Платим блогерам
Блоги
gotreksson
Официальный портал Правительства Ростовской области: в рамках методической программы «PROКЛАСТЕРЫ», организованной Минпромторгом России совместно с АНО ДПО «Институт экономики знаний» при поддержке Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России, команда из Ростовской области приступила к созданию кластера по производству подшипников.

В период существования Советского Союза на просторах страны процветало более 40 заводов, специализировавшихся на производстве подшипников. Среди них были такие промышленные гиганты, как ГПЗ-1 (Москва), ГПЗ-3 (Саратов), ГПЗ-4 (Куйбышев), ГПЗ-10 (Ростов-на-Дону), ГПЗ-11 (Минск), не говоря уже о Вологодском ГПЗ-23 и прочих. С начала 1970-х годов и в течение десятилетий отечественные предприятия наращивали свою продукцию, достигая объема порядка 1 миллиарда подшипников в год. Подшипниковая отрасль почти полностью обеспечивала внутренний спрос.

Однако в 1990-е годы ситуация резко изменилась. После распада Советского Союза многие из указанных заводов фактически прекратили свою деятельность. Некоторые из них продолжили работу, однако объемы производимой продукции существенно сократились. К 2000 году российские заводы произвели всего 250 миллионов подшипников, а через десять лет этот показатель упал в пять раз. В настоящее время доля импорта превышает 70%. Проблема стала наиболее остро ощущаться в 2022 году. Из-за нехватки комплектующих некоторые предприятия, включая производителей локомотивов и железнодорожных вагонов, фактически остановили свою деятельность; возникли затруднения с ремонтом существующего оборудования. Отсутствие полной локализации стало причиной остановки нескольких заводов, что привело к дефициту на отечественном рынке.

реклама

Вследствие этого были приняты ряд мер для исправления ситуации (часть проблем были решены достаточно оперативно), но «подшипниковая зависимость» остается одной из основных проблем для отечественной промышленности. Еще одним важным шагом в этом направлении станет создание промышленного кластера по производству подшипников на территории Ростовской области, о чем было объявлено в апреле 2024 года. В этот кластер войдут как местные предприятия, так и компании из Тверской области и Подмосковья.

Министр промышленности и энергетики области, Андрей Савельев, отметил, что запуск производства на новой территории начнется уже в текущем году. Сегодня проводится разработка технической документации. Чиновник подчеркнул, что создание межрегионального технопарка поможет постепенно избавиться от зависимости от импорта. Здесь будут производиться роликовые и игольчатые подшипники для автомобилей, а также шариковые подшипники для самолетов и электроники.

Также было объявлено, что к лету текущего года будет выполнена задача по полной локализации производства кассетных подшипников для железнодорожных вагонов. Все ключевые компоненты данного продукта были успешно замещены. Например, ГК «Тек-Ком» запустила выпуск роликов. Компания также работает над локализованным подшипником для локомотивов и другого подвижного состава, включая высокоскоростные электропоезда.

В конце 2023 года Завод автомобильных подшипников №1, расположенный в особой экономической зоне "Дубна", выпустил первую партию деталей - 1 тысячу штук. С 2025 года предприятие планирует производить до 380 тысяч изделий ежегодно.

14
Показать комментарии (14)

Популярные новости

Сейчас обсуждают