Молодец среди овец: обзор и тестирование AMD Radeon HD 6670 (страница 2)
реклама
Конструкция видеокарты
В лабораторию новая видеокарта прибыла прямиком из офиса AMD. По-своему этот образец уникален, поскольку в сегменте недорогих ускорителей конструирование конечных продуктов часто отдается на откуп компаниям-партнерам AMD (на приведенный выше «официальных» фото даже есть пометки «дизайн видеокарт может отличаться от представленного»). На выходе получается «кто во что горазд»: некоторые фирмы ставят на платы с невысоким тепловыделением «пассивные» системы охлаждения без вентиляторов, другие – существенно изменяют конфигурацию разъемов задней панели, третьи – зачем-то наращивают объем памяти до 2 Гбайт (ох уж эти рекламные ходы и слепая вера некоторых покупателей, что «чем больше – тем лучше»).
Попавший на тестирование инженерный образец позволяет оценить, как именно Radeon HD 6670 «придумали» в AMD, так сказать, в чистом виде. Хотя и тут есть вопросы, помните, как эту видеокарту изобразили в пресс-релизе, вот она – слева:
Плоский «однослотовый» ускоритель. У меня же в руках оказалась модель совсем другого вида:
Данный ускоритель изготовлен с применением низкопрофильной печатной платы. Металлическая рамка задней панели сильно выдается вверх, доводя общую высоту видеокарты до обычной величины (порядка 111 мм). Однако один из разъемов сделан съемным (а конкретнее, тот, что расположен вне пределов печатной платы) – он задействуется с помощью гибкого шлейфа, завернутого в Г-образную «загогулину». При желании его можно отсоединить, а металлическую рамку задней панели снять совсем – тогда высота видеокарты будет соответствовать габаритам небольшой печатной платы. Такая конфигурация позволяет использовать Radeon HD 6670 в ультракомпактных низкопрофильных корпусах.
реклама
В этом случае для крепления должны использоваться сменные задние панельки. К примеру, двумя типами крепежных рамок («одноэтажной» высокой, и коротенькой, но «двухслотовой») был укомплектован Radeon HD 5450, побывавший в нашей лаборатории в прошлом году.
В данном случае на задней панели видеокарты размещены разъемы DVI, VGA и DisplayPort. Как говорится – полный набор. В пресс-релизе также упоминается, что новинки могут работать с интерфейсом HDMI 1.4, скорее всего версии видеокарты с соответствующим разъемом также поступят в продажу.
Самая неоднозначная особенность конструкции испытуемой платы – применение толстой «двухслотовой» системы охлаждения. Для серьезных ускорителей - это обычное дело, а вот для компактной мультимедийной карточки – редкость (для них более характерно применение низкопрофильной печатной платы). Выше я уже приводил фото «тонкого» Radeon HD 6670 из пресс-релиза, для наглядности продемонстрирую и Radeon HD 5670.
Он гораздо больше похож на ту видеокарту, что показана на картинке в пресс-релизе. Скорее всего, новинка будет встречаться на прилавках и в подобном исполнении. Для использования в составе мультимедиацентра такой вариант предпочтительнее: компактные материнские платы часто обладают недостаточным количеством разъемов расширения, и закрывать один из них системой охлаждения – это не лучшая идея.
В стандартном ракурсе «вид сверху» видеокарта Radeon HD 6670 выглядит очень компактной, что немудрено – ее длина не превышает 165 мм (то есть за край «длинного» разъема PCIe с защелкой ускоритель выступает чуть больше, чем на сантиметр)
реклама
Система охлаждения крепится к печатной плате с помощью подпружиненных винтов. Чтобы воспрепятствовать прогибу платы при тугой затяжке этих винтиков, применяется жесткий стальной «бэкплейт».
Отгиб его «лапок» значителен, и прижим получается сильным.
Система охлаждения в конструктивном плане очень проста. Массивное медное основание прикрыто защитной пленкой, свободным оставлен только небольшой квадратик в центре, контактирующий с кристаллом GPU.
Вывернув пять крошечных винтиков, можно разделить кожух и основание с радиатором.
Семилопастной вентилятор, который изначально выглядит очень небольшим, на деле оказался «толстым» - во всю ширину кожуха. Он гонит воздух через алюминиевые ребра, припаянные к медному основанию.
Верхняя часть всех ребер загнута, так что получается своеобразный тоннель для воздушного потока. Бесполезно искать здесь тепловые трубки, а тем паче испарительную камеру, теплопередача осуществляется только за счет свойств меди и алюминия.
Поскольку кожух системы охлаждения не доходит до задней панели видеокарты, воздушный поток свободно рассеивается в корпусе компьютера. В компактном медиацентре видеокарта с тепловыделением 65 Вт способна серьезно ухудшить температурные условия. Так что «рукастым» обладателям такого ускорителя я могу рекомендовать приделать к кожуху «удлинитель» (даже простейший – из картона) и освободить несколько разъемов на задней стенке корпуса от заглушек; пусть видеокарта поработает «на выдув», чем гонять воздух по кругу.
Компактная печатная плата также не отличается особой сложностью. По центру «ромбиком» расположен графический процессор. Слева можно рассмотреть преобразователь питания GPU, выполненный по двухфазной схеме. Он управляется простейшим контроллером APW7098.
Четыре микросхемы памяти сгруппированы слева от процессора. Питание памяти организовано по однофазной схеме.
Микросхемы GDDR5 маркированы как Hynix H5GQ2H24MFR-T2C. Они хорошо знакомы оверклокерам, так как уже не первый год ставятся на самые разные видеокарты AMD и NVIDIA. Номинальное время доступа микросхем составляет 0,4 нс, что соответствует эффективной частоте 5000 МГц (реальная частота 1250 МГц, так как нужно учитывать «учетверение» QDR GDDR5). На данной видеокарте их потенциал использован не полностью – они работают лишь на частоте 4000 (1000) МГц. Известно, что такие микросхемы Hynix неплохо поддаются разгону, но только если производитель изначально задал достаточное напряжение питания (часто его снижают для уменьшения тепловыделения и энергопотребления). Общий объем видеопамяти достигает 1024 Мбайт.
реклама
Напоследок отмечу, что рассмотренная видеокарта, которая, как я уже говорил, является инженерным образцом, прибыла в лабораторию в обычном антистатическом пакете, без какого-либо комплекта и упаковки-коробочки. Судя по опыту предыдущих обзоров – в розничной продаже видеокарта Radeon HD 6670 будет предлагаться либо в таком же (OEM) варианте, либо скромно укомплектованная инструкцией, диском с драйвером и сменным рамками для задней панели.
Подводя итог раздела, можно заключить, что конструкция Radeon HD 6670 чрезвычайно проста – для размещения всех элементов хватает малогабаритной, урезанной по высоте, печатной платы. Судя по фотографии, приведенной в пресс-релизе, некоторые экземпляры данного ускорителя будут также выполнены на «высокой» плате, но с тонкой «однослотовой» системой охлаждения. При этом маловероятно, что один из производителей рискнет совместить «низкую» плату с однослотовой СО – все-таки уровень тепловыделения данной видеокарты куда выше, чем 15-25 Вт, типичных для подобных малоразмерных «затычек».
Напоследок отмечу, что, руководствуясь только внешним осмотром, я бы однозначно отнес ускоритель к классу «мультимедийных затычек». Уж слишком много у него характерных черт: простейшая низкопрофильная печатная плата, съемный разъем на задней панели, да и просто размеры в конце концов! Очень трудно воспринимать крошечную видеокарту, как подходящую для игр. Проверим, удастся ли Radeon HD 6670 сломать этот стереотип.
Тестовый стенд
Видеокарта Radeon HD 6670 тестировалась в составе следующего тестового стенда.
- Материнская плата: ASUS P8P67 PRO (BIOS v 1204);
- Процессор: Intel Core i5-2500K @ 4500 МГц (базовая частота 3300 МГц);
- Система охлаждения процессора: Noctua NH-D14 (2 x Scythe Slip Stream SY1225SL12SH; ~950-1800 об/мин);
- Оперативная память: Corsair TR3X6G1600C7 (DDR3-1600, 7-7-7-20, 2x2 Гбайта, двухканальный режим);
- Жесткий диск: Western Digital WD1001FALS (1000 Гбайт);
- Видеокарта: AMD Radeon HD 6670;
- Блок питания: Cooler Master Real Power M1000 (1 КВт);
- Корпус: открытый стенд.
Видеокарты Radeon HD 5670 и GeForce GT 240 тестировались в составе следующего тестового стенда:
- Материнская плата: ASUS P6T Deluxe (BIOS v 1840);
- Процессор: Intel Core i7 920 @ 4000 МГц (TB – off, HT – on);
- Система охлаждения процессора: Vantec VAF1225;
- Оперативная память: Corsair TR3X6G1600C7 (DDR3-1600, 7-7-7-20, 3x2 Гбайта, трехканальный режим);
- Жесткий диск: Western Digital WD15EADS;
- Видеокарты:
- XFX Radeon HD 5670,
- Palit GeForce GT 240 Sonic;
- Блок питания: Cooler Master Real Power M1000 (1 КВт);
- Корпус: открытый стенд.
Программное обеспечение
- Операционная система: Windows 7 x64 Ultimate
- Драйверы видеокарт: AMD Catalyst 11.4 для Radeon HD 6670, Catalyst 8.69 RC3 для Radeon HD 5670, nVidia Display Driver v. 196.21 для видеокарты GeForce GT 240;
- Вспомогательные утилиты: MSI Afterburner v. 2.2.0 Beta 2, GPU-z v. 0.5.3, FurMark build 1.8.0, OCCT GPU v. 0.7.
Инструментарий и методика тестирования
Для разгона видеокарт, а также мониторинга температур и оборотов вентилятора использовалась утилита MSI Afterburner v. 2.2.0 Beta 2.
Для прогрева и проверки стабильности работы видеокарт в процессе разгона использовались утилиты OCCT GPUw (режим Error Check, 1024 x 768) и FurMark (Stability Test, Extreme burning mode, 1920 х 1200, AA0). Полученные частоты дополнительно проверялись прогонами теста Heaven Benchmark v 2.1 c экстремальным уровнем тесселяции и графических тестов из пакетов 3DMark 06 и 3DMark Vantage.
Для проверки температурного режима видеокарт в условиях, приближенных к повседневным, использовался Heaven BenchMark v. 2.1 (shader: high, tessellation: normal, AA4x, 1920 х 1200).
Производительность в игре Crysis Warhead исследовалась с помощью утилиты Framebuffer Benchmarking Tool. В играх Lost Planet 2, Resident Evil 5, Mafia 2, Dragon Age 2, Assassin’s Creed: Brotherhood, Need for Speed: Shift 2 Unleashed, Crysis 2 тестирование проводилось с применением утилиты FRAPS v. 3.2.3. В остальных случаях использовались встроенные средства измерения производительности.
Уровень шума измерялся при помощи цифрового шумомера Becool ВС-8922 с погрешностью измерений не более 0,5 дБ. Измерения проводились с расстояния 1 м. Уровень фонового шума в помещении – не более 27 дБ. Температура воздуха в помещении составляла 22-23 градуса.
Разгон
Тестируемая видеокарта, несмотря на свою новизну, успешно была опознана MSI Afterburner версии 2.2 Beta 2. Даная утилита предоставила возможности регулировки частоты графического процессора и видеопамяти, а также ручной настройки оборотов вентилятора системы охлаждения.
Изменить напряжение питания ядра невозможно, но это вообще типично для ускорителей невысокого уровня, которые мало подходят для разгона. Точнее, не так – подходят-то они зачастую очень хорошо, благодаря невысокому тепловыделению; другой вопрос, что производители изначально не планируют, что пользователь недорогого ускорителя захочет выжимать из него все соки.
Сначала ядро удалось разогнать со стандартных 800 МГц до 900 МГц. Дальше в MSI Afterburner просто закончилась шкала регулировки. Редактирование файла MSIAfterburner.cgf в этот раз принесло свои плоды, планку максимальной частоты на шкале удалось отодвинуть до 1040 МГц. При продолжении экспериментов частота 950 МГц была покорена без малейших проблем. Это уже очень хороший результат, видимо, конструкторы AMD перестраховались, изначально задав напряжение питания ядра с запасом. В итоге выяснилось, что графический процессор можно разогнать еще чуть сильнее – до 965 МГц.
На данной частоте ускоритель проходил все проверки, будучи полностью стабилен. В процентном отношении к номиналу такой разгон означает прибавку ~20,6%. Для оверклокинга без повышения напряжения – выдающийся результат. При этом необходимо отметить, что на видеокартах других производителей может быть использовано чуть более низкое/высокое значение напряжения, тогда результат может отличаться от полученного. Уверенный разгон ядра должен привести к улучшению результатов Radeon HD 6670 в тестах, осталось подкрепить его увеличением пропускной способности видеопамяти.
Микросхемы Hynix смогли приблизиться к своей «паспортной» частоте 1250 (5000) МГц. Со штатных 1000 (4000) МГц их удалось разогнать ровно до 1200 (4800) МГц. В процентном отношении – на 20%.
Такой успешный разгон Radeon HD 6670 позволил поднять пиковую скорость заполнения сцены с 19,2 до 23,2 Гигатекселей/c и расширить полосу пропускания памяти с 64 до 76,8 Гбайт/c.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила