Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв
Не виноватая я, он (инцидент) сам произошёл!

реклама

Шведская компания Volvo Cars, которая уделяет безопасности дорожного движения особое внимание, к 2020 году планирует снизить до нуля количество смертей в авариях с участием её новых автомобилей. Если учесть, что передача управления автомобилем в руки роботизированных систем ведётся очень активно, подобная цель кажется весьма амбициозной. Производители по-разному оценивают степень готовности современных "автопилотов" к управлению автомобилями на дорогах общего пользования. Если Google и Tesla сейчас опасаются преимущественно юридических последствий подобных экспериментов, то основная часть производителей считает, что выпускать автоматически управляемые автомобили на дороги можно будет не ранее 2020 года. Внедрение соответствующих систем ведётся поэтапно – функция автоматического торможения перед препятствием реализована на многих автомобилях демократичных марок, Toyota со следующего года обещает сделать её атрибутом всех серийных автомобилей собственного производства. Кстати, полноценный автопилот японский концерн обещает довести до ума к 2020 году, а пока испытывает "шоссейный" вариант автопилота, когда водитель может отвлекаться от управления при движении за городом.

Выступая в США, представители Volvo недавно призвали законодателей ускорить формирование единых правил эксплуатации автомобилей с автопилотом на дорогах страны. Проблема заключается в том, что передовая с точки зрения лояльности к "робомобилям" на дорогах общего пользования держава пока не имеет федеральных законов, регулирующих все аспекты их эксплуатации. Это сильно сдерживает распространение автомобилей с автопилотом, и даже усложняет их испытания. Лишь несколько штатов разрешают тестировать "робомобили" за пределами полигонов, и даже европейским производителям приходится возить прототипы в США для "натурных" испытаний. Во всех случаях, разумеется, за рулём находится "страхующий" водитель.

реклама

Volvo уже сейчас заявляет, что готова нести ответственность за все происшествия с участием её автомобилей, управляемых автоматикой, а не человеком. Подобные манифесты должны поставить точку в спорах юристов об ответственности участников дорожного движения в "новом мире". Правда, не факт, что примеру Volvo последуют другие производители. Кстати, шведская компания выделяет в особый случай ситуацию со взломом программного обеспечения, управляющего автомобилем. Недавно группе специалистов удалось дистанционно завладеть управлением автомобилем марки Jeep, и этот прецедент взволновал не только общественность, но и автопроизводителей. Volvo заявляет, что не будет в подобных случаях винить Apple или Microsoft за наличие прорех в операционных системах. Но это не значит, что вину в случае взлома Volvo будет брать на себя. Если "взломанный" автомобиль совершит аварию, то виноваты в этом будут хакеры.

Интересно, что отраслевые специалисты смотрят на проблему появления на дорогах "робомобилей" более трезво, как отмечает сайт EE Times. Участники мероприятия Intelligent Transportation Systems World Congress признают, что в условиях реального дорожного движения автомобили с автопилотом будут не только создавать неудобства для других участников процесса, но и провоцировать происшествия. Например, значительная часть имевших место аварий с участием "робомобилей" Google произошла на перекрёстках, когда другие автомобили наезжали на них сзади после неожиданной остановки. Автоматика считает возможным остановиться на перекрёстке при зелёном сигнале светофора, если за перекрёстком формируется затор. "Живой" водитель в такой ситуации может продолжить движение. Кроме того, автопилот заставляет машину остановиться перед неправильно припаркованным автомобилем или картонной коробкой, мешающей проезду, тогда как настоящий водитель в такой ситуации начнёт объезжать препятствие.

По мнению специалистов, водителей придётся переучивать, чтобы они могли адекватно реагировать на поведение "автоматических" соседей по потоку. Человеческий фактор в этой сфере является источником серьёзных рисков, как и в авиации. Эксперты призывают всё тщательно проверить на полигонах, прежде чем выпускать источники повышенной опасности на дороги. Впрочем, существуют и положительные примеры внедрения автопилота. Например, во Франции успешно проходит испытания общественный транспорт с автоматической системой управления. К его действиям окружающие достаточно быстро приспособились.

Найдутся и те люди, которые от управления автомобилем не откажутся, поскольку им нравится этот процесс. Их настроения тоже нужно учитывать, считают специалисты. Органы управления автомобилей должны позволять переход в "ручной" режим. Главное, чтобы переход в этот режим не был слишком длительным в критической ситуации. Замечено, что длительное отвлечение человека от процесса управления автомобилем значительно увеличивает время реакции. С этой точки зрения автоматика должна уметь безопасно останавливать автомобиль, если возникли какие-то сбои в работе алгоритмов, а человек не успел среагировать.

Показать комментарии (9)

Популярные статьи

Сейчас обсуждают