Платим блогерам
Блоги
gotreksson
Планируется провести железную дорогу от Мазари-Шариф до Пакистана, изменяя маршрут для снижения затрат. Россия готова присоединиться к проекту и выступить в роли финансового партнера.

Этот проект в Центральной Азии некоторые называют "основным событием века". Обсуждения вокруг него не утихают на протяжении многих лет, но из-за различных причин, включая политические, сроки его реализации неоднократно пересматривались. В апреле 2024 года стороны вновь обсуждали тему в узбекском городе Термез. Российскую делегацию в этом ключевом мероприятии представлял заместитель главы Минтранса РФ Дмитрий Зверев, подтвердивший намерение Москвы принять активное участие в данной инициативе.

Речь идет о строительстве Трансафганской железной дороги, которая будет составной частью международного транспортного коридора "Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан" (БРКУАП). Участники проекта уже подписали первоначальные документы, предусматривающие создание и развитие данного маршрута, а также утвердили "дорожную карту". Сама железнодорожная линия с шириной колеи 1520 мм(российский стандарт) протянется от города Мазари-Шариф на севере Афганистана до пакистанского города Парачинар. Изначально планировалось построить железную дорогу от Кабула до Пешавара, но данное маршрутирование (примерно 600 км) требовало бы строительства 260 мостов и семи тоннелей. В целях снижения затрат на проект было принято изменить маршрут — от столицы Афганистана ветка пройдет через провинции Логар и Пактия до Парачинара. Планируется также провести электрификацию линии в будущем.

В случае утверждения данного плана, "русская колея" достигнет территории Пакистана. По мнению основателя и генерального директора российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александра Стрельникова, данный проект имеет важное значение для Москвы в контексте изменения транспортно-логистических траекторий и укрепления экономических связей с азиатскими государствами.

"Участие России в этой инициативе способствует расширению ее присутствия на рынках Центральной и Юго-Восточной Азии, а также способствует повышению конкурентоспособности отечественных транспортных компаний. Кроме того, строительство железной дороги может сыграть важную роль в стабилизации обстановки в Афганистане и развитии экономических связей с этим государством", — отмечает эксперт в интервью каналу "Строительный мир".

С другой стороны, Александр Шаров, председатель совета директоров ГК "РусИранЭкспо", генеральный директор компании "Нефтехимтранс" и член Координационного совета трансэвразийских перевозок, полагает, что данный проект не столь актуален для России. Он отмечает, что будущая железнодорожная линия, в итоге, столкнется с устаревшими пакистанскими железными дорогами обширной колеи 1676 мм.

"Возможно, увеличится объем грузопотока (мука, масло, сахар, нефтепродукты, уголь и прочее) в южном Афганистане и на приграничные территории Пакистана. Но данные перевозки сегодня успешно осуществляются автомобильным транспортом в Афганистане, где нет ограничений по весу груза, а стоимость топлива относительно невысока. Гораздо более перспективным является строительство ветки от Мазари-Шарифа до Герата и ее соединение с имеющимися иранскими железными дорогами. Это позволит устроить транзит грузов из Узбекистана и южного Казахстана непосредственно в развитые иранские порты на Персидском заливе, а в будущем — в строящийся океанский порт Чабахар в Иране, на Оманском заливе", — рассказал Шаров.

В 2017 году Ташкент и Кабул договорились о строительстве линии Мазари-Шариф – Герат, однако затем данную идею пришлось отложить, предпочтение было отдано восточному маршруту. Начать предварительные работы на трассе Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар планировали в осень 2021 года, однако в связи со сменой политической ситуации в Афганистане пришлось пересмотреть сроки реализации проекта.

Узбекистан, быстро возобновил обсуждения этого вопроса с новым правительством соседней страны. С тех пор прошло много встреч, в которых Россия также принимала участие. Согласно последним данным, озвученным после апрельских переговоров в Термезе, Россия готова присоединиться к соответствующему консорциуму и выступить в роли финансового партнера, а также оказать помощь в разработке технико-экономического обоснования.

4
Показать комментарии (4)

Популярные новости

Сейчас обсуждают