Новые тесты Asus A8N-SLI Deluxe


Хотя "первая ласточка" в виде обзора материнской платы Asus A8N-SLI Deluxe с описанием некоторых нюансов работы режима SLI появилась вчера, сегодня мы можем наблюдать обилие аналогичных материалов на многих западных сайтах. Для начала приведем список ссылок, а потом остановимся на некоторых подробностях, упущенных во вчерашней заметке:

Прежде всего, обилие подобных обзоров говорит о том, что компания Asus действительно намерена начать поставки готовых материнских плат A8N-SLI Deluxe уже в декабре. Средняя розничная цена будет не столь высока, как предполагалось - порядка $180-190. MSI и Gigabyte тоже не желают отставать, а прочие производители присоединятся к этой троице только в следующем году.

Вопреки некоторым заверениям в возможности эксплуатации двух разных видеокарт в связке SLI, на практике должны использоваться идентичные видеокарты. Попытки наших коллег использовать видеокарты разных классов (типа GeForce 6800 GT и GeForce 6600 GT) потерпели фиаско. Две видеокарты одного класса от разных производителей (GeForce 6800 GT, например) позволяли загрузиться, однако в игровых приложениях достичь стабильности не удалось.

Общая рекомендация остается такой: в ближайшее время для работы в режиме SLI следует ориентироваться на видеокарты одного производителя с одинаковыми версиями BIOS и одинаковыми частотами. Собственно, частоты могут и отличаться, но обе видеокарты будут работать на частотах менее мощной из двух.

Беспроигрышным вариантом при подборе комбинации видеокарт для режима SLI будет покупка решений, сертифицированных Nvidia. Такие продукты должны снабжаться лейблом "SLI Ready". Сертифицированные видеокарты начнут появляться уже в декабре.

Кстати, видеокарты среднего ценового диапазона, поддерживающие SLI, не будут ограничиваться GeForce 6600 GT. В январе на рынок начнут поступать видеокарты GeForce 6800 PCI-E на базе чипа NV41.

По поводу требований к мощности блока питания можно сказать следующее. Для видеокарт класса GeForce 6800 GT или GeForce 6800 Ultra желательно применять блоки питания мощностью не менее 450-500 Вт, а для пары GeForce 6600 GT будет вполне достаточно 350 Вт блока питания. Эти видеокарты также обходятся без дополнительных разъемов питания, что облегчает жизнь пользователю.

Видеокарты на базе чипа NV45 требуют использования дополнительного разъема питания. Поскольку не все блоки питания оснащаются черным шестиштырьковым разъемом питания для видеокарт с интерфейсом PCI Express x16, вам могут понадобиться два переходника. Если учесть, что каждый переходник использует два разъема Molex, то для питания двух видеокарт придется выделить четыре разъема Molex.

Подключать видеокарты к свободным линиям питания отнюдь не обязательно - практика показывает, что даже при соседстве с прочими устройствами они работают устойчиво. Использовать фирменный разъем EZ Plug от Asus тоже можно не всегда. Система просто предупредит вас при загрузке, что не мешало бы подключить видеокарты к разъему EZ Plug :).

Обратите внимание на расстояние между видеокартами - разнесение слотов PCI Express x16 имеет значение для условий охлаждения. Если "ведомая" видеокарта будет расположена слишком близко, она начнет перегреваться.

Интересными выглядят данные о пропускной способности SLI-коннектора, соединяющего две видеокарты. Сообщается, что он способен осуществлять обмен данными со скоростью 10 Гб/с. Nvidia утверждает, что обмен данными можно было бы осуществлять и через шину PCI Express, однако при этом возникли бы задержки. По этой причине подобную схему Nvidia не рассматривает, чего нельзя сказать об ATI и ее технологии AMR (Multi Rendering).

Идентичность видеокарт важна из-за нюансов работы в режиме SFR. Поскольку нагрузка должна распределяться равномерно, драйвер просто не "понимает" наличие в системе видеокарт с разными вычислительными возможностями. Для расчета коэффициента распределения нагрузки драйвер использует механизм, похожий на предсказание ветвлений в центральном процессоре. Отслеживается история распределения нагрузки по опыту предыдущих сцен, для будущих сцен делается своеобразный прогноз. Естественно, что иногда этот механизм делает неверный прогноз. Если одна из видеокарт отрисовала свою часть сцены раньше другой, она ждет завершения работы "напарницы" над своей частью сцены. Это вызывает определенные задержки.

Кстати, режим работы AFR тоже не лишен недостатков. Он не только в большей степени зависит от производительности центрального процессора, но и вызывает снижение производительности в низких разрешениях. Вряд ли кто-то потратит несколько тысяч долларов для игры в низких разрешениях, так что этот недостаток можно считать условным.

Важно, что драйвер самостоятельно выбирает между режимами AFR и SFR. Nvidia протестировала более 100 игр на совместимость с SLI, и задала для каждой из них свой профиль. Согласно заложенному профилю, каждая конкретная игра использует либо AFR, либо SFR. Кстати, некоторые из них выигрывают от использования именно SFR - например, Far Cry. Французские коллеги утверждают, что игры с интенсивным использованием Direct3D оптимизированы под SFR, а игры с использованием OpenGL - под AFR. Между тем, такой выбор не всегда обеспечивает оптимальную производительность. Некоторые лазейки для навязывания пользователем режима AFR или SFR остаются, однако подобная "самодеятельность" может привести к потере стабильности.

Многие из обозревателей отмечают, что пара видеокарт GeForce 6600 GT уверено превосходит по быстродействию "одиночную" GeForce 6800 GT. При этом с ростом разрешения и появления режимов AA/AF такая связка "увядает", и преимущество вновь переходит на сторону GeForce 6800 GT. По этой причине две видеокарты класса GeForce 6800 GT или GeForce 6800 Ultra лучше смотрятся в "тяжелых" графических режимах. В более простых режимах связка из двух GeForce 6600 GT демонстрирует больший относительный прирост производительности.

Сотрудники сайта Hard OCP даже составили таблицу "максимальных играбельных режимов" для протестированных видеокарт для трех наиболее популярных игр сезона:

В принципе, запуск сертификационной программы Nvidia гарантирует, что владелец материнской платы на базе чипсета nForce 4 SLI сможет со временем докупить вторую видеокарту, и быть уверенным в том, что в режиме SLI обе видеоплаты будут работать без проблем. Это теоретически, а с практическими аспектами проблемы нам предстоит столкнуться ближе к середине следующего года, когда инфраструктура SLI достигнет нужного уровня развития.

Вывод из результатов тестирования остается приятным: режимы SLI все же обеспечивают прирост производительности в реальных играх от 40% до 80%. Остается только решиться на существенные затраты, сопряженные с воплощением этих идей в жизнь :).

Оценитe материал
рейтинг: 3.0 из 5
голосов: 2

Возможно вас заинтересует

Сейчас обсуждают