Взять на себя просветительскую функцию решили наши коллеги с сайта Hexus, которые опубликовали первую статью из серии, посвященной изучению нюансов работы систем с поддержкой SLI. В будущем они обещают изучить особенности разгона видеокарт, работающих в связке SLI, а также рассмотреть многие другие вопросы.
Сегодняшняя вводная статья посвящается изучению режимов работы SLI. Как мы уже говорили, прорисовка сцен в режиме SLI может осуществляться двумя путями: разделение сцены по горизонтали и покадровое чередование. Наши коллеги поясняют все тонкости этих режимов, и дают им имена: SFR (split-frame rendering, или "рендерниг с разделением кадра") и AFR (alternate-frame rendering, или рендеринг с чередованием кадров). Оба режима могут применяться по усмотрению пользователя, но выгоду в плане производительности они приносят в разных случаях.
Например, режим AFR подразумевает интенсивное использование кадрового буфера, ведь подготовленные попеременно видеокартами кадры должны выдаваться на экран непрерывно. Если в системе установлен низкопроизводительный процессор, он может служить источником задержек в динамично изменяющихся сценах. Преимуществом этого режима остается более высокий прирост производительности в значительной части игровых приложений. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день поддержка AFR в драйверах Nvidia реализована не самым лучшим образом, и система то и дело теряет стабильность.
Вот почему важно, чтобы в системе с поддержкой SLI использовался достаточно производительный центральный процессор - в некоторых случаях он может стать "узким местом".
Режим SFR обеспечивает более плавное воспроизведение динамичных сцен, и в меньшей степени зависит от производительности центрального процессора. Нагрузка на графические ядра распределяется динамически, но всегда равномерно. Например, если в нижней части сцены "происходит больше событий", то до 30% экрана снизу может отрисовываться второй видеокартой, а верхние 70% отрисовывает первая видеокарта. В следующий миг нагрузка может перераспределяться.
Общее впечатление от использования SFR таково, что на данный момент это наиболее стабильный режим, хотя и отстающий по эффективности от AFR. В некоторых случаях отставание может достигать 45% и более. Кстати, AFR лучше справляется со сложной геометрией, поэтому насыщенные сцены выигрывают от его использования.
Следует отметить, что температурный мониторинг видеокарт осуществляется раздельно, и верхняя ("ведущая") оказывается горячее нижней ("ведомой"). Разгон видеокарт должен осуществляться синхронно. Кстати, в текущей версии драйверов поддержка разных видеокарт для режима SLI не предусмотрена, хотя теоретически о такой возможности заявлялось. Попытка запустить систему в сочетании "GeForce 6800 Ultra + GeForce 6800 GT" или "GeForce 6800 Ultra + GeForce 6600 GT" завершилась неудачей.
Говоря о том самом гибком SLI-коннекторе, мы наконец можем представить его фотографию:
Этот гибкий шлейф не отвечал требованиям Nvidia по надежности и защищенности от помех, поэтому все серийные материнские платы будут комплектоваться жестким коннектором, имеющим вид текстолитовой планки с двумя разъемами.
Интересно реагирует система на "горячее отключение" этого самого коннектора. Если отсоединить его от нижней видеокарты, сцена замирает, а в нижней части экрана появляется красный фон или произвольные равномерные текстуры. Как только разъем подключается снова, прорисовка сцен продолжается без проблем. Это не говорит о том, что дергать соединитель "на ходу" совершенно безопасно - подобные манипуляции нужно осуществлять при выключенном компьютере.
Кстати, наши коллеги по какой-то причине использовали видеокарты класса GeForce 6800 Ultra с частотами 440/1130 МГц, выпущенные компанией XFX Technologies. Возможно, что повышение частот - личная инициатива XFX. С другой стороны, Nvidia может централизовано выпустить "специальную версию" GeForce 6800 Ultra для SLI с более высокими частотами. Эти частоты могут отражать и характеристики будущих видеокарт класса NV48, которые, согласно слухам, могут сохранить наименование вида "GeForce 6800 Ultra".
Общее впечатление от эксплуатации системы с поддержкой SLI может оказаться не таким радужным, как того хочется. В частности, перегрев видеокарт, шум и провоцируемая сыростью драйверов нестабильность системы остаются "ложкой дегтя". Надеемся, что с появлением серийных решений часть проблем будет устранена. Наши коллеги обещают и впредь знакомить общественность с нюансами работы SLI.
Сейчас обсуждают