Танк Т-44: отмененный преемник Т-34-85
Поскольку Т-34-85, выпущенный в осенние месяцы 1943 года, был уже на пределе своих характеристик в отношении вооружения и бронезащиты, стало ясно, что усиление этих параметров стало невозможно. В результате началась работа над разработкой нового танка.
реклама
В первую очередь было решено сократить длину моторно-трансмиссионного отделения, которое составляло 47,7% длины корпуса. Модификация привела к смещению башни вперед, что привело к повышенной нагрузке на передние опорные катки, и в то же время не позволяло разместить люк механика-водителя на крыше корпуса.
Из-за несовместимости габаритов 100-мм орудия диаметром 1 700 мм с конструкцией корпуса, попытка его установки была неудачной. Это потребовало бы изменения конструкции корпуса.
В осенний период 1943 года начался переход к другой компоновке, и в конструкторском бюро (отдел № 520) Уральского танкового завода № 183, названного в честь Сталина, в Нижнем Тагиле началось проектирование новой боевой машины. Этот танк должен был обладать значительным потенциалом для модернизации и определить дальнейшее развитие отечественного танкостроения после войны.
реклама
В ноябре 1943 года директор завода Ю. Максарев и главный конструктор А. Морозов представили наркому танковой промышленности В. Малышеву ориентировочные характеристики и макет нового танка "объект 136" с индексом Т-44.
Для уменьшения размеров моторно-трансмиссионного отделения двигатель был установлен поперек корпуса и соединен с коробкой передач повышающим редуктором (гитарой). Одновременно высоту моторно-трансмиссионного отделения уменьшили в два раза, перенеся воздухоочиститель нового типа из развала цилиндров V-образного двигателя к борту.
Вместо вентилятора, выступавшего за габариты картера, установили компактный маховик. Дизельный двигатель был смонтирован на низкой, жесткой и легкой подмоторной раме, что привело к уменьшению высоты корпуса. Радиатор системы охлаждения двигателя был установлен поперек корпуса позади коробки передач.
реклама
Вентилятор был приводим от коробки передач через фрикцион, что исключало его поломку при изменении режима работы двигателя, и был перемещен к кормовой части. Такая компоновка способствовала улучшению охлаждения агрегатов трансмиссии.
Расширенные размеры боевого отделения позволяли установить 122-мм пушку и переместить башню практически в середину корпуса.
Угловые колебания корпуса при движении машины почти не мешали точной стрельбе, что уменьшало утомление экипажа.
реклама
Перемещение башни назад освободило место для люка механика-водителя на крыше корпуса. Стрелок-радист был удален, поскольку его стрельба из курсового пулемета была неэффективной из-за плохой обзорности, а обязанности радиста были переданы командиру танка, подобно Т-34-85.
На месте радиста были установлены топливный бак и боеукладка для пушки, отказались от громоздких надгусеничных ниш. Была применена торсионная подвеска в ходовой части, а гусеницы имели гребневое зацепление, аналогичное Т-34.
В декабре 1943 - январе 1944 года был разработан первый прототип Т-44, весивший 30,4 тонны. За счет компактного двигателя-переднепривода длина боевого отделения увеличилась на 430 мм, а высота танка – на 210 мм. Верхний лобовой лист имел толщину более 75 мм, верхний вертикальный бортовой лист составлял 45 мм и был закрыт накладным бронелистом толщиной до 30 мм. Лобовая броня башни имела толщину 90 мм. Танк был оснащен дизельным двигателем В-2ИС мощностью 500 лошадиных сил.
В январе-феврале 1944 года были изготовлены три опытных образца. Первые два танка были оснащены 85-мм пушкой Д-5Т и спаренным пулеметом ДТ, второй пулемет также был размещен в верхнем лобовом листе корпуса. Третий экспериментальный образец Т-44-122 был оснащен 122-мм пушкой Д-25-44, специально разработанной на заводе № 9. В отличие от пушки Д-25Т, у нее была на 2-4% меньшая мощность выстрела, откатные части были легче и она использовала унитарное заряжание. Диаметр башенного погона у первого и третьего танков составлял 1 800 мм, а у второго - 1 600 мм.
Танк Т-44 прошел испытания на НИБТПолигоне с 19 февраля по 5 марта 1944 г., выявив множество конструктивных недостатков. В мае 1944 года было изготовлено два исправленных танка Т-44. Один из них был подвергнут испытаниям на НИБТПолигоне в июне - июле 1944 года. В августе - сентябре 1944 года был произведен танк третьей модификации - Т-44А.
Именно этот танк был принят на вооружение 23 ноября 1944 года. 18 июля 1944 г. Главное командование обороны обязало танковый завод № 75 выпускать 300 танков ежемесячно. Этот завод получил уцелевшее оборудование довоенных заводов № 183 и № 75, а затем в его состав вошел завод № 38.
Первые 5 серийных машин вышли из цехов харьковского завода в ноябре 1944 года. В том же году было изготовлено 25 танков, в 1945 году – 880, и всего армия получила 1 823 Т-44 до завершения производства в 1947 году.
Т-44 танки не использовались на фронте, однако танкистов для обучения на них готовили в трех гвардейских танковых училищах, где учились более 1 000 курсантов в каждом училище.
В ходе усовершенствования огневой мощи Т-44, на танк устанавливались 100-миллиметровые пушки Д-10Т и ЛБ-1. Пушка Д-10Т вызывала раскачивание танка при стрельбе и приводила к появлению люфта в башенном приводе. Испытания с пушкой ЛБ-1 завершились более удовлетворительно, однако военные были неудовлетворены дульным тормозом орудия. Танки с этими пушками не были введены на вооружение.
Именно этот танк был принят на вооружение 23 ноября 1944 года. 18 июля 1944 года Главный командовавший Обороны обязал танковый завод № 75 выпускать 300 танков в месяц и передавать ему уцелевшее оборудование довоенных заводов № 183 и № 75. Затем завод № 75 был объединен с заводом № 38. Первые 5 серийных машин были выпущены из цехов харьковского завода в ноябре 1944 года.
В этом же году было изготовлено 25 танков, а в 1945 году – 880. В общей сложности армия приняла 1 823 Т-44 до завершения производства в 1947 году.
В 1961 году компоненты силовой установки, трансмиссии и ходовой части Т-44 были стандартизированы с T-54. Двигатель В-44 был заменен на В-54, что привело к увеличению емкости топливных баков и увеличению запаса хода. Были удалены бортовые фрикционы, и введены двухступенчатые планетарные механизмы поворота.
Для ходовой части использовали гусеничный движитель цепочного зацепления и новые штампованные опорные катки.
Внешний облик корпуса, башня и вооружение танка T-44 остались без изменений. Боекомплект был увеличен до 61 выстрела. Были добавлены ночной прибор механика-водителя ТВН-2 и радиостанция Р-113.
В результате этих изменений машина стала известна как Т-44М. В 1963 году на основе Т-44М был создан командный танк Т-44МК, который был оснащен двумя радиостанциями Р-112 и Р-113. Дополнительное радиооборудование привело к уменьшению боекомплекта на 15 выстрелов и 441 патрон, и требовало удаления курсового пулемета.
В 1966 году танк Т-44М был усовершенствован путем добавления двухплоскостного стабилизатора для вооружения. Этот модифицированный вариант получил индекс Т-44С. В Советской армии танки, прошедшие модернизацию, оставались в строю до 1980-х годов и использовались в учебных частях. Немодернизированные танки были переделаны в бронированные тягачи БТС-4 и также применялись в укрепленных районах.
На базе Т-44 была разработана долговечная огневая точка для Группы Советских войск в Германии. Кроме танковой башни, в огневой точке также присутствовали железобетонные конструкции, которые перевозились на грузовиках. При развертывании огневой точки, проводили копание котлована, создавали помещение для расчета, галерею аварийного выхода и вертикальную шахту-колодец, которая заканчивалась танковой башней. Затем котлован заполняли.
Хотя Т-44 не участвовал в реальных боевых действиях, он был изображен в нескольких кинофильмах.
Этот танк можно увидеть в лентах "Офицеры", "Отец солдата" и в эпопее "Освобождение". Несколько Т-44 были переделаны под танки "Тигр". Эти "Тигры" использовались в кино еще 10-15 лет и, в настоящее время, отсутствуют на военно-технической базе "Мосфильма".
Лента материалов
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила