Платим блогерам
Редакция
Новости Software fin

Компания Valve, разработчик ожидаемого с большим нетерпением Half-Life 2, на проводимом ATI мероприятии "Shader Day" огласила результаты внутренних бенчмарков видеокарт ATI и Nvidia в этой игре.

Вместо долгих предисловий предлагаю просто взглянуть на цифры. Использовалась система на базе Pentium 4 2,8 ГГц (FSB 800 МГц) с драйверами Detonator 45.23 и Catalyst 3.6. На графиках показан средний FPS по всем демонстрационным роликам, под RADEON 9600 следует понимать PRO-версию этой видеокарты.

Производительность при использовании DirectX 9:

GeForce FX 5900 Ultra не показывает и 60% от производительности Radeon 9600 Pro! И это единственная карта Nvidia, которая пересекает порог минимальной играбельности... 

После получения подобных результатов, сотрудники Valve разработали для чипов серии NV3x так называемый "смешанный режим" ("mixed mode"), призванный повысить производительность, и который фактически следовало бы назвать "упрощенным" - 16-битная точность цвета вместо 32-бит, замена некоторых шейдеров более простыми и т.п. Вот результаты тестирования в таком режиме:

Как видим, эффект наблюдается только для GeForce FX 5900 Ultra, производительность которой теперь доросла примерно до уровня Radeon 9600 Pro (в нормальном режиме ).

В случае принудительного использовании DirectX 8 мы наблюдаем также интересные результаты:

Что может ускорить новейшие DirectX 9 решения Nvidia для массового рынка? Ответ перед вами - использование DirectX 8 . При этом GeForce 4 Ti4600 ненамного медленнее GeForce FX 5900 Ultra и безоговорочно превосходит своих младших "потомков" серии FX

Но и это еще не все, оказывается:

  • На разработку оптимизированного для видеокарт GeForce FX режима "Mixed mode" было потрачено в 5 раз больше времени чем на оптимизацию базового движка DirectX 9.
  • Valve рекомендует запускать Half-Life 2 на видеокартах серий GeForce FX 5200 и 5600 в режиме DirectX 8 для достижения приемлемой играбельности, и вообще относится к ним как "DirectX 8 продуктам".
  • Видеокартам ATI особая оптимизация не понадобилась и и Valve настаивает на том, что игра не оптимизировалась для какого-то производителя специально. 

Разработчик игры Гейб Ньювел высказал свое неудовлетворение от технологий "оптимизации" Nvidia в последних драйверах (хотя это, по его словам, относится и к остальным производителям). Он упомянул о том, что видел случаи удаления драйверами некоторых эффектов (например, тумана), обнаружения драйверами попытки сделать скриншоты и фальсификации их в сторону увеличения качества картинки и множества других "подтасовок". Он заявил, что главная цель Valve  - обеспечить игрокам максимум удовольствия от игры, поэтому была проведена очень серьезная работа по оптимизации под видеокарты Nvidia, но, все равно, в Valve крайне разочарованы производительностью серии NV3x.

Официальная позиция Nvidia -  оптимизации шейдеров, используемых в Half-Life 2, содержатся в новых драйверах Detonator 50, предоставленных обозревателям еще 8 сентября, и тестирование на любых предыдущих версиях - некорректно. В связи с этим, интересно узнать, что другой разработчик из Valve - Доуг Ломбарди - убедительно попросил обозревателей не использовать бета-версии Detonator 50.xx для бенчмарков, и выразил озабоченность тем, что некоторые оптимизации заходят слишком далеко.

Half-Life 2 - одна из первых игр, полностью использующих возможности DirectX 9 и отражающих реальную производительность видеокарт в этом API, она будет иметь огромную популярность и на ее движке нам еще предстоит увидеть еще массу разработок. Все это сильно усугубляет ситуацию для Nvidia, т.к. никакими "оптимизациями" не устранить явно аппаратную проблему, а основной козырь серии GeForce FX - поддержка DirectX 9 - теперь ясно становится чисто символическим, особенно после рекомендаций Valve использовать DirectX 8 для FX 5600 и 5200 . Да и будут ли разработчики других игр тратить столько времени на оптимизацию под видеокарты GeForce FX?

Удручающая ситуация: флагман Nvidia, с учетом всех оптимизаций, едва показывает производительность "середнячка" от ATI - Radeon 9600 Pro. Единственная надежда - очередные "чудо-Detonator'ы", первые отзывы о которых вы скоро узнаете .

Сейчас обсуждают