После событий в ночь 22 июня, когда стратегические бомбардировщики B-2 американских ВВС нанесли удары 14-тонными противобункерными бомбами по ядерному объекту Фордо иранского государства, интерес к авиационным боеприпасам, главное назначение которых – это разрушение хорошо укрепленных подземных целей, заполонил поисковые запросы в различных странах мира. И в это самое время, мы чуть проясним картину, найдя ответы на несколько важных вопросов из Сети: почему при кажущейся простоте такие авиабоеприпасы используются лишь в небольшом количестве вооруженных сил и у какого государства «подземные бомбы» самые мощные. И пожалуй начнем с самого главного: узнаем, чем отличаются противобункерные боеприпасы от классических бомб и почему они сделаны такими, какими мы их сейчас знаем.
Во-первых, чтобы стать обычной бомбе противобункерной, конструкторам буквально нужно нарастить толщину корпуса – ведь снаряду необходимо обязательно сохранить внешнюю целостность до момента проникновения на необходимую глубину: будь то пористый грунт или усиленный армированием бетон или же гранит. Во-вторых, для натурально пронизывания поверхности, сама бомба должна быть строго определенной формы, а из-за ограниченности по массе и размерам боевой части, оная должна содержать в себе только самую мощную взрывчатку. И только отличное сочетание этих факторов позволит боеприпасу проникнуть на необходимую глубину и сдетонировать на уровне нахождения необходимого для уничтожения подземного объекта.
GBU-57 и её единственный носитель B-2 Spirit
Поэтому любая противобункерная бомба это практически всегда высокоточное вооружение, способное сделать отверстие как в обычном песке или черноземе, так и скальном своде заглубленных и защищенных подземных объектов. А теперь подробнее.
Корпусы таких бомб представляют собой сверхпрочный «скафандр»и из легированной стали или реже титановых сплавов. Такие материалы как раз и сохраняют возможность донести центральный заряд сквозь труднопреодолимую преграду, не разрушившись при встрече с землей или железобетоном.
Головная ударная часть. Передняя часть боеприпаса сделана определенной формы, напоминающей кончик условной швейной игры – все для максимальной концентрации силы на маленькой поверхности. Именно это позволяет бомбе экстремально заглубиться.
Зависит уровень предельного проникновения авиабомбы и от типа взрывчатки, которая должна быть как можно более компактной и мощной. Обычно для этих целей используется тротил, тритонал или композитное взрывчатое вещество. Бомбой, с самым мощным зарядом в 2400 кг является GBU-57, использованная в минувшее воскресенье против ядерного объекта в Фордо.
Датчик замедления взрыва. Мы понимаем, что бомба провалит задание, если сдетонирует при сразу при столкновении с земной поверхностью или же углубившись на недостаточную дистанцию. Поэтому любой противобункерный боеприпас должен оснащаться системой замедления детонации.
Нельзя пропустить и то, что сейчас давно не эпоха свободнопадающих бомб, в избытке применявшихся всю первую и большую часть второй половины XX века. Всё изменилось из-за появления дальнобойной ПВО, управляемых и самонаводящихся дистанционных зенитных перехватчиков, уничтожающих носителя ещё до начала атаки. Поэтому все современные бомбы оснащаются одним из или сразу несколькими системами наведения: обычно это лазерная, спутниковая, телевизионная, смешанная или инерциальная. Именно так, сбрасывая бомбы вдали от цели удара, пилот получает шанс выполнить боевое задание и вернуться на аэродром.
И тут стоит вспомнить про стабилизаторы полёта: мало сбросить бомбу и попасть в район нахождения объекта, порой важно попасть и конкретно в точку цели, или как говорят сами военные авиаторы – «пуля в пулю». Всё для максимальной точности. В этом помогут хвостовое оперение и стабилизирующие подкрылки.
Без стабилизатора полёта бомба могла воткнуться не строго вертикально, из-за чего проникающий эффект минимизировался
Погрузимся в предысторию. Ещё до начала Второй мировой военные инженеры пришли к мысли, что простое увеличение размеров, а следовательно и массы взрывчатого вещества не всегда обозначают рост всесокрушающей силы. Есть определенный порог, после которого рост массы самой бомбы превращает обычную бомбу в то самое оружие, которое без проблем преодолеет многометровый слой усиленного бетона и разрушит подземный объект, породив эффект «сейсмического оружия». Додумался до этого первым британский изобретатель Барнс Уоллес, переквалифицировавшийся из корабелов в авиационные специалисты.
