ELEX: рецензия (страница 2)
реклама
Слава быстрой загрузке
Вы с боем прорываетесь к преобразователю. Ловкими движениями уворачиваетесь от выстрелов механического колосса, проскальзываете внутрь и забираетесь в подъемник. Этаж за этажом зачищаете коридоры от войск альбов, и на самом верху отключаете дьявольскую машину. Барьер снят, герой идёт забирать награду: энергетические ячейки, снаряды, одноразовые заклинания и… кусок ВЯЛЕНОГО МЯСА!
Это «Готика», братцы. Здесь можно завалить из лука боевого робота и быть заклёванным курицей. Собрать внушительную коллекцию оружия и брони, но пол игры пробегать в лохмотьях и с палкой, потому что для чего-то приличного не хватает навыка. Безнаказанно зарубить человека, но получить выговор за кражу вилки. Наткнуться на ледяного тролля, огрести от него, вернуться через тридцать часов и снова огрести.
Обычно игры с открытым миром первые пять часов ведут вас за ручку, оберегают от опасностей и поощряют каждый шаг. За то же время ELEX вас десять раз морально изнасилует, и продолжит это делать ещё и ещё, пока не привыкните, и не научитесь видеть разницу между сильными и непобедимыми врагами. Поблажек всего две: во-первых, сохраняться можно везде, во-вторых, быстрые загрузки и правда быстрые.
реклама
Больной мозолью Piranha Bytes всегда была боевая система — здесь она изменилась, но лучше не стала. Основа прежняя: простой и сильный удар, блок, кувырок, но теперь всё это потребляет выносливость. Махнули пару раз мечом, перекатились и вот вы уже выдохлись — ни убежать, ни защититься, ни увернуться. А ведь пропущенные удары тоже отнимают запасы сил, не позволяя им восстанавливаться.
Что делать? Раз и навсегда забыть о блоке и кувырках. Вместо этого прыгать, ведь прыжки и ранец «бесконечные». И все бои проходят по одной схеме: вот недруг бежит на вас, вы отпрыгиваете в сторону, наносите несколько ударов, взмываете в воздух, чтобы восстановить выносливость. Повторяете до тех пор, пока противник не испустит дух или сами благодаря неотзывчивому управлению не допустите ошибку.
Ещё одно новшество — добивающие удары. Если три-четыре раза рубанёте неприятеля с выверенным промежутком между замахами, сможете лягнуть его ещё раз, усиленной атакой. Подвох, как всегда, в той же выносливости: у меня часто бывало так, что «шкала ярости» заполнялась аккурат при полном истощении запаса сил, а если с завершающим ударом замешкать, то его «множитель» сбросится.
Немного успокою: больно в ELEX лишь первые двадцать пять часов, потом умирать не перестанете, но хотя бы сможете давать сдачи, причем выбранная сложность на гостеприимности окружения не шибко сказывается. На первых порах здорово выручает спутник (ходить по-прежнему можно только с одним), но целенаправленной рубкой монстров нет смысла увлекаться: задания на любом этапе приносят больше опыта.
Разжиться приличным снаряжением с первых минут не выйдет, даже если знаете, где что лежит, ведь каждая вещь требует определённого уровня сразу двух характеристик, будь то сила и ловкость или стойкость и интеллект. Драгоценные очки выдаются по десять штук за каждый level up, но чем больше поднимаете один и тот же показатель, тем дороже обходится его улучшение (сначала курс 1 к 1, после 60 очков — 1 к 5).
реклама
С навыками всё ещё запутаннее. Они тоже проходят проверку характеристиками, и мало того, что стоят денег, так ещё и изучаются по одному за уровень. Получается, даже с полными карманами будете вечно выбирать, что вам нужнее — увеличить урон от гранат на 10%, добывать больше «запчастей» из тушек зверей или научиться создавать кольца и амулеты. А ведь особые навыки и заклинания группировки тоже по точно такому же принципу изучаются — ну не перебор ли это по части ограничений?
Отыграться можно на противниках: они хоть и опасны, но глупы. Некоторые монстры умеют плеваться всякой дрянью, но остальные ничего не смогут вам сделать, если заберётесь на какой-то уступ и начнёте закидывать их гранатами или расстреливать издали. В битве со стрелками тоже есть беспроигрышная тактика: зайдите за угол и подождите, пока они не подойдут вплотную и не переключатся на ближний бой.
Синдром массивной мегакрысы
Обычно локализации у нас уделяется несколько строчек, но это тот случай, когда о ней хочется говорить, а точнее, неистово вопить, взывая к здравому смыслу и совести всех тех, кто был причастен к переводу. И речь, если что, не о русской версии, а об английской, которую переводили с немецкого оригинала.
Возможно, удивитесь, но на Западе совсем не умеют переводить игры. Точно так же, как у нас не умеют играть в футбол. Если с японским иностранцы справляются ещё неплохо (много игр к нам приходит с востока), то гость из Германии — это повод бить тревогу. И вот что получается: они плохо знают немецкий, но переводят, потому что выбора другого нет, наши плохо знают немецкий, поэтому переводят с английской локализации, которая уже испорчена. Может ли выйти что-то хорошее после «двойного пересказа»?
Начну с любимого. Первый же монстр, которого Джакс встречает в игре — pestratte (пластинчатозубая крыса). Не вымышленный, а реально существующий вид, чем, очевидно, разработчики хотели показать, насколько этот мир похож на нашу Землю. На английском это превратили в mass rat, а на русском вообще «добили» — мегакрыса! И никого не смутило, что о размерах зверька в исходном названии нет ни слова. А что мешало назвать крысу полевой, земляной, обычной или вовсе убрать приставку? Крыса — просто и понятно.
А вот ещё пример. В оригинале герой летит на планере (нем. Gleiter), у англичан на налётчике (англ. Raider), а у нас на… глайдере. Заметьте, как в зависимости от языка меняется восприятие: для авторов игры это просто самолёт, они не пытались его как-то по-особенному назвать (чай, не X-Wing из «Звёздных войн») или подсказать, в чём его назначение, переводчики же зачем-то уточняют, что он предназначен для налётов.
Но если бы речь шла только о неопытности и незнании первоисточника. Горе-переводчики активно насаждают «своё видение», куда ни попадя добавляя ругательства. То же самое было в Risen 3, где fuck и shit играли роль слов-паразитов. Особенно запомнилось выражение Abso-fucking-lutely, когда в оригинале герой без единого намёка на хамство говорил Aber sicher doch («Да уж, это точно»). В ELEX это не так сильно бросается в глаза, но всё же заметно, что переводили игру те же люди.
Русская версия тоже заслуживает нелестных слов (ею занималась не «Бука», как ошибочно считают многие, а белорусская компания Riotloc), хотя бы за того же глайдера (из какого словаря взяли это слово?), но тут стоит сделать скидку на то, что создавалась она на основе уже искаженного материала. Впрочем, неужели нельзя было найти специалистов и сделать хороший перевод напрямую с немецкого? Не впервые уже такое…
Смягчающее обстоятельство у всего этого безобразия одно — сам первоисточник не шибко-то и ценен, чтобы трястись за правильную трактовку каждой его строчки. Сценарий ELEX так и напевает «Я водяной, я водяной…», персонажи любят трепаться не по делу, вываливая на вас горы ненужных сведений. Тексты у Piranha Bytes всегда были простыми, не отличались своеобразной подачей и оригинальным стилем письма.
Английский дубляж на этот раз получился добротным — речь главного героя не бьёт по ушам наигранной хрипотцой, как в Risen 3, но и по-настоящему запоминающихся голосов и типажей тут немного. Русской озвучки нет и скорее всего не будет. Как минимум у студии GameSVoiCE таких планов нет.
реклама
Заключение
Если судить беспристрастно, ELEX — пустышка. До боли вторичная игра, устаревшая и внешне и «душой», с кучей костылей и заглушек вместо нормальных механик. Но она безумно затягивает, цепляет и не отпускает до конца. Когда тут умираете раз за разом, хочется не бросить всё, а с двойным усердием идти вперёд, прокачиваться, чтобы в конце концов укротить, как дикого и робкого зверя.
Это та самая «Готика», что и всегда. В кои-то веки с приличным (взрослым, не карикатурным) сюжетом, но огромным и пустым миром, по-прежнему кривой боевой системой и прокачкой с уймой нелепых и надуманных ограничений. Она не про выбор и отыгрыш, а про выживание и преодоление трудностей. Жаль, что исследование мира помножили на ноль — раньше с ним было интереснее.
Оценка: 6.6 («Неплохо»).
Между строк: в игре есть секретный фоторежим под негласным названием «сижу на стуле». Выше можете оценить, какие прекрасные иллюстрации можно сделать с его помощью.
Выражаем благодарность:
- Обсуждение игры ELEX на конференции Overclockers.ru.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила