Платим блогерам
Блоги
Fantoci
Оба космических аппарата теперь имеют схожие характеристики: огромную грузоподъемность, многоразовые элементы конструкции и двигатели, работающие на метане и жидком кислороде.

Китайская космическая программа демонстрирует впечатляющие темпы развития, и одним из ярких примеров этого является создание сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9» (Великий поход-9). Для выполнения наиболее сложных миссий, таких как пилотируемые полеты на Луну, Поднебесной не хватает сверхтяжелой ракеты, подобной Starship от компании SpaceX. В 2016 году ракета «Чанчжэн-9» имела совершенно другой вид и цели, но за прошедшие годы она постепенно эволюционировала и начала приобретать всё больше схожих черт с мегаракетой Илона Маска. Новая версия китайской ракеты, показанная на авиационно-космическом шоу в Чжухае, теперь очень напоминает Starship, что подчеркивает смену направления в китайской космонавтике.

Изначально, когда «Чанчжэн-9» была впервые представлена миру, китайские инженеры задумывали ее как одноразовую ракету с твердотопливными ускорителями — традиционное решение для крупных ракет. Однако в 2016 году SpaceX совершила прорыв, начав использовать многоразовые ракеты Falcon 9, что изменило правила игры. Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC) обратила внимание на успех американских коллег и в 2022 году объявила, что «Чанчжэн-9» получит многоразовую первую ступень, что значительно снизит расходы на запуски.

Недавняя презентация обновленной «Чанчжэн-9» в Чжухае показала, что Китай планирует сделать эту ракету многоразовой, как и Starship. Верхняя ступень оснащена аэродинамическими элементами, схожими с "крылышками" Starship, которые обеспечивают контроль полета при возвращении на Землю.

Обновленные технические параметры «Чанчжэн-9» также очень похожи на показатели Starship. Ракета от SpaceX оснащена 33 двигателями Raptor, которые развивают тягу в 280 тонн каждый, а китайская ракета будет использовать 30 двигателей YF-215 с тягой 200 тонн. Оба типа двигателей работают на метане и жидком кислороде, что позволяет сократить выбросы и повысить экономичность. Ожидаемая грузоподъемность «Чанчжэн-9» на низкой орбите составит 150 тонн, что делает её конкурентоспособной по сравнению с американской разработкой.

Своевременная технологическая адаптация стала ключевым принципом в китайской промышленности за последние десятилетия, и космическая отрасль здесь — не исключение. Так же, как в свое время китайские производители смартфонов черпали вдохновение из дизайна iPhone, космическая индустрия Китая, похоже, перенимает элементы успешных американских разработок, чтобы сократить путь к готовым решениям.

Модернизированная Long March 9 очень похожа на SpaceX Starship.

Стоит отметить, что весьма рискованно брать за основу американскую ракету, которая пока еще не завершена, но Китай верит в светлое будущее своего проекта. Первый полет «Чанчжэн-9» ожидается не раньше 2033 года, что даст китайским инженерам возможность за это время перенять лишь проверенные технологии Starship. И если начальные миссии по исследованию Луны Китай планирует выполнить с помощью более традиционной ракеты «Чанчжэн-10», то «Чанчжэн-9» рассматривается как основной инструмент для долгосрочных лунных миссий, включая возможные пилотируемые посадки.

Китай стремится занять лидирующие позиции в исследовании южного полюса Луны — области, где, по предположениям, могут находиться запасы водяного льда в затененных кратерах. В этом регионе, вероятно, будут идти поиски ресурсов для поддержания будущих лунных баз, и конкуренция за лучшие площадки для посадок будет высокой. Надежность таких ракет, как «Чанчжэн-9», Starship и американской Space Launch System, станет одним из решающих факторов в этой новой космической гонке, и от того, кто первым выйдет на этот уровень, может зависеть, кому достанутся ценные участки для освоения и исследований.

4
Показать комментарии (4)

Популярные новости

Сейчас обсуждают