Расчёты конструктора показали, что для максимализации эффекта проникновения и последующего уничтожения подземных объектов типа бункер, необходимо сделать боеприпас массой около 10 тонн с последующим сбросом с высоты в 12 км. Именно при таких условиях бомба разгонится до определенной скорости и создаст необходимый импульс, способный, как раскалённый нож, прорезать толщу защитного покрытия, обеспечив необходимой мощности взрыв с последующим сейсмическим эффектом. Именно так были разрушены важный железнодорожный тоннель в Сомюре и производство КР «Фау2», как и немецкие корабли «Тирпиц» и «Адмирал Шеер».
И хотя в последующем, появление ядерного оружия вытеснило заинтересованность в противобункерных бомбах у военных, в 1991 году все изменилось. Во время конфликта в Персидском заливе американским военным срочно понадобились новые сейсмические бомбы и такие авиаснаряды инженеры США придумали и сделали буквально за 14 дней, назвав боеприпас GBU-28. Боеприпаса весом в 2,3 тонны хватило, чтобы разрушить большую часть атакованных багдадских подземных бункеров – тем более такие объекты редко находились глубже 30 метров или не были защищены слоем армированного бетона, дающих шансы на спасение от «Bunker Buster».
Французский противобункерный образец
И уже через 16 лет появилась та самая MOP, носителями которой могли быть исключительно стелс-бомбардировщики B-2 Spirit с грузоподъемностью в 27 тонн. Только лишь они могли оперировать боеприпасом GBU-57 весом в 13600 килограмм. Такой бомбе покорялись подземные цели, укрытые 60 метрами простой почвы или конструкции из железобетона толщиной в 20 метров.
GBU-57A/B американские ВВС впервые использовали в боевых условиях, атаковав партией бомб единственный объект – завод Ирана по обогащению, рядом с городом Фордо, защищенный многометровой толщей скалы. По данным западных СМИ во время «Полуночного молота» до 14 бомб атаковали данный иранский завод. Еще 2 таких MOP атаковали подземный центр в Натанзе.
Свои версии бомб в противобункерном исполнении есть лишь у нескольких государств, таких как РФ, Соединенных Штатов, Франции, КНР и Израиля и части других стран.
Российская противобункерная бомба
В России известны три противобункерных авиационных боеприпаса: БетАБ-500У, БетАБ-500ШП и КАБ-1500Л-ПР. Цифровая маркировка обозначает общий вес бомбы, а аббревиатура в начале объясняет назначение бомбы. Так БетАБ расшифровывается как бетонобойный авиационный боеприпас, а КАБ – корректируемая авиационная бомба. Первые два образца весят 480 и 420 кг соответственно, оснащенные 75 кг взрывчатого вещества, пробивающие примерно полтора метра бетона. Более тяжелая КАБ-1500 способна не только эффективно крушить поверхность из железобетона, но и самостоятельно лететь к цели десятки километров, наводясь при помощи лазера.
Итоги
Разумеется противобункерная бомба не является самым совершенным боеприпасом в мире, во многом по своим качествам уступая ракетам, но позволить себе иметь, а самое главное уметь их использовать, могут довольно ограниченный круг армий в мире. Это связано в первую очередь с недостаточным развитием технологий и средств доставки в большинстве зарубежных ВС. Мало придумать сейсмическую бомбу и впоследствии создать её на физическом уровне. Необходимо иметь самолёт, приспособленный для метания данного вида специализированного боеприпаса.
Так в армиях Британии и Южной Корее могут позволить себе разве что купить у Пентагона соответствующие боеприпасы. Причем высокую роль играют обученные должным образом пилоты и логистические службы военных. Безусловным лидером в этом направлении являются только ВВС Штатов и лишь с большой натяжкой ВКС России.
И отвечая на вопрос в заголовке, почему в отечественной боевой авиации нет бомб, аналогичных по мощности бустерным бомбам США: в РФ максимальная масса бомбы, используемая в настоящее время, лишь 3000 килограмм. Поэтому в России нет прямых аналогов GBU-57, как и нет в РФ носителей среди самолётов, способных использовать бомбы свыше 3 тонн.