История развития интегрированной графики Intel и ATi/AMD (страница 3)
реклама
История развития графики ATi/AMD
А теперь посмотрим на историю развития встроенной графики AMD. Далее все подробности будут приводиться в хронологическом порядке, при необходимости они получат пояснения, к каким процессорам выпускались интегрированные решения. У AMD больше ветвлений из-за того, что компания поддерживала не только собственные разработки, но и конкурирующие модели. А на некоторых этапах развития AMD привлекала инженеров сторонних компаний или вовсе приобретала пакет акций и поглощала их.
Вспомним глобальные покупки, повлиявшие на историю развития пока еще ATi. C 1985 года ATi разрабатывала и заказывала производство на стороне ряда графических карт: Wonder (1986-1987 годы), Mach 8 (1991 год), Mach 32 (1992 год), Mach 64 (1994 год), 3D Rage /II (1996 год), Rage XL/Pro (1997 год). В 1997 году компания приобретает Tseng Labs, известную по своей видеокарте ET6000.
Отличная 2D производительность на то время и полное отсутствие 3D. Компания разрабатывала свой первый GPU с функцией 3D-ускорения ET6300, когда в связи с финансовыми трудностями вместе с большей частью сотрудников была куплена ATI Technologies в 1997 году. А позже многие наработки, использованные в ET6300, увидели свет в виде продукта ATI Rage 128. С 1998 по 2000 год – эра первых 3D-ускорителей ATi.
Нарицательное имя Radeon видеокарты приобрели лишь в середине 2000 года, когда ATi приобрела компанию ArtX, состоящую из группы инженеров Silicon Graphics, Inc. Их разработки и идеи повлияли на успех графической микросхемы R300 (Radeon 9700), выпущенной гораздо позже – в 2002 году. Radeon существовал в двух основных конфигурациях: Rage 6 / R100 (Radeon SDR, Radeon DDR, Radeon DDR VIVO, Radeon LE/VE) и RV200 (Radeon 7500, Radeon 7500 LE).
реклама
Первая генерация
AMD
Первая интегрированная графика ATi основывалась на Radeon VE (RV100 – упрощённая версия R100) и получила имя Radeon 320 (2002 год).
Тут надо сделать остановку и напомнить отдельным читателям историю совместимости процессоров и платформ. До определенного времени ATi/AMD выпускала чипсеты не только для своих продуктов, но и для ЦП Intel, поэтому в ассортименте были IGP для обеих систем. Ниже по тексту для внесения ясности наборы логики будут разделены по производителю процессоров.
Частота GPU доходила до 160 МГц, он обладал поддержкой DirectX 7.0, содержал один пиксельный шейдер, был лишен Vertex Shader, но обладал тремя текстурными блоками! Вот она, мощность во всей красе, сейчас даже сложно сделать сравнение, во сколько раз современные графические карты быстрее . В зависимости от скорости работы оперативной памяти пропускная способность колебалась от 1.6 до 2.1 Гбайт/с. Поддерживались процессоры AMD Duron/ Athlon Socket A.
Intel
Для конкурента было выбрано немного модифицированное ядро RS200 /L (Wilma). Не обращайте внимания на кодовое имя, ничего общего с R200 у IGP Radeon 330/340 не было. Все технические характеристики полностью совпадали с Radeon 320, только частотные диапазоны составляли от 150 до 183 МГц. Соответственно, чипсеты предназначались для процессоров Intel Celeron / Pentium 4 Socket 478.
реклама
Вторая генерация
AMD
В 2003 году появилось IGP Radeon 9000 (по одним данным RC350, по другим RS380), основанное на ядре видеокарты Radeon 9200 (разновидности R200 – RV 250 – RV 280, сильно упрощенная версия R200).
Платформа с Socket 754 не сыскала популярности. Не в последнюю очередь из-за понимания пользователями того факта, что 754 контакта надолго не задержатся, являясь промежуточным звеном с одноканальной памятью. IGP содержал вдвое больше пиксельных шейдеров – четыре штуки, один Vertex Shader и пару текстурных блоков. Работало это «богатство» на частоте 300 МГц, а память функционировала на скоростях до 400 МГц.
Увы, но один 64-битный канал стал главной проблемой для демонстрации выросшей вычислительной мощности в реальных приложениях. Максимальная пропускная способность памяти ограничивалась величиной в 3.2 Гбайт/с. Даже поддержка DirectX 8.1 не повлияла на привлекательность продукта.
Intel
Для Intel Socket 478 был выпущен IGP Radeon 9000 с аналогичными характеристиками, но уже в 2004 году. О низком бюджете платформы можно было судить по единственному каналу шины памяти.
Поэтому практически одновременно появился двухканальный IGP ATI Radeon 9100 /PRO (RS300/RS350). От Radeon 9000 он отличался совместимостью с двумя каналами памяти и высокой пропускной способностью до 6.4 Гбайт/с.
Третья генерация
Покупка ArtX и последующие инженерные решения сказались на производительности интегрированных решений ATi. Но графическая микросхема R300 (Khan) не появилась в чипсетах в первозданном виде, поскольку попросту не уместилась бы. Видеокарты Radeon 9500/9700 вышли в 2002 году, а IGP ATi вплоть до 2004 года все еще наследовали устаревшую графику Radeon 9200 (RV280).
AMD
Поддержка DirectX 9.0 и благородное название Radeon Xpress могли бы повысить успех плат, но, увы, покупатели со средним и высоким бюджетом предпочитали материнские платы с чипсетом Intel. Сам IGP был весьма неплох. Он основывался на упрощенном RV350 (Shivah: Radeon 9550/SE, 9600 /Pro/SE), основой которому служила микросхема R300. Поддерживал Socket 754 и Socket 939.
Наступили времена успеха ATi в борьбе за лидерство на рынке 3D. NVIDIA не могла предоставить соперника R300, и ATi праздновала победу. Radeon Xpress X200 (RS480 (Metallo)) появился в конце 2004 года.
реклама
Он основывался на графическом ядре видеокарты ATI Radeon X300 и был полностью совместим с DirectX 9.0. Современный по тем меркам техпроцесс наделял чипсет низким тепловыделением и энергопотреблением. Конфигурация была следующей: четыре пиксельных шейдера, два Vertex Shader и четыре текстурных блока. Частота осталась прежней, 300 МГц, а память работала на скоростях до 400 МГц и с двумя каналами. Максимальная пропускная способность выросла благодаря появлению HyperTransport и доходила до 7.2 Гбайт/с.
В 2005 году чипсет обновили. Ему дали название Radeon Xpress 1100 (RS482 (Grayskull)), в оригинале он должен был получить имя Xpress 200, но тогда бы Х200 для покупателей выглядел старшей моделью. А чтобы не путать потребителей, выбрали число больше 200 .
Невостребованный в Radeon Xpress X200 sideport удалили, а вместо него сделали ставку на новый тип памяти – DDR2, как следствие, максимальная скорость обмена данными увеличилась с 7.2 Гбайт/с до 12.8 Гбайт/с. Попутно сменился техпроцесс со 130 нм на 110 нм. Чипсет был совместим с процессорами Socket AM2. В остальном характеристики оставались неизменными до тех пор, пока в 2006 году не появился преемник Radeon Xpress 1150 (RC400, RC410, RS400, RS415, RS485).
Единственное, что улучшили ATi в нем – это частота, увеличенная на 100 МГц.
Intel
Для платформы Intel ATi долго не обновляла наборы логики, зато в отличие от чипсета для AMD, Radeon Xpress 1150 с поддержкой Socket 775 появился раньше на год. Вместо мая 2006 дата выпуска была намечена на март 2005-го. А Radeon Xpress X200 и Radeon Xpress 1100 попросту не существовало. Здесь кроется явное расположение ATi к более популярной платформе, только симпатии долго не продлились. В июле 2006 года ATi утратила самобытность и была выкуплена AMD.
Четвертая генерация
AMD
Radeon Xpress X1200/Х1250 - коммерческое название 690G (RS690 /C (Zeus)), который появился в 2007 году и был близок по архитектуре к видеокарте Radeon X700.
Он основан на упрощённой версии R4х0. Ядро R4х0 выпускалось сразу для двух шин – AGP (от R420 (loki) до R481) и PCI-E (от R423 (thor) до R480), в первозданном виде от него осталось немного. Вместо техпроцесса 130 нм и 110 нм в 2007 году AMD склонила свой выбор в сторону дорогого 80 нм. Вообще, в период с 2006 по 2008 год компания с успехом меняла численные обозначения в чипсетах и не удосуживалась вносить аппаратные улучшения.
Так, например, Radeon Xpress 1150 легко превратился в Radeon Xpress X1250. Оно и понятно, потратить колоссальную сумму на покупку ATi и продолжать расставаться с наличностью компании было непозволительно. А рынок следовало держать при себе. Поэтому сильно не удивляйтесь быстрой смене версий чипсетов с идентичной поддержкой процессоров/разъемов.
Итак, Radeon Xpress X1200/1250 (690G) поддерживал API DirectX 9.0b, обладал четырьмя пиксельными шейдерами, двумя Vertex Shader, четверкой текстурных блоков и частотами от 350 МГц до 400 МГц. Чипсет RS690 был основным для модельного ряда AMD Socket AM2.
Фактически с 2005 по 2008 год никаких изменений в плане производительности у чипсетов AMD не было. Различные функции декодирования и ускорения вывода видео (ATI Avivo) то появлялись, то пропадали в результате выпуска не совсем корректных драйверов. Но говорить о превосходстве над конкурентными IGP разработки Intel не приходится. И у одной, и у другой компании встречались проблемы разного рода, а заявленными функциями в реальности невозможно было воспользоваться. Ориентироваться на маркетинговые уловки собирался не каждый покупатель, а разобраться в списке терминов и возможностей хотело еще меньше народу.
Intel
Для платформы Intel IGP Radeon Xpress X1200/Х1250 (кодовое имя RS600) стал последним чипсетом ввиду отсутствия лицензии у AMD выпускать совместимые решения. Дополнительно, Radeon Xpress X1200/Х1250 официально не поддерживал режим работы памяти 1333 МГц. Финальными частотами значились 1066 МГц, хотя режим разгона и позволял задействовать частоту выше 1066 МГц. К тому же поставки Radeon Xpress Х1250 осуществлялись только двум избранным компаниям: Abit (Fatal1ty F-I90HD) и ASRock (4Core1333-FullHD). По всем остальным характеристикам RS600 был идентичен 690G.
Пятая генерация
Radeon HD 3х00 Graphics выпустили в 2008 (Socket AM2+, AM2, AM3).
Сначала появились Radeon 3100 Graphics (780V), кодовое имя RS780C, и Radeon HD 3200 Graphics (780G), кодовое имя RS780. Они стали родоначальниками нового семейства со значительным списком функций, и в большинстве случаев они по-настоящему работали.
Вся серия Radeon HD 3х00 Graphics основывалась на GPU RV610, который выпускался по 55 нм нормам и содержал 205 млн транзисторов. Младший чипсет располагал буфером до 512 Мбайт и работал на частоте 350 МГц. Старшая версия к общей шине предлагала опцию в виде sideport и частоту 500 МГц. Именно так, не прошло и пяти лет как AMD вернулась к дополнительному ускорению потока данных между GPU и памятью. Конфигурация видеоядра состояла из сорока уже унифицированных шейдеров (DirectX 10.0 как бы предполагал использование только унифицированной архитектуры), четырех геометрических блоков и четырех устройств ROP. Совокупная скорость доступа к памяти составляла от 20.8 Гбайт/с до 23.4 Гбайт/с (с sideport).
Radeon 3100 Graphics поддерживал аппаратное ускорение видео силами AVIVO, а Radeon HD 3200 Graphics получил UVD. Позже для расширения ассортимента (мало им, видите ли, двух чипсетов ) в серию пошли Radeon 3000 Graphics (760G, полный аналог 780V) и Radeon HD 3300 Graphics (790GX). Последний разогнали до 700 МГц и добавили технологию PowerPlay. Radeon HD 42х0 Graphics стали последователями 3000 серии.
С августа 2009 года по март 2010 вышло три версии в порядке вычислительной мощности: Radeon HD 4200 Graphics (785G), кодовое имя RS880, Radeon HD 4250 Graphics (880G), кодовое имя RS880, и Radeon HD 4290 Graphics (890GX). Все они базировались на GPU RV620, который отличался от RV610 повышенными частотами, DirectX 10.1 и технологией UVD2. Говоря иначе, с 2008 по 2010 год вносились минорные изменения и росла частота у младших и средних чипсетов. Максимальный достигнутый рубеж в 700 МГц так и остался непревзойденным.
Заключение
Вот и закончен краткий обзор встроенных решений Intel и начала истории графики ATi/AMD. В следующем материале будет рассмотрена интегрированная графика AMD в настоящее время, а также проведено сравнение качества рендера в играх (Sandy Bridge, Ivy Bridge, Llano, Trinity).
Продолжение следует…
Выражаем благодарность:
- Компании Регард за помощь в подготовке материала.
реклама
Страницы материала
Лента материалов раздела
Соблюдение Правил конференции строго обязательно!
Флуд, флейм и оффтоп преследуются по всей строгости закона!
Комментарии, содержащие оскорбления, нецензурные выражения (в т.ч. замаскированный мат), экстремистские высказывания, рекламу и спам, удаляются независимо от содержимого, а к их авторам могут применяться меры вплоть до запрета написания комментариев и, в случае написания комментария через социальные сети, жалобы в администрацию данной сети.
Комментарии Правила