполнения сцены, Гигатекселей/c* |
|
|
Скорость заполнения сцены, Гигапикселей/c* |
|
|
Уровень энергопотребления, Вт |
|
|
* Теоретически рассчитанные пиковые значения для идеальных условий работы.
Характеристики говорят сами за себя, отмечу разве что обилие вариантов, в которых могут быть представлены данные видеокарты (различные типы памяти, а для Radeon HD 6450 еще и разные частоты ядра). Кстати, в плане «начинки» Radeon HD 6570 совершенно идентичен старшей модели, различается только рабочая частота ядра. Но вернемся к тестированию Radeon HD 6670 – на очереди разбор конструкции.
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила