Обзор и тестирование Sapphire Radeon 9550 256Mb
В то время как все "железные" сайты просто "пестрят" обзорами GeForce-6800 и Radeon-X800Pro(XT) основную массу потенциальных покупателей все же интересуют именно бюджетные решения, довольно часто относящиеся к классу Low End. Причина банальна – низкая цена таких видеокарт при минимально допустимом уровне производительности. Под "минимально допустимым уровнем производительности" я понимаю возможность играть в любые современные игры (либо готовящиеся к выходу в ближайший квартал/два) – пусть и на скромных настройках графики и разрешениях, ограниченных 1024х768, но все же с полноценной поддержкой DirectX 9.0 или как проще говорится – "c поддержкой всех красот" ;)
Об одном из таких бюджетных решений в первый раз в новостях на overclockers.ru появилась информация в середине марта, а уже в конце этого же месяца мы могли достаточно точно знать что же будут из себя представлять видеокарты Radeon-9550.

Тем не менее, ни в апреле, ни в мае видеокарты Radeon-9550 в московских прайсах мною замечены не были. И лишь во второй половине июня появились "первые ласточки". С одной из таких видеокарт я и познакомлю Вас в данной статье.
Sapphire Radeon-9550 256Mb
Плата выполнена на зеленом текстолите и первое, что бросается в глаза, это аскетичность самой платы и "беднота" расположения на ней элементов. Непривычно и то, что, как следствие, видеокарта очень легкая, это сразу ощущается при замене ее на временно ставшую для меня родной Radeon-7500 с медным кулером. Тем не менее, из нераспаянных элементов на плате отсутствует лишь чип RAGE THEATER, отвечающий за VIVO.
реклама
Чип закрыт пассивным игольчатым алюминиевым радиатором, который на штатной частоте работы становится лишь чуть теплым и вполне справляется с поставленной задачей.

Что интересно, чип видеокарты Sapphire Radeon-9550 оснащенной вдвое меньшим объемом памяти – 128Mb – охлаждается кулером, а не пассивным радиатором как рассматриваемая в обзоре плата. Кстати и компания HIS оснащает свои Radeon-9550 радиатором с вентилятором.
Напомню, что видеокарты Radeon-9550 основаны на базе чипа RV350LX, выполненному по 0,13 мкм с использованием low-k диэлектриков и имеют 4 пиксельных конвейера. Чип работает на стандартной частоте для Radeon-9550 – 250MHz.


Видеокарта оснащена 256Mb памяти DDR SDRAM, размещенной в 8 микросхемах на обеих сторонах платы. Микросхемы памяти от Samsung с маркировкой K4D551638F , временем выборки 5 нс работают на частоте 196(392MHz) :( (а что еще можно ждать от 256Mb карты такой стоимости?).

Но не стоит огорчаться, так как на некоторых 128Mb вариантах память все же идет со временем выборки 4 нс, а дополнительные 128Mb этой карте прироста не дадут. Более того, в форуме уже встречаются сообщения о появившейся на Украине видеокарте GeCube-9550XT, оснащенной памятью со временем доступа 3.3 нс!
реклама
Цена видеокарты Sapphire Radeon-9550 256Mb на дату опубликования статьи - 104$ - не кажется такой низкой, но учтите, что это вариант с 256Mb памяти на борту. 128-мегабайтные варианты стоят существенно дешевле и их цена колеблется у отметки в 70-85$. Здесь также необходимо учесть и тот факт, что Radeon-9550 в настоящее время только появляется в России и, как правило, цены в первые пару месяцев несколько завышены.
Разгон
Напомню, что дефолтовые частоты карты равны 250/392MHz (чип/ память):

Также следует обратить внимание и на довольно низкие значения таймингов памяти видеокарты. Не смотря на всеобщую "таймингоманию", захватившую умы и руки оверклокеров, при тестировании тайминги были оставлены неизменными.
Если от памяти при разгоне никто чудес не ждал и итоговая максимальная частота составила 243(486)MHz, то разгон чипа приятно порадовал – стабильные 412MHz на пассивном охлаждении и приросте частоты в 162MHz! внушают уважение данной карте:

Более того, загадкой для меня остался тот факт, что чип при разгоне до 455MHz (!) проходил зацикленный тест Nature из 3DMark’03 в течение часа и все остальные бенчмарки, но при тестировании в Far Cry видеокарта зависала. Стабильности в Far Cry удалось добиться лишь при частоте чипа в 412MHz – на этой частоте в результате и было проведено тестирование.
Безусловно, установка вентилятора на радиатор чипа или замена пассивного радиатора на полноценный и, желательно, медный кулер позволила бы достичь более высоких частот при разгоне ядра, но непосредственно около подложки чипа находится ряд конденсаторов, которые мешают установке более серьезных систем охлаждения. Поэтому при разгоне видеокарта охлаждалась лишь 80-мм корпусным вентилятором, работающим на 2700 rpm и расположенным на боковой стенке непосредственно напротив видеокарты.
Тестовая конфигурация и методика тестирования
Тесты проводились на следующей конфигурации:
- Материнская плата: ABIT NF7-SL rev.2.0 (BIOS v.24);
- Процессор: AMD Athlon XP 2500+ (Barton) 1833MHz @2435MHz (221MHz fsb, 1.825v.);
- Кулер: Zalman-CNPS7000A-Cu (25дБ, ~2700 rpm, Cu);
- Оперативная память: 2 x 256Mb DDR400 (PC3200) Hynix;
- Жесткий диск: 164.7Gb SATA150 Hitachi 7200rpm 8Mb;
- Корпус: INWIN-S508 с блоком питания 420W (Thermaltake-W0009) + два корпусных 80-мм кулера Zalman (~1700 rpm) и 80-мм корпусный кулер на боковой стенке (~2700 rpm).
В качестве соперников для Radeon-9550 были выбраны Radeon-9600 256Mb и GeForce FX 5700LE 256Mb.
Производителем Radeon-9600, участвовавшего в тестах, также является компания Sapphire (P/N 1024-8С20-0D-SA). Более того, плата является точной копией Radeon-9550 (хотя правильнее было бы сказать наоборот :) ), оснащена 256Mb памяти со временем доступа 5нc с такой же маркировкой K4D551638F-TC50 и пассивным охлаждением. Стандартные частоты работы видеокарты – 325/374MHz (чип/память). При разгоне чип показал еще даже более впечатляющие результаты чем Radeon-9550, разогнавшись было до 495MHz, но история с Far Cry повторилась и здесь, поэтому при тестировании в итоге пришлось все же снизить частоту ядра до 475MHz. Памяти, в свою очередь, покорилась частота в 248(496)MHz, что также чуть лучше, чем у Radeon-9550:

Стоимость Sapphire Radeon-9600 256Mb на дату опубликования статьи – 113$.
реклама
GeForce FX 5700LE, в свою очередь, представлен видеокартой от Leadtek и именуется производителем в линейке как WinFast A360LE TD. Чип видеокарты, в отличие от рассматриваемых в обзоре видеокарт на базе чипов Radeon, имеет активное охлаждение. Вентилятора при этом практически не слышно. Плата оснащена 256Mb DDR памяти, расположенной в 8-ми микросхемах на лицевой стороне платы и маркированной как K4D551638F-TC50 :) Так уж получилось, что все видеокарты обзора оснащены памятью одного и того же производителя, да еще и с одинаковой маркировкой. Дефолтные частоты работы видеокарты – 225/400MHz (чип/память). В разгоне данный экземпляр платы не стал уступать пальму первенства Radeon-ам достигнув "безартефактных" 520/510MHz (чип/память). Впечатляет? Просто удачный экземпляр карты, который сразу без вольтмодов и с относительно слабым (для 3DMark-2001SE) процессором позволил занять третье место в общем мировом рейтинге в классе GeForce FX 5700LE, пусть и с приличным отставанием:

Напомню (еще раз), что ни в одном из трех случаев разгона видеокарт стандартная система охлаждения не подвергалась переделке, а в качестве охлаждения выступал 80-мм корпусный кулер.
Стоимость Leadtek GeForce FX 5700LE 256Mb на дату опубликования статьи – 128$.
Сравним основные технические характеристики видеочипов в таблице:
Характеристики | Radeon-9600 (RV350) | Radeon-9550 (RV350LX) | GeForce FX 5700LE (NV36) |
Технология производства, мкм | 0.13 | 0.13 | 0.13 |
Частоты работы, MHz (чип/память) | 325/400 | 250/400 | 225/400 |
Число пиксельных конвейеров, шт. | 4 | 4 | 4 |
Количество вершинных конвейеров, шт. | 2 | 2 | 3 |
Обработка текстур, шт. (такт/проход) | 4/16 | 4/16 | 4/16 |
Дополнительно | DirectX 9.0, PS v.2.0 | DirectX 9.0, PS v.2.0 | DirectX 9.0, PS v.2.0 |
Можно сказать, что по техническим характеристикам видеокарты практически идентичны. Посмотрим, как их реализация покажет себя на практике.
Бенчмарки и игры
Тестирование проводилось в следующих бенчмарках и играх:
- 3DMark-2001SE
- DMark'03
- Serious Sam: The Second Encounter
- Return to Castle Wolfenstein
- Splinter Cell
- Unreal Tournament 2004
- Far Cry
Учитывая относительную слабость видеокарт, все игры тестировались в 32bit-ном цвете в двух разрешениях: 800х600 и 1024х768, а также в трех различных режимах настроек драйверов:
- Режим "Quality" – настройки драйвера на "Quality", AF Off, AA Off, VSync=Off;
- Режим "Quality+AF16x(8x)" – настройки драйвера на "Quality", AF16x(8x)*, AA Off, VSync Off;
- Режим "Quality+AF8x(4x)+AA2x"="Quality+AF8x(4x)" + полноэкранное сглаживание режима 2х
* - в (скобках) указаны режимы анизотропной фильтрации, использованной при тестировании GeForce FX.
Тестирование проводилось под Windows XP Professional Edition + SP1. Все лишние сервисы, за исключением 4-х, были отключены. Никаких дополнительных программ также не устанавливалось - "чистый трэй". Система настроена на максимальное быстродействие, все темы и эффекты отключены.
Тесты были проведены под DirectX 9.0b и с установленными системными драйверами nForce v.3.13, драйверами видеокарт на чипах ATI - Catalyst-4.6, на чипах NVIDIA - ForceWare 56.72.
3DMark-2001SE
Build 3DMark-2001SE – 330, дефолтные установки и только одно разрешение: 1024х768.

Как и предполагалось, Radeon-9550 уступил 9600, но уступил немного (в среднем по трем режимам около 12%), при этом при разгоне обеих видеокарт разрыв становится еще меньше.
Несмотря на более низкую частоту ядра у GeForce FX 5700LE, он уверенно обходит не только Radeon-9550, но и Radeon-9600, причем если при таком впечатляющем разгоне данные результаты выглядят закономерными, то при дефолтовых настройках видеокарта от Leadtek приятно удивила. Впрочем, не стоит делать выводы лишь по одному 3DMark-у, результатами которого и NVIDIA и ATI научились "вертеть" с помощью драйверов еще задолго до появления Radeon-9550 и GeForce FX 5700LE…
3DMark'03
Версия 3DMark’03 последняя - 3.4.0, вновь лишь одно разрешение и дефолтные настройки.

Здесь картина выглядит уже немного по-другому: без разгона Radeon-9550 немного быстрее чем GeForce FX 5700LE и оба отстают от Radeon-9600 на ~10-13%. При разгоне же аутсайдером вновь стал 9550, но, как Вы понимаете, разгон субъективен для каждой карты в отдельности и Ваш экземпляр 5700LE вполне может и не показать столь выдающихся результатов (как, впрочем, и 9550).
Посмотрим, на что способны тестируемые видеокарты в нескольких играх.
Serious Sam: The Second Encounter
Тестирование проводилось на уровне - "The Grand Cathedral" с максимальной детализацией. Версия игры – 1.07.


И здесь Radeon-9550 вновь совсем немного, но все же уступил GeForce FX 5700LE, как при разгоне, так и при стандартных частотах видеокарт. Выдающийся разгон 5700LE до частот 520/510MHz позволил в обоих тестируемых разрешениях ~6% обойти Radeon-9600.
Обратите внимание, что режим Quality+AF8x(4x)+AA2x по скорости не сильно отстает от режима Quality+AF16x(8x). Какой из ни качественнее и предпочтительнее для игрока – решать Вам. На мой взгляд анизотропная фильтрация 16x без полноэкранного сглаживания на картах данного уровня смотрится все же предпочтительнее и приятнее глазу чем сочетание AF8x+AA2x.
Return to Castle Wolfenstein
Максимальная детализация, демо "Checkpoint", версия RTCW – 1.41.


GeForce FX 5700LE вновь впереди в обоих разрешениях и во всех трех тестовых режимах. Причем разрыв при использовании полноэкранного сглаживания более чем внушителен (~28%).
Тем не менее, учитывая показанные без разгона Radeon-9550 67.3fps в 1024х768 в режиме Quality+AF8x+AA2x (самом "медленном"), можно сказать, что чип вполне удался.
Перейдем к более современным и, соответственно, сильнее нагружающим видеокарту играм.
Splinter Cell
Для тестов в данной игре были выбраны настройки графики "High" (в Bench’emALL). Тестировалось демо на уровне "Tbilisi". Версия игры – 1.2b.


