Модернизация, вольтмод, тюнинг и актуальность Sapphire Radeon 1300.
реклама
Прочитав название статьи, кто-то может сказать, что обзор и вольтмод этой карточки уже был и окажется прав.
Я же собираюсь остановить свое внимание на:
1. Модернизация системы охлаждения – которая обошлась мне в 70 рублей, но при этом существенно снизила температуру и позволила заняться разгоном;
2. Вольтмод – не все, что пишут, соответствует действительности;
3. Подбор таймингов – благодаря ему можно получить довольно не плохой прирост быстродействия, причем можно сказать даром;
4. Актуальность – если имеется такая карточка, то нужно ли ее сейчас срочно менять?
1. Модернизация.
Карточка бралась 1,5 года назад. Выбор пал на нее, потому, что на 7600 GT не хватало денег.
Вот так она выглядит.
карта спереди без мода
карта сзади
Видно, что карточка использует пассивную систему охлаждения, которая представляет собой алюминиевый игольчатый радиатор. Радиатор контактирует с чипом ядра посредством термопасты, а с чипами памяти с помощью термолипучек белого цвета. Крепится радиатор с помощью четырех винтов. На обратной стороне платы расположены еще четыре чипа памяти без радиаторов.
Карточка имеет следующие характеристики:
• чип ATI RV-515 работающий на частоте 445 MHz;
• память Hynix FP-2,8 256 Mb работающая на частоте 684 MHz;
• 128 битная шина памяти.
Сразу же выяснилось, что несмотря на довольно скромные характеристики радиатор даже в 2D режиме был довольно горячим, а в 3D очень горячим. Нагревал его видео чип, т.к. память (на обратной стороне платы) была всего лишь теплой.
Вывод. Нужно, что то предпринять для охлаждения карточки. Сразу пришла мысль купить новую систему охлаждения, но тогда я был на мели да и найти ее в нашем маленьком городке было нереально. И тогда пришла мысль, а что если прикрутить вентилятор, не какой ни будь 40 мм, а сразу 80 мм. А как его закрепить? После некоторых раздумий были использованы кусочки резинового шланга диаметром 5 мм, отрезанные от трубок-воздуховодов компрессора для аквариума. Они указаны на фото. Было использовано три штуки т.к. четвертая дырка вентилятора попадает на конденсаторы. Для крепления использовал три винта, которые вкручивались в трубки и отлично держали вентилятор.
Вот что получилось.
карта с вентилятором
Вентилятор высоко оборотистая восмидесятка (которая кстати у меня пылилась в ящике) 12 В 0,36 А, которую запитал от свободного пина (благо их четыре) на мамке. В результате радиатор стал прохладным. Дополнительное охлаждение получили так же все элементы, включая чипсет, расположенные ниже видео карточки.
В таком состоянии она работала год, пока не было принято решение – разгонять! Тогда встал вопрос о охлаждении чипов памяти расположенных с обратной стороны. Для этого существуют специальные алюминиевые радиаторы, имеющиеся в продаже, садящиеся на термоклей. Но ни того, ни другого в наличии в моем городе не оказалось. Заказал единственной конторе имеющейся в городе. Через две недели привезли только термоклей и искренние заверения того, что алюминиевых радиаторов для чипов памяти видеокарт в природе нет! Отстой, а не контора!
Раз так сделаю радиаторы сам! Имелся в наличии радиатор от северного моста.
радиатор спереди
радиатор сзади
В результате получасой работы пилкой по металлу (сделан он вроде из алюминия, но пилился отвратительно) и напильником получили четыре отличненьких радиатора.
вот что получилось
Дальше должно быть все просто, но не тут то было! Приклеить радиаторы оказалось не так то просто. Дело в том, что клей (АлСил-5) мне достался, похоже, не первой свежести т.е. произошло некоторое расслоение на белую густую массу и “воду”. При этом если на чип попадала “вода” то термоклей размазать по нему было нереально, он совсем не прилипал к нему. Пришлось треть шприца вылить, благо расслоилась лишь она. Потом все приклеилось отлично. Вот что получилось.
карта с радиатарами
В результате после разгона чипы под нагрузкой были только теплыми.
2. Разгон и вольтмод.
Имеем следующую конфигурацию:
• AMD Athlon 64 3000 + в номинале 1,8 GHz;
• MB Giga-Byte GA-K8N-SLI;
• 2*1024 MB Samsung DDR 400;
• WD SATA 80 GB;
• NEC – 4550a;
• Floppy
• БП на 350 W.
Из софта следующее:
• Windows 2003 Enterprise Server;
• DirectX 9.0c;
• 3D Mark 2003;
• AtiTool 0.27 b;
• RaBiT 2.1.0;
• AtiWinFlash 125.
Вначале использовался RivaTuner 2.01, но он почти не предназначен для ATI карт, поэтому перешел на AtiTool которая поддерживает профили и загружает их в зависимости от загруженной игры.
Использую разрешение 1024*768 точек.
Первоначально достигнутый результат по чипу составил всего 503 MHz, т.е. прирост всего 58 MHz или 13 %. Очень мало, особенно если знать, что версия PRO работает на 600 MHz. Поэтому было принято решение – осуществить вольтмод.
Статья по нему сразу же нашлась на сайте оверклокера. Из нее стало известно следующее.
Вольтмод предназначен только для карточки с референсным дизайном, как эта.
До вольтмода сопротивление между feedback и землей равно 157-158 Ом на X1300 non-Pro, 150-151 Ом на X1300 Pro. Чтобы поднять Vgpu до 1.48V, нужно уменьшить сопротивление примерно до 134 Ом.
У моей карточки она было равно 132 Ом. Сначала подумал, не судьба, но потом обратил внимание на это.
Дефолтовое напряжение на GPU составляет 1.25V на X1300 non-Pro и 1.32V на X1300 Pro. Контроллер Vgpu (RT9232a) расположен с правой стороны сзади карты. Точка для мониторинга Vgpu – плюсовая нога конденсатора, расположенного чуть выше RT9232a.
У меня как раз было 1.25 V.
схема вольтмода
Время приступать. Предполагалось либо зарисовать карандашом резистор R610, либо припаять к 5 и 7 ногам RT9232a переменное сопротивление 10 кОм и выставить им нужный вольтаж.
Что касается карандашного вольтмода, то сколько я его не закрашивал используя как мягкие так и твердые графитовые карандаши больше чем 1,27 В не получил.
В результате частоту чипа удалось поднять до 561 MHz, на этой частоте он не проходил даже Марк, поэтому частоту снизил до 547 MHz, но как выяснилось позже чипу не хватает напряжения это выражалось в том, что через некоторое время в играх просто гас экран – карточка не давала развертки. Поэтому ее пришлось снизить до 533 MHz.
Зато память очень порадовала. По дефолту она работает на 684 MHz и имеет время выборки 2,8 ns, т.е. теоретически возможная ее частота равна (1000 / 2,8 ) * 2 = 714 MHz. Но заработала она на 916 MHz. Прирост составил 232 MHz или 34 %. Отличный результат!
Вольтмод памяти не проводился, т.к. она и так работает на значительно большей частоте чем теоретически возможная, кроме того, согласно статьи вольтмод памяти ничего не дал.
Вначале для измерения попугаев использовал 3D Mark 2001 SE, но позже выяснилось, что он не совсем корректен. Если при определенной частоте 3D Mark 2001 проходит, то в играх могут наблюдаться глюки. Поэтому перешел на 3D Mark 2003, он вроде не врет.
Полученные результаты ядро 533 MHz память 900 MHz. Результат в 3D Mark 2003 до разгона 4765, после 5800. Прирост составил 1035 или 21,7 %.
В общем карандашный вольтмод меня разочаровал! Приступим к вольтмоду с паяльником. Но вот беда, мой сорока ватный паяльник своим жалом захватывает сразу четыре ноги! Хотел прикупить маленький двадцати ватный, но как обычно не нашел! Хорошо хоть переменный резистор на 10 кОм нашелся.
В общем, примерялся я несколько раз, но так и не решился паять сам.
Особая благодарность Толику из фирмы “Олимп” – гуру паяльных дел. Он припаял все очень аккуратно и буквально за минуту при этом, не взяв ни копейки!
Вольтмод осуществлял уже с прошитыми таймингами.
Планировал поднять частоту ядра до 650 MHz, т.к. при большей частоте возникли бы проблемы с охлаждением.
Сразу установил 1,4 В и 650 MHz – Марк завис при загрузке! Увеличил напряжение сначала до 1,5 В потом до 1,55В при 650 MHz – результат зависание при загрузке первого теста. Выше повышать напряжение уже опасно! Снизил частоту до 594 MHz – результат тот же.
В результате поисков Марк был пройден на частоте 580 MHz и напряжении 1,5 В.
Полученный результат:
• ядро заработало с 445 на 580 MHz, прирост составил 135 MHz или 30 %;
• попугаев было до 6134 после 6367, прирост составил жалких 233 попугая;
• рост температуры ядра и особенно температуры шима питания ядра с теплой до очень горячий.
В результате принял решение отказаться от вольтмода с помощью переменного резистора и вернулся к карандашному и 533 MHz по ядру. Причина неудачного вольтмода кроется в том, что более удачные чипы шли на производство версии PRO с 600 MHz по ядру, а те что похуже на просто 1300 тую. Вообще следовало ожидать этого, ведь производителя обмануть сложно.
3. Подбор таймингов.
Хотелось большей производительности, а как ее получить? Правильный ответ – снижение таймингов.
Для определения работоспособных таймингов использовался RaBiT -позволяющий это делать без перепрошивки БИОСа.
Прошил БИОС AtiWinFlash.
Таблица таймингов до и после.
таблица таймингов
Каков же прирост быстродействия?
В номинале при частоте 445*684 MHz и дефолтовых таймингах было 4765 попугаев, с модифицированными таймингами 5129, прирост составил 7,5 %.
При разгоне 533*900 MHz и дефолтовых таймингах было 5800 попугаев, с модифицированными таймингами 6134, пророст составил 5,8 %.
Общее быстродействие составило: с 4765 (все по дефолту) попугаев до 6134 (разгон + тайминги), прирост составил 1369 попугаев или 28,7 % - совсем не плохо!
4. Актуальность.
Прочитав статью, кто то скажет, что 6134 попугая мало для игр. Это смотря для каких игр. Многие играю в марки, т.е. они берут что то вроде 8800 GTX и вымахиваются перед друзьями, а у меня 35000 попугаев, а у тебя!?
Я же предпочитаю играть именно в игры, причем в современные: S.T.A.L.K.E.R., Oblivion и др. на высоком уровне графики с HDR. При этом все идет нормально только иногда подтормаживая. Например в S.T.A.L.K.E.R. подтормаживания наблюдаются всегда только в некоторых местах (даже на минимальной графике и разогнанном процессоре): перед заслоном на базу долга, который находится перед зоной перехода на дикую территорию и армейские склады.
В форуме статья вызвала довольно большой резонанс! Основной вопрос который был поднят это: “Возможно ли играть на этой карточке в тот же Oblivion на высоком уровне графики с включенным HDR?”. Малая часть меня поддержала, а большая, у которых 1950 и 8800, сказала что нет, т.к. у них он жутко тормозит!
В качестве доказательства представляю замеры FPS сделанные с помощью Fraps 2.7.4 на разных территориях: дом, город, пещера, природа.
Графика была установлена на уровне высоко с HDR. Кстати эти настройки предложила сама игра, я согласился!
(кликните по картинке для увеличения)
настройки Oblivion
Наибольший средний FPS наблюдается в домах - 28-29.
(кликните по картинке для увеличения)
количество FPS в доме
Примерно одинаковый средний FPS в пещерах, руинах, городах – 22-23.
(кликните по картинке для увеличения)
количество FPS в пещере
(кликните по картинке для увеличения)
количество FPS в городе
Наименьший средний FPS, как и следовало ожидать, на природе – 17-18.
(кликните по картинке для увеличения)
количество FPS на природе
Стоит признать, что на природе наблюдается падение FPS до 12-13, но при этом картинка идет абсолютно плавно, ни каких тормозов! Если бы не Fraps, я даже не узнал о столь низком количестве кадров в секунду!
Поэтому если ты не миллионер то менять карточку нет смысла, особенно если у тебя что то побыстрее т.е. имея 7600 GT или 1650 XT или лучше вообще дергаться не стоит!
Что касается 10 DirectX то карточки серии 8600 и 2600 слишком слабы для него, 10 кадров в секунду на минимальной графике это отстой. Для него надо брать что то вроде 8800 или 2900, но они сейчас дороги (для меня). Правда, бродят слухи о 8700 и 2900 Pro, подождем, посмотрим, сравним и возможно тогда сменим свой 1300!
С уважением StrateG-1.
Облуждение здесь https://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?t=215570&view=newest.
реклама
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Сейчас обсуждают