На фоне покупки Пакистаном FC-31, Индия может присоединиться к российским программам Су-57 и Су-75
Приобретение Пакистаном китайского истребителя FC-31 Gyrafalcon подливает масла в огонь индийской программы создания истребителей пятого поколения.
реклама
Пакистан готовится принять на вооружение китайские истребители пятого поколения FC-31 "Кречет" (Шеньян J-31), что может стать поворотным моментом в разгорающейся в Южной Азии гонке вооружений между Индией и Пакистаном и Китаем в центре. В этом месяце издание Defense News со ссылкой на главу ВВС Пакистана (PAF) Захира Бабера Сидху сообщило, что истребители китайского производства, также известные F-60 Цзянь-31 или J-21 Snowy Owls, должны поступить на вооружение страны в ближайшее время, не уточняя при этом конкретных сроков.
Сидху выступал на церемонии ввода в строй новой военной техники, среди которой были боевые самолеты китайского производства K-10C Firebird, говорится в сообщении Defense News. Главнокомандующий военно-воздушными силами Пакистана не сообщил, сколько самолетов FC-31 планирует получить Исламабад. Китайская программа создания бюджетных истребителей пятого поколения FC-31/J-35 нацелена на то, чтобы конкурировать на международных рынках с американскими F-35 и европейскими истребителями четвертого поколения.
Однако вопросы о достижимом на практике уровне малозаметности FC-31, о сенсорах и взаимодействии датчиков в самолете, когда он будет введен в эксплуатацию, и о времени, которое потребуется для поставки, пока остаются без ответа. В итоге все это определит, насколько эффективным будет приобретение Пакистана на фоне развивающегося потенциала Индии, говорится в докладе Defense News.
реклама
В статье также сообщается, что имеющиеся у Пакистана самолеты JF-17, J-10 и F-16 достаточны для проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе над Индией, что ставит под сомнение необходимость закупки китайских самолетов FC-31 в то время, когда Исламабад испытывает острую нехватку денег, а экономика страны находится в не самом лучшем состоянии.
Проект X-65 - В США строят самолет с революционной технологией управления через струи воздуха |
Пакистан - крупный покупатель китайских истребителей. Он входит в небольшую группу стран, наряду с Бангладеш, Мьянмой, Северной Кореей и некоторыми государствами Африки, которые решили приобрести китайские военные самолеты.
В марте 2022 года издание The Warzone сообщило, что Пакистан получил свои первые многоцелевые истребители J-10 китайского производства. Эта сделка призвана повысить потенциал военно-воздушных сил Пакистана после авиаудара ВВС Индии (IAF) по предполагаемому лагерю подготовки бойцов в Балакоте (Пакистан) в феврале 2019 года.
В отчете Warzone говорится, что приобретение J-10 стало ответом на закупку Индией французских многоцелевых истребителей Dassault Rafale. Многоцелевой истребитель Чэнду J-10, оснащенный современными ракетами класса "воздух-воздух" PL-15 с активным радиолокационным самонаведением и радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), позволит как минимум частично устранить стратегический разрыв с Индией. Кроме того, Пакистан и Китай совместно работают над созданием легкого истребителя JF-17. Это стратегическое сотрудничество, которое в конечном итоге может способствовать укреплению позиций КНР на мировом рынке истребителей.
реклама
В своей статье для журнала Business Insider, опубликованной в ноябре 2022 года, политический обозреватель и военный аналитик Бенджамин Бримелоу отмечает, что по состоянию на октябрь 2021 года истребитель JF-17, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году, состоит на вооружении только Пакистана, Мьянмы и Нигерии и насчитывает порядка 145 единиц.
К концу десятилетия их число может возрасти до 185, что сделает JF-17 самым популярным китайским истребителем в мире, считает Бримелоу. Он пишет, что если ранние JF-17 производились исключительно в Китае, то сейчас большая часть производства находится на территории Пакистана. Если быть точным, то сегодня 58 процентов самолетов производится в Пакистане, а 42 процента - в КНР.
Бримелоу отмечает, что цена JF-17 в 15-25 миллионов американских долларов делает его дешевле любого истребителя четвертого поколения, предлагаемого на рынке, и делает его привлекательным вариантом для ВВС развивающихся стран, испытывающих нехватку средств и не способных приобрести западные самолеты.
реклама
Однако, пишет Бримелоу, китайско-пакистански JF-17 создавался не для того, чтобы конкурировать с истребителями пятого поколения, такими как американские F-22 и F-35, а скорее для участия в конфликтах низкой интенсивности, для подавления повстанческих движений или как инструмент противовоздушной обороны против аналогично оснащенных противников. По словам эксперта, продажа Китаем истребителей Пакистану является ярким пятном в контексте его неутешительных показателей на мировых рынках.
В январе 2022 года издание Asia Times сообщило, что скромные продажи истребителей Китаем на сегодняшний день обусловлены нежеланием Пекина заключать соглашения о разграничении расходов, отсутствием крупных стратегических партнеров и неготовностью потенциальных клиентов вступать в сотрудничество с Китаем посредством закупок боевых самолетов. Однако сейчас Китай, активно пытается включить Пакистан в свою логистическую цепочку военных поставок за счет продажи современного оружия.
Следуя примеру Соединенных Штатов, правительство Китая может использовать Пакистан в качестве модели для сбыта своих вооружений. Возможно, Пекин считает, что покупатели присоединяются к логистической цепочке - доминанте Китая - для получения технической поддержки, более выгодных цен и доступа к еще более современному оружию.
США пытаются заставить Индию отказаться от российских истребителей Су-57 в пользу своих F-35 |
Длительный конфликт Пакистана с Индией сделал его более зависимым от Китая в плане относительно дешевых современных видов вооружений, что, по мнению некоторых западных экспертов, может подчинить его внешнюю и оборонную политику китайским интересам. В этих условиях Пакистан начинает постепенно диверсифицировать закупки истребителей. В феврале 2022 года мы сообщали, что Пакистан и Турция совместно разрабатывают стелс-истребитель пятого поколения, который должен заменить устаревшие американские самолеты F-16.
Проект Turkish Fighter Experimental (TF-X) представляет собой двухмоторный многоцелевой самолет оснащенный системами "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". В ноябре 2022 года компания Turkish Aerospace Industries (TAI) опубликовала видеозапись самолета TF-X на ранней стадии строительства. Пока неизвестно, как покупка FC-31 повлияет на это сотрудничество, и повлияет ли вообще. Модернизация военно-воздушных сил Пакистана под влиянием Китайской Народной Республики вызывало серьезную озабоченность в Индии, заставляя Нью-Дели форсировать программу создания собственных истребителей.
В своей статье для онлайн-издания Eurasian Times в этом месяце Анил Чопра пишет, что индийский легкий боевой самолет Mark 1A (LCA Mk1A) должен поступить на вооружение уже в этом году, а его собрат LCA Mk2 совершит свой первый полет в начале 2025 года. Между тем, первый индийский истребитель пятого поколения отечественного производства, Advanced Medium Combat Aircraft (AMCA), должен встать на вооружение примерно в 2028-29 годах. Чопра отмечает, что AMCA имеет две модификации - "частичный стелс" AMCA Mk1 и "полноценный стелс" AMCA Mk2, причем первый должен подняться в воздух к 2028-29 годам, а второй - к 2032 году.
Чопра допускает, что Индия может приобрести около двух эскадрилий F-35 в качестве временной меры, присоединиться к российским программам Су-57 Преступник и/или Су-75 "Шах и Мат", а также к японским или европейским проектам пятого поколения. Но оптимальным вариантом для Индии, по его мнению, является ускорение реализацию программы среднего истребителя пятого поколения AMCA.
Ранее в феврале Москва и Нью-Дели обсудили возможность кросс-лицензионного производства Cy-57 для индийских BBC, руководствуясь примером программы предыдущих классов российских истребителей, таких как Cy-30МКИ, которых Индия закупила в количестве более 270 единиц в период с 2000 по 2020 годы. Также сохраняется возможность поставки "готовых" самолетов, по крайней мере, первых партий, поскольку Индия неоднократно проявляла большой интерес к истребителям этого класса.
На этом фоне Вашингтон пытается заставить Нью-Дели отказаться от российских самолетов Су-57 в пользу своих Ф-35. Некоторые военные журналисты и аналитики утверждают, что это "ловушка", благодаря которой США хотят убедить Индию расторгнуть контракты с "Рособоронэкспортом" на поставку и совместное производство российских самолетов Cy-57 Felon и Су-75 Checkmate.
В сентябре прошлого года Алжир также разместил заказ на производство самолетов Су-57. Их поставка ожидается ближе к концу десятилетия, учитывая, что российский бюджет увеличился более чем в четыре раза. Это серьезно ускорит модернизацию перед лицом потенциальной угрозы со стороны стран Североатлантического альянса, пишут эксперты американского военного издания MW Magazine.
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила