Влияние психики на выбор колонок и восприятие музыки

для раздела Блоги
Влияние психики на выбор колонок и восприятие музыки.


Предупреждаю сразу: я высказываю свое личное мнение и не претендую на истину в конечной инстанции. Но, надеюсь, статья будет полезна многим.


Итак, еще в школе мы узнаем из мудрых учебников, что 90% информации об окружающем мире мы воспринимаем органами зрения (то бишь глазами), а на остальные 4 органа чувств приходится всего лишь 10%. Думаю, по умолчанию полагается, что в повседневной жизни процентов 9 приходится на звук.

Заявляю ответственно, это полная чушь! Количество не означает качество. Лет 10 назад меня так продуло в поезде, что на 2 недели я полностью оглох.
Никакое зрение не компенсирует отсутствие звуков окружающего мира, голосов родных людей, звуков природы, музыки, уносящей нас вдаль от суетного мира и его проблем.
Что касается обычной жизни, то вы попросту выпадаете из нее, становясь немым статистом.

Мы можем не читать книги и не смотреть телевизор. Но без музыки существовать не может ни один человек, ни одна культура. Большинство культур мира не знали письменности, но музыкальные инструменты и песни были у всех.

Компьютер сегодня является одновременно рабочим местом и магическим ящиком, из которого щелчком мышки можно извлечь голоса и музыку жанров и направлений всех времен и народов.

Встает вопрос, какие колонки и какую аудиокарту купить, чтобы наслаждаться своей любимой музыкой? Почему столько противоположных мнений об одной и той же модели колонок/усилителя/аудиокарты и даже марки кабеля!

Почему сосед довольствуется бум-боксом дешевого аудиоцентра, а другой плюется, слушая только что купленные колонки за 1000 баксов? Почему один спокойно слушает пиратские mp3 записи с битрейтом 128 кбит/c, второго тошнит от лицензионных mp3 дисков с битрейтом 320 кбит/c и он слушает только Audio-CD (1410 кбит/с) или даже Audio-DVD (2304 кбит/с)? А третий крутит у виска и может слушать только аналоговые записи на проигрывателе стоимостью 6000 баксов и почти таком же дорогом ламповом усилителе.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно проанализировать факторы, влияющие на восприятие звука, как по отдельности, так и в их совокупности.

Факторы следующие:
1. человек (важнейший фактор);
2. окружающее слушателя среда и пространство.
3. носитель звуковой информации и способ ее представления;
4. звуковоспоизводящий тракт и аппаратураи физическое пространство.

Часть 1 Восприятие музыки

Человек как приемник звука представляет собой сложнейшее устройство, в котором одинаковую роль в восприятии звука играют как его психика, так и собственно чувствительность и качество его слухового аппарата. Т.е. симбиоз материи и души.

Начнем с материи. Диапазон слышимых частот равен 16 Гц - 22000 Гц.Причем низкие частоты воспринимаются больше органами человека, имеющими практически такие же собственные частоты колебания. А 22 кГц слышат только дети (кстати, на Западе ушлые производители мобильников стали выпускать телефоны для детей, которые оповещают о звонке этими высокочастотными звуками. Учителя ничего не слышат). Слышимость верхних частот с возрастом уменьшается и к 20 годам большинство слышит звуки до 16-18 кГц. Дальше через каждые 10 лет верхний диапазон уменьшается на 1 килогерц (конечно, не всегда и не у всех).Это характерно для всех людей.
А вот музыканты, дирижеры и просто обычные люди с абсолютным слухом способны различать мельчайшие изменения в мелодии, звуке инструмента. Дирижер во время концерта способен выделить любой инструмент в оркестре, состоящем из многих десятков музыкантов и определить, что кто-то сфальшивил.

У всех людей музыка способна вызывать те или иные зрительные образы, воспоминания. Но некоторые люди способны видеть звуки в буквальном смысле слова. У великого русского музыканта Мусоргского звуки вызывали цветовые ощущения, цвет зависел от тональности (мечта многих - цветомузыка в голове).
По опросу детей по определению цвета звуков на протяжении многих лет у большинства детей определялись одни и те же цвета на звуки:

1 октава
нота до - черный цвет;
нота ре - коричневый цвет (единогласно)-(густой, теплый);
нота ми - синий, иногда говорят сиреневый цвет (холодный);
нота фа - желтый цвет(теплый);
нота соль - зеленый цвет (ласковый);
нота ля - красный цвет (устойчивый, густой);
нота си - голубой цвет, почти что насыщенный синий (летящий, иногда сравнивают с журчащим ручьем.);

нота до 2 октавы - белый цвет.

На восприятие музыки влияет также психоэмоциональное состояние человека. Одно дело слушать музыку в одиночку, в тихой спокойной обстановке, и другое дело на переполненном концерте. Восприятие совершенно разное. Присутствие большого количества людей в ограниченном пространстве порождает эффект усиления эмоций любого индивидуума, находящегося там.
Я не говорю уже о том, что в зависимости от настроения одна и та же композиция воспринимается по-разному. Не говоря уже о культурной среде в которой вырос человек.

Часть 2 Воспроизведение музыки

Теперь о технической составляющей звуковоспроизведения.

В 1877 г. Эдисон изобрел фонограф - первое в мире аналоговое звукозаписывающее устройство. Металлическая игла, укрепленная на неподвижной гибкой мембране, колеблясь в такт голосу, оставляла микроскопическую бороздку на восковом покрытии валика, вращающегося и перемещающегося с равной скоростью. Несколько лет назад ученые случайно обнаружили несколько валиков с речью айнов, записанных каким-то
лингвистом и даже сумели их воспроизвести.
Далее были изобретены патефон, граммофон, носителем звука в котором была уже круглая пластинка. которую стали изготовлять в конце концов из винила.

К началу ХХI века аналоговыми носителями качественного звука остались только магнитофонная лента и виниловая пластинка.

Вот что говорится о современном виниловом звуке на сайте www.cyberstyle.ru:

"Только винил, пожалуй, сегодня способен на главное: каждый раз играть по-новому. В этом его коренное отличие от вечной константы цифровых форматов высокого разрешения. Именно за это волшебство винила платятся большие деньги. При этом один диск можно слушать многократно, каждый раз открывая в нем новые оттенки звука.
Волшебство заключается в зависимости записи на виниле от уровня громкости и от тембра при воспроизведении. Иными словами, если сегодня вы слушаете «до боли знакомый» диск на отметке 80 дБ и выключенном эквалайзере, а завтра 30 дБ с подъемом ВЧ и НЧ еще по 2 дБ, то вы практически слушаете разные программы. В первом случае вы получите удовольствие от атмосферы и пространственности, во втором от техничности партий.

Вы можете на это возразить, что похожие предустановки эквалайзера есть на любом цифровом процессоре для проигрывания и «раскрашивания» звука DVD? Есть. Но они не трогают. Они сотрясают пространство, но не более того. Информация с цифрового диска всегда строго одна и та же, как ни меняй ее раскраску или громкость. Варьировать ее вам дано только одним способом: купив все, какие выпущены, версии ремастеринга. Но и этим не перекрыть всей непредсказуемости и богатства единственного релиза той же позиции на виниле. Ведь здесь заложено столько разнообразных впечатлений, сколько положений имеет ручка громкости на усилителе.
Бесконечное множество впечатлений Откуда столько богатства в диске винила? Дело в том, что матрица для тиражирования оттисков винила нарезается очень чувствительным профессиональным прибором в мире такие поставляли лишь две фирмы: Westrex и Ortofon. Эта механическая система реагирует и передает даже колебания в 5 Гц и 200 кГц. Эти колебания заносятся на бороздку винила ; правда, в микроскопическом виде.
Для раскрытия столь богатого частотного диапазона нужен подъем громкости ; общий или по отдельным частотам. Для этого был, собственно, изначально создан первый бытовой эквалайзер. На лучших пластинках хватит и пол-децибела подъема, на худших надо децибел 30. А чтобы добраться и озвучить 200 кГц, нужно будет максимально вывернуть ручку громкости 300-ваттного усилителя. Теперь понятно, зачем нужны «лишние» ватты мощности, если все равно «все слушают на 2-3 ваттах»?
Понятен прочный статус именно винила (а не CD) в дискотеке. Этот статус не в силах объяснить сами ди-джеи. «Винил играет живее, теплее. Он конкретнее и ощутимее, удобнее для создания эффектов», - вот что обычно говорят ди-джеи. Когда же они дают 300 ватт на CD, то даже танцующим недостает протяженности частот. Они безуспешно требуют их от ди-джея".

..."Головки винила развиваются по той же логике, что и цифровые преобразователи. Бытовые ЦАП стремятся к спецификации профессиональных студийных АЦП. Что касается винила, то игла головки проигрывателя уже давно имеет форму, идентичную резцу матрицы. Эту идеальную форму можно определить по названию: Shibata, Line Contact, Microgroove. В этом году немецкая Clearaudio вышла с доработкой ; формой Micro-HD-Diamond. Здесь игла имеет не однородную, а сложную параболическую заточку. Острие утопает в бороздке и «гребет» по самому дну, а стенки иглы скользят по бокам канавки. Их задача; не повредить пластмассу и в то же время снять всю информацию в виде малейших неровностей. Сегодняшняя микротехника позволила изготовить такую иглу. Она имеет разный радиус ; спереди 0,008 мм,
с боков 0,040 мм. Немаловажна и общая масса иглы с держателем. Чем она легче, тем подвижнее (словно подлодка в глубинах океана). Нынешние образцы составляют 0,00016 грамм. Впятеро легче, чем образцы прошлого года. И еще одно новшество, которое прежде технически было невыполнимо. Корпуса головок теперь делаются не из пластика или металла, а из ценных материалов: золота, титана, эбенового дерева и Satine-дерева. Это изощрение не имеет ровным счетом никакого технического обоснования. Ведь масса головки мизерна и несравнима с массой тонарма и «стола» проигрывателя. Тем не менее, практически и это новшество позволяет улучшить звук.
Улучшить - значит, сообщить нечто ценное, эмоциональное. Кстати, и обмотки катушек теперь не медные, а из чистого 24-каратного золота. По крайней мере, у головок Clearaudio".

..."В хай-энде графики не очень уважаются и зачастую невыразительны, но немцы - люди щепетильные и снабдили головки графиком, который демонстрирует: динамический диапазон сигнала при воспроизведении записей на виниле впервые в истории аудио может достигать 100 дБ, а новое поколение MC-моделей способно обеспечить полосу частот от 10 Гц до 100 кГц. Теперь о главном. О цене. Если в 1980 году головка «революционных новаций» Shure V-15-3 стоила 100 долларов, то сегодня уместно говорить о стоимости для высшей модели Clearaudio Goldfinger; 6220 долларов. Мы начали разговор с характеристики звука винила. Если вы консерватор, то ваш выбор ; проигрыватели прошлого (так называемые, винтажные модели) или те, что под них стилизованы. Если же привыкли к цифровому звуку и не хотите рвать с ним
окончательно – выбирайте себе hi-tech-проигрыватели нынешних марок, текущих моделей. Для еще пока неопределившихся можно порекомендовать хотя бы проигрыватели Clearaudio с тангенциальным тонармом. Этот тип тонарма требует особо сложной конструкции всего аппарата (и цены в несколько тысяч долларов!), но он абсолютно убирает ошибки считывания, которые встречаются в «обычном» тонарме".



Одним словом, для поклонения очень качественному аналоговому звуку нужны большие деньги (а как иначе, неужели доверишь дешевой игле царапать дорогой сердцу винил?) и чувствительные нетрясущиеся руки для настройки головки в держателе тонарма (т.е. только для трезвенников).
Если Билл Гейтс упомянет меня в своем завещании, то когда-нибудь и я смогу
приобщиться к аналоговому Олимпу.


Великий и ужасный хорошо продажный MP3.

С развитием цифровой электроники появилась возможность обрабатывать и хранить музыку в цифровом виде. Теоретическим фундаментом цифрового звука является знаменитая теорема Котельникова-Шеннона, гласящая, что для оцифровки колебательного сигнала частотой Fm нужно делать отсчеты амплитуды сигнала с удвоенной частотой 2Fm.
При выполнении этого условия непрерывная (т.е. аналоговый сигнал) и дискретная (оцифрованный сигнал) функции обратимы между собой, т.е. тождественны. Таким образом, произвольный сигнал, спектр которого не содержит частот выше Fm может быть представлен в виде последовательности импульсов, амплитуда которых равна значению исходного сигнала в дискретные моменты времени (так это звучит на языке математики).


Т.к. максимально слышимая человеком частота равна 22 кГц, частота дискретизации была выбрана равной 44100 Гц (100 Гц добавили,вероятно,из-за тактового генератора).
Теперь возникает вопрос: а с какой точностью представлять амплитуду сигнала, измеряемую 44100 раз в секунду? Здесь инженерам помогла медицина. Любой орган чувств имеет предельную точность распознавания величины сигнала (раздражения). Например, человеческий глаз в состоянии различить около 16 миллионов цветовых оттенков; это означает, что при квантовании цвета нет смысла делать большее число градаций. Поэтому в мониторах используется 24-битный цвет (2 в 24-й степени дает 16,7 млн цветов).
Разрешающая способность уха к изменению амплитуды значительно меньше, поэтому в формате PCM (audio-CD) используется 16-битная точность представления данных (т.е. 2 в 16-й степени равно 65536). Следовательно, амплитуда сигнала может иметь одно из 65536 значений.

Объем файла с музыкальной композицией длительностью 3 мин. в формате PCM равен:
180 сек * 44100 отсчетов/сек * 16 бит = 127008000 бит / 8 = 15.876.000 байт т.е. 15,5 Мб. Битрейт равен 44100 * 16 * 2 канала = 1.411.200 бит/с.

Кому-то из ученых размер файла показался слишком большим. Стали чесать репу - как быть? (Как в советском анекдоте об обязательных ежемесячных рацпредложениях на каждом предприятии. Могильщики стали думать, как попроще хоронить своих клиентов. Один предложил закапывыть их в вертикально - так меньше места занимать будут. Второй предложил закапывать только по пояс - не надо тратиться на памятники. А третий добавил: "И пусть руками вместе держатся, тогда и оградок не надо!").В результате на свет и появился формат mp3, суть которого заключается в том, что из исходного оцифрованного звука 16 бит 44100 Гц стали просто вырезать звуки, которые, как авторитетно утверждают ученые, человек совсем или почти не слышит. Правила, по которым кастрируют мелодию, назвали психоакустической моделью. Одно из основных правил гласит, что чувствительность человеческого уха после громкого звука на очень малое время уменьшается. Следовательно, тихий звук, следующий сразу за громким, можно безболезненно вырезать (все равно не услышат). Другое правило гласит, что вероятность появления в мелодии звуков частотой свыше 16 кГц в сотни
раз ниже, чем звуков до 16 кГц. Таким образом в mp3 кодеках вырезаются частоты свыше 16 кГц (одному моему знакомому, живущему в Туркмении, еще в советские времена, местный эскулап, вырезая под местной анастезией аппендицит, предложил заодно вырезать и пупок. На что услышал возмущенное: "Если природой положен пупок, значит он для чего-то нужен. Оставь его в покое!").


Из всего вышеизложенного всех слушателей можно разделить на следующие категории:

1. Рядовой слушатель, чей слух работоспособен до 16-17 кГц и разрешающая
способность ушей близка к норме, т.е. не слышит недостатков mp3 сжатия

а) они слушают музыку определенных направлений (попсу, рэп, танцевальную и электронную музыку, блатной шансон и пр.).
Если разложить звуки от этих произведений, то увидим, что частоты выше 16 кГц там в 99,9% отсутствуют. Это музыка тела, которое больше любит низкие частоты.
б) Предпочитают слушать музыку на портативных носителях. Качество
звуковоспроизводящего тракта цифровых плееров, наушников и окружающая слушателя шумы и сутолока не позволят ему насладиться wav-файлами. И конечно, 99% слушателей слушают музыку пункта а. Здесь на первом месте стоит количество файлов.

Таких слушателей удовлетворяют дешевые акустические системы с бааальшим басом и встроенная звуковая карта.

2. Слушатель с музыкальным слухом - меломан (как со слухом до 16 кГц, так и выше), чей чувствительный слух просто не позволяет насладиться mp3-композицией, отвлекая и раздражая недостатками сжатия с потерями. Если он к тому же много раз слышал музыкальные инструменты вживую, то ясно слышит неестественность звучания инструментов в mp3-файлах.

Здесь все зависит от толщины кошелька.
Эти слушатели тратят большие деньги на качественную акустическую систему и полу- или профессиональную аудиокарту или еще больше денег на аналоговую технику, дорогую отделку помещения звукопоглощающими материалами. Также много времени затрачивается на поиск качественно записанного музыкального произведения.

Их принцип - за качественный звук надо платить, как и за все хорошее в этом мире.

3. Псевдомеломаны. Слово "ман" в переводе с греческого означает для нас "страстный поклонник, фанат", а для производителей в музыкальной индустрии это означает "бешеные деньги". Если профессиональный музыкант использует акустический кабель за 2-3 доллара/метр, то псевдомеломан считает, что кабель дешевле 200-300 баксов физически не способен передавать электрический сигнал в таком огромном диапазоне, как 20 Гц - 20 кГц.

Псевдомеломаны могут быть эстетами (цвет колонок должен совпадать с цветом шнура, звукопоглощающих гобеленов/ковров/покрытия, а их пропорция должна соответствовать золотому сечению/ пифагорейской нумерологии/фэн-шую, производитель колонок/ усилителей должен иметь хорошую родословную и быть многочисленным призером международных выставок и пр., и пр.).
А могут быть и воинствующими технофилами, утверждающими, что на звук влияет даже марка припоя (лично слышал о таком) и будто легко определяющих на слух мизерные фазовые искажения, возникающие при прохождении сигнала через фильтры.
Этим людям слушать музыку не хватает времени. Вся их жизнь протекает в следующей последовательности:
1) после долгого и придирчивого выбора покупает дорогущий усилок и пассивные колонки фирмы "Тояматоканава", "Ordnung-Schwein", "Bonehead" или другого именитого бренда;
2) далее придирчиво слушает, как оно играет. Что-то находит (неравномерность АЧХ не соответствует заявленной производителем на 0,001 дБ, расфазировка сигнала на 0,001 градуса или что-то в том же роде);
3) Получает наслаждение от того, что а) у него такой чувствительный слуховой
аппарат б) его на мякине не проведешь, а какой-то лох небось до потолка скачет, ловя кайф от музыки на этом дерьме;
4) пробует их доработать. Звучит лучше, но все равно не так, как надо.
5) оповещает таких же слыхунов на форуме, что и эта фирма изготавливает
музыкальные гробы;
6) начинает опять искать акустику своей мечты.

Если на воображаемых весах взвесить массу наслаждения, получаемого от музыки и возне со звуковой аппаратурой слушателей всех категорий, то окажется, что их массы равны. Каждый человек с любым слухом и толщиной кошелька способен получить наслаждение от МУЗЫКИ. В этом люди тоже равны, что радует.


Прочитавшие статью до конца могут обсудить статью и высказать свое мнение по этому вопросу здесь [url]http://forums.overclockers.ru/viewtopic.php?p=3969139&sid=aae3ec5ef583106b18af2451ac4520fa#3969139

Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают