Voltmod ON/OFF

для раздела Блоги
Кому неинтересно начало может сразу переходить к разделам “Вольтмод 9550 от Gigabyte: коротко и ясно” и “ Voltmod ON/OFF ”

С чего все начиналось

цитата:
Разгон в наше время перестал вызывать удивление. Сейчас намного большее удивление вызывают те, кто даже не пробовал гнать. Это, скорее, стало похоже на национальную забаву: разгоняют всё и всех. Бывает даже не для того, чтобы получить прирост в играх, а просто ради самого факта разгона… обычно благодаря разгону удается поднять производительность на новый, ранее недостижимый уровень.

Этими словами начиналась первая, прочитанная мною статья о разгоне. Называлась она “Разгон видеокарт – неочевидные аспекты” (автор Vik Dark, сайт Guide3D.ru ). Наткнулся я на нее менее полутора лет назад. Тогда же я впервые прочел слово “вольтмод”. Но тогда гораздо больший интерес для меня представлял обычный разгон, а вольтмод казался просто издевательством над видекартой. Тем более, что первой статьей о вольтмоде, которую я прочитал была “ Экстремальный разгон видеокарт ” (автор Иван Родионов aka slon), в которой была завольтмодден МХ400. Прирост результата в 2001-м марке составил всего 1.2%. Как я тогда думал сам я этим никогда не займусь. Но никогда не стоит говорить “никогда”
С тех пор в моем системнике побывало 5 видекарт, но вольтмод я опробовал только на последней (Radeon 9550), да и то только потому, что был уверен в серьезном приросте производительности. Честно скажу, мучиться из-за 5% прироста я бы не стал, ибо это абсолютно не заметно в реальных играх, а полученный мною прирост чувствуется даже без счетчика fps.

История

Первой моей видекартой был четвертый МХ с урезанной шиной. При стандартном охлаждении он гнался до 330/460, а после установки на него 2/3 процессорного радиатора – стабильно до 350/460. Несколько месяцев спустя, под Новый Год, на честно выпрошенные деньги был куплен FX5700LE производства Gigabyte. Почему 5700LE? А потому, что при выборе руководствовался статьями “Видеокарты начала 2004 года: выбор оверклокера (часть вторая)” (автор tim) и “ Первый взгляд GeForce FX 5700” (автор Иван Притула, guide3d.ru). Там же в магазине я впервые увидел 9550, причем он стоил на 20$ дешевле, но тогда я просто не знал что это за карта.

Охлаждение на моей карте было немного иным.
Итак 5700LE 128 Mb версии GT (Gigabyte’s Turbo ). Частоты – 400/500. Память самсунг K4D261638E-TC40, дизайн схожий с 5200, разгон 425/570 и просто огромная температура даже на дефолте. То что Gigabyte просто повысил частоты, не изменив охлаждение обычной 5700LE я узнал много позднее, уже после смерти этой карты. Да, именно так. Охлаждение я не дорабатывал, даже вентиль на обдув не поставил. Но в тот момент я об этом не думал, с радостью играя в DOOM3, HL2, Vampire the Masquerade: Bloodlines, Street Racing Syndicate и т.д. А ведь летом комнатная температура вплотную подбиралась к отметке 30 градусов по Цельсию. Только одно лето ей и суждено было прожить. Началось все с глюков и зависаний в Colin McRay 04, а закончилось белыми вертикальными полосками по всему экрану постоянно, даже в БИОСе. Гарантийный срок еще не закончился, и карту по-хорошему следовало нести в гарантийку. Но я боялся лишних вопросов и памяти, которой выгорела вся краска. Пока обдумывал ответы на всевозможные вопросы, юзал Riva TNT2 М64.

Это не та карта, но на нее похожа
Частоты – 125/125. На разгон не проверял. Зато, наконец-то прошел HL1 и окончательно убедился, что он на порядок интереснее продолжения (имхо ).
В гарантийную службу я зашел недели через 2 после “смерти”. Карту приняли без вопросов, видно это был не единичный случай. Согласились поменять на новую, правда уценили на 20$, ну ладно думаю, возьму тот самый 9550, разгоню и буду радоваться жизни. Вот только 9550 в магазине не оказалось, доплачивать 50$ за 6200 (NV43, 128bit) не хотелось, потому я взял FX5500, но получил обещание продавцов сменить ее на что я захочу (если оно появится ) где-то в течение месяца. Случилось это через 2 недели, а тогда я нес домой 5500 и размышлял такой ли NV34 тормоз каким его описывают. Именно такой, хотя в старые игры, напр. NFSU1, можно играть без тормозов.

(кликните по картинке для увеличения)

Циферки под надписью 128 bit – это баллы в 2003-м марке. У 5700le GT, кстати, было 3000+
Краткое описание той карты: дефолтные частоты 300/500 (опять GT), память K4D261638E-TC40, разгон 300/600 и опять просто бешеный нагрев, в первую очередь, чипа. Вот собственно и все. Без сожаления карта была обменена на 9550 256 Мб (цена те же 76$). Почему 256 Мб? 128Мб версии в том магазине не было, а ждать дальше я не хотел. Поступил я, кстати, правильно – 128 Мб-ного 9550 в этом магазине нет до сих пор.

(кликните по картинке для увеличения)


Gigabyte Radeon 9550 256 Mb

С виду обычный 9600. Частоты 250/392. Память Hynix HY5DU561622DT-5.
По производительности на дефолте превосходит FX5500 300/500. На чипе небольшой радиатор, охлаждения которого вполне хватает и на дефолте и при разгоне до частот 9600. Первое что я сделал после установки драйверов – правильно, - разогнал!!! На тот момент я еще не знал как обойти ограничение на разгон в Riva Tuner. Потому частоты составили 375/459. Затем был установлен вентиль на обдув, снято ограничение на разгон и получены новые частоты 445/459. На этих частотах видеокарта в паре с CeleronD 2.4@3.4 набирала 1840 (+/- 2 балла) в 2005-м Марке. Затем была долгая игра с таймингами. В результате, которой получены новые частоты 445/486 (полная стабильность), 445/500 (на глаз все в норме, но АТТ порой ловит глюки) и 455/525 (не зависает только 2005-й Марк, артефакты видны невооруженным глазом). Затем были опыты по понижению таймингов, о которых можно прочесть здесь

Вольтмод.

Впервые мысль о вольтмоде появилась у меня давно. К этому моменту было прочитано немало о вольтмоде. Хочу отметить статью [Viru$] - Почти всё о вольтмоддингах видеокарт, где не просто рассматривались отдельные примеры вольтмоддинга, но и по возможности была информация о приросте частот и попугаев, заметно превышавшем 1.2% .
Затем была прочитана (и не раз) статья SArd - ATI Radeon 9550 и вкус победы! об экстремальном вольтмоде чипа 9550 (1.21@1.685 volt). Память SArd не вольтмодил и мне советовал не трогать.
Вот уж не знаю кем именно была найдена статья на польском о вольтмоде 9550 от Gigabyte, которой пользовались все обладатели такой карты с forums.overclockers.ru. Мне на мыло ее послал HiVovan!!!, за что ему большое спасибо.
SArd использовал карандашный вольтмод. На мой взгляд главный плюс этого метода – сохранение гарантии. Минус – графит со временем может осыпаться. Ни к чему страшному это не приведет, карта просто повиснет, но сама вероятность осыпания графита и зависаний в самый неподходящий момент (в смысле во время игры ) меня не устраивала. Переменные сопротивления меня не устраивают именно возможностью изменять сопротивление, слегка крутанул не в ту сторону и все. При моей невнимательности это просто опасно, да и дребезгом движка SArd напугал . Мой выбор – постоянные резисторы. Но их следует припаивать. Гарантия при этом естественно теряется. Хотя думаю, если очень постараться карте все же можно вернуть первоначальный вид. ;)

Орудия пыток.

Я использовал древний 40Вт паяльник, мультиметр за 4$ (пользуюсь им уже года 3, главное во время менять батарейку, иначе начинает “врать”), припой (судя по надписи– сплав Розе), канифоль, провода из старых наушников и собственно постоянные резисторы.

(кликните по картинке для увеличения)

Паяльник крупным планом:

(кликните по картинке для увеличения)

Рабочий стол:

(кликните по картинке для увеличения)


Вольтмод 9550 от Gigabyte: коротко и ясно.

Требуется понизить 3 сопротивления : R356, R818 и R821.
R356 отвечает за напряжение на чипе. По умолчанию его сопротивление где-то 660 Ом.
Дополнительный резистор надо паять либо параллельно, либо как показано на этом рисунке:

(кликните по картинке для увеличения)

Получаемое сопротивление можно вычислить по известной со школы формуле
R= R1*R2/(R1+R2),
а сопротивление R2, которое нужно подключить параллельно к R1, чтобы получить R: R2= R* R1/(R1- R)
Я перепробовал много вариантов и остановился на сопротивлении 2.7 КОма, которое снизило R356 до 528 Ом. Зависимость напряжения на чипе от сопротивления R356 такова:
658 Ом - 1.2 В
546 Ом - 1.44 В
528 Ом - 1.49 В
Провода изначально я подпаял так:

(кликните по картинке для увеличения)

Напряжения меряется так:

(кликните по картинке для увеличения)

Теперь о памяти. Существует 3 вида напряжений памяти:
1. Vdd – напряжение на входных буферах и на ядре памяти.
2. Vddq – напряжение на выходных буферах памяти.
3. Vref – эталонное напряжение для входных буферов (для детектирования сигнала)
Я изменил 2 из них - Vdd и Vddq. Почему Vref осталась без изменений? Просто в статье на польском про это напряжение не было не слова. Да и в datasheet про него ничего не сказано.
Итак, продолжим. R818 отвечает за Vdd. По умолчанию его сопротивление где-то 870-1065 Ом (у меня 874). Его изменение вызывает следующее изменение напряжения.
1065 Ом = 2.5 В
200 Ом = 2.61-2.62 В
100 Ом = 2.73-2.74 В
88 Ом = 2.77-2.78 В
Замечу, что исходя из полученных значений получается что сопротивление R818 по умолчанию равно примерно 2,8 Ком. Почему не знаю.
Паять следует так:

(кликните по картинке для увеличения)

Напряжение меряется так:

(кликните по картинке для увеличения)

Я остановился на напряжении 2.77-2.78 В.
R821 отвечает за vddq. Замечу, что изменение этого напряжения считается довольно опасным. По умолчанию R821=100 Ом. Вот зависимость:
100 Ом = 2.5 В
69 Ом = 2.61-2.62 В
62 Ом = 2.65 В
52 Ом = 2.74 В
Паять следует так:

(кликните по картинке для увеличения)

Паять можно как к правому краю какR819, так и R821.
Напряжение меряется так:

(кликните по картинке для увеличения)

Остановился на 2.74 В.
Часть картинок взята из статьи на польском.
Вольтмод памяти крупным планом:

(кликните по картинке для увеличения)

Замечу, что от изменения vdd толку намного больше чем от vddq. Кстати, качель теперь нет и в помине.
Итоговые стабильные частоты 550/540 (ранее 445/486). В играх использую на 530/520 (ранее 425/445)

Прирост производительности

Результаты в марках:
2001 - 13060
2003 - 4157
2005 - 2139

В качестве живого примера приведу FEAR:
Результат на частотах 425/445:

(кликните по картинке для увеличения)

И на частотах 530/520:

(кликните по картинке для увеличения)

Настройки видео - средне ( - тени на минимум, + включенный объемный свет)

Voltmod ON/OFF

Постоянно использовать карту с повышенными напряжениями я не хотел. А потому, - правильно!!!, - решил сделать вольтмод отключаемым. Для этого к плате вместо резисторов были подпаяны тонкие провода. Резисторы подпаивались уже к этим проводам. В цепь подключался выключатель. И все это обильно заматывалось изолентой.
Я использовал 2 выключателя, один замыкает цепь вольтмода чипа, а второй – памяти (обе цепи vdd и vddq). Выключатели закрепил на креплении дополнительных USB-разъемов, предварительно укоротив его и расширив разъем. Так как кейс у меня открыт , то закрепил это чудо прямо внутри кейса. Как именно смотрите на фото

(кликните по картинке для увеличения)

Первый вариант отключаемого вольтмода.

(кликните по картинке для увеличения)

Второй вариант отключаемого вольтмода. Об этом далее ;)
Теперь можно включать и выключать вольтмод по желанию. Причем отдельно для чипа и памяти. Во время работы компьютера я этого не делал,- побаиваюсь. Да записку в кейсе оставил, если кто в мое отсутствие захочет поиграться с выключателями будет предупрежден об опасности.

(кликните по картинке для увеличения)

Изначально резисторы располагались в проводах идущих от карты к выключателям. Впоследствии я решил разместить их на самой карте.

Доработка отключаемого вольтмода.

Сначала подпаиваю один резистор к R356, на фотке будет видно куда. Затем второй на ближний к краю резистор… Тут задеваю первый и выдираю его с.. честно говоря не знаю как это называется. В общем смотрите:

(кликните по картинке для увеличения)

красным выделено место, куда был подпаян резистор.
Вроде ничего страшного. Подпаиваю провод к другому концу R356. Все отлично, выключатели работают. Вставляю карту в комп, жму Power и слышу длинный гудок. Вырубаю комп, отключаю вольтмод, врубаю – пищит…
Вставляю Риву, - работает.
Доигрался!!! Прощай мой Радеон!!!
Проверяю все свои провода на контакт с элементами карты – все в норме. Стоп! Что изменилось? Пропал тот самый контакт, к которому я подпаивал резистор!!! Аккуратно зачищаю вокруг него от остатков канифоли и еще черт знает чего. Почти без надежды вставляю карту в комп и слышу столь приятный для Овера короткий писк.
Ура, товарищи!!! Радеон ожил!!!
Карта стала выглядеть так:

(кликните по картинке для увеличения)

Это не самый последний вариант, но общая схема такова.

Все хорошо, что хорошо кончается!

Несмотря на все проблемы результатом проделанной работы я доволен.
Главный для меня вопрос – Если бы карта не ожила, что бы я в этом винил: то что я занялся вольтмодом, или то, что решил его доработать?
В любом случае все хорошо, что хорошо кончается!


Доработка охлаждения.

Прирост частоты в 120% при увеличении напряжения в 25%- это конечно хорошо. Но стоит позаботиться об охлаждении. Для охлаждения чипа из достаточно массивного радиатора был выпилен подходящий по размерам радиатор, который я установил при помощи болтов.
Вот из чего был выпилен радитор:

(кликните по картинке для увеличения)

А вот что от него осталось:

(кликните по картинке для увеличения)

Температура резко понизилась, теперь элементы с противоположной от чипа стороны платы чуть теплые. Радиатор тоже. Также были приклеены небольшие радиаторики на микросхемы связанные с питанием памяти. Правда грелась только одна из них, но охлаждение еще ничему не мешало.

(кликните по картинке для увеличения)

radiatori_na_mosfetax.jpg
Радиаторы на память я не поставил, т.к. в отличие от памяти Samsung память Hynix оказалась очень холодной. Хотя, летом может поставлю, если греется начнет.

Мысли о 9550

Этот Радик, в отличие от своего родителя 9600, был лоу-эндом с самого начала своей жизни. Карта выглядит очень просто, даже референсный 5200 кажется солиднее.
Сегодня 9550 выполняет ту же роль, что и второй МХ года 2-3 назад. Цена вроде грошовая, позиция на рынке – лоу-энд, но во все игры как никак играть можно. Уверен, что 9550 еще не скоро исчезнет с прилавков. Почему? Да, потому, что при разгоне он легко достигает производительности современного лоу-энда – Х1300 и 7300.
Теперь рассмотрим сам Х1300(R515). Пиксельных конвееров – 4, вершинных – 2. Разве, что число транзисторов не сходится. Догадались, с чем я его сравниваю? Правильно с RV350!!! Естественно, это разные чипы и при равных частотах Х1300 превосходит и 9600 и Х600 (Х300 и Х600 – это тот же 9600, но для PCI-E). Но все равно я думаю, что при разработке R515 инженеры ATI просто основательно доработали RV350. Возможно, я ошибаюсь. Но очень хочется, чтобы это было так.
Кстати, 9550 не самая дешевая видеокарта с поддержкой шейдеров на рынке. Баксов на 10 дешевле оцениваются 9250 и 5200, 5500. Но, имхо, лучше доплатить 10у.е. получить отлично разгонибельную карту, чем экономить.
Из пары 9250-5200 я бы выбрал 9250, ибо скорость в этом сегменте важнее красоты. Но это так к слову. Все равно 9550 выгоднее.

Итог

Что в итоге? Я рассказал о своих видеокартах, о первом знакомстве с разгоном и первом вольтмоде. Самым интересным во всем этом повествовании я считаю именно идею отключаемого вольтмода. Уверен, что я далеко не первый кто до этого додумался и просто удивляюсь почему так мало людей им пользуются.
Теперь о вольтмоде как таковом. Вольтмодить или нет – решать вам. Я не собираюсь его пропагандировать. Но поверьте мне, что после работы паяльником чувствуешь себя НАСТОЯЩИМ ОВЕРКЛОКЕРОМ!!!

Благодарности:
Бандурин Роман
Алиев Эмиль
SArd
Gulik
HiVovan!!!

Обсуждение
Telegram-канал @overclockers_news - это удобный способ следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Оценитe материал

Возможно вас заинтересует

Популярные новости

Сейчас обсуждают