Игра официально не поддерживает полноэкранное сглаживание и логично было бы предположить, что режим Quality+AF8x(4x)+AA2x должен быть немного быстрее чем режим Quality+AF16x(8x). Как видно из диаграмм, результаты прямо противоположные, и если на GeForce это правило соблюдается, то обе видеокарты на чипах Radeon в обоих тестируемых разрешениях показывают падение производительности при активации полноэкранного сглаживания. Надеюсь, что объяснение этому Вы мне поможете найти в ветке обсуждения данной статьи.
Что же касается производительности Radeon-9550, то можно сказать, что без разгона видеокарты в Splinter Cell играть проблематично, даже несмотря на отсутствие особой динамики в данной игре.
Стоит добавить еще, что GeForce FX 5700LE – в аутсайдерах, а разгон всех трех карт прибавляет к их производительности около 30%.
Unreal Tournament 2004
Тестировался BotMatch "Convoy" при настройках UT2004 в Bench’emAll "Minimum Detail Settings".


Как показало тестирование, выбранные мною настройки Unreal Tournament 2004 как "Minimum Detail Settings", оказались ошибочными и в разрешении 800х600 и также в 1024х768 при разгоне видеокарт, производительность упирается в процессор. Недостаток времени, отведенный мне на тестирование, не позволил провести полноценное дополнительное тестирование видеокарт при максимальных настройках UT2004.
Тем не менее, если судить по результатам, показанным видеокартами при использовании полноэкранного сглаживания, можно сделать вывод, что разница в производительности всех трех тестируемых экземпляров не велика (~5%).
В конце проведения тестов я все же успел прогнать UT2004 на Radeon-9550 при максимальной детализации, режиме Quality+AF16x и в разрешении 1024х768 – средний fps при этом находился у отметки 35, что тоже довольное неплохо.
Far Cry
Игра тестировалась при минимальных настройках графики на демо, записанном на уровне Fort. Версия игры – 1.1 build 1256.


В отличие от Unreal Tournament 2004, выбор минимальных настроек графики в FarCry был все же оправдан.
Что интересно, в режиме Quality Radeon-9550 и GeForce FX 5700LE показывают одинаковые результаты, но при активации анизотропной фильтрации и включении полноэкранного сглаживания 5700LE вырывается вперед.
Прирост производительности при разгоне видеокарт более чем оправдан и в среднем находится на уровне 30-35%.
Подводим итоги
Для начала предлагаю посмотреть на разницу в производительности видеокарт (без разгона):

В среднем получилось, что Radeon-9550 чуть быстрее GeForce FX 5700LE в качественных режимах без использования полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации. При их активации новый продукт ATI класса Low End начинает проигрывать своему сопернику. Разница не критична, но, тем не менее, присутствует.
GeForce FX 5700LE, в свою очередь немного проигрывает Radeon-9600, причем последний стоит сейчас на 15$ дешевле.
Для любителей "сухих цифр" привожу и прирост производительности от разгона на каждой из видеокарт:

Улыбку вызывает минусовой прирост в UT2004, который вполне можно отнести к погрешности. В целом же видеокарты от разгона получают дополнительные 25-35% производительности (в зависимости от настроек драйверов и выбранного разрешения).
Как обычно, для более детального "самостоятельного" анализа привожу логи Benchem’All (100Kb) а также таблицу с результатами тестов (15Kb).
Подводя итог, субъективно хотелось бы сказать, что Sapphire Radeon-9550 довольно удачная видеокарта класса Low End с приемлемой ценой и впечатляющим разгонным потенциалом. Более того, 256Mb видеокартам данного уровня "погоды не делают", а 128Mb варианты Radeon-9550 стоят около 75$ - разница в 30$ довольно существенна для потенциальных покупателей таких видеокарт. Обращайте внимание на маркировку памяти при покупке Radeon-9550 (как, впрочем, и любой другой карты), а уж чип в разгоне не подведет :)
Противопоставляя Radeon-9550 GeForce FX 5700LE, добавлю, что определяющим фактором все же будет являться ценовая политика ATI и NVIDIA в отношении указанных чипов, которая в данный момент на стороне ATI. Видеокарты на базе Radeon-9550 в данный момент дешевле, чем GeForce FX 5700LE в среднем на 25-30$ (как раз разница между 128Mb и 256Mb Radeon-9550).
Удачной покупки и дальнейшего разгона Вашей Radeon-9550! :)
Ссылки на статьи и обзоры, посвященные Radeon-9550
- HIS Radeon 9550 VIVO от Overclockers Online
- HIS Excalibur 9550 iFan VIVO Review от Hard Avenue
- GeCube Radeon 9550 XT Review от PC Inpact
Сергей Лепилов aka Jordan
Ждём Ваших комментариев в специально созданной ветке конференции.
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают