Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв
Вы не встретите его в смартфонах, - предупредил основатель компании NVIDIA.

реклама

Буквально несколько минут назад закончилась интернет-трансляция с презентации NVIDIA, посвящённой анонсу новых продуктов. Поскольку рассчитывать на многочисленную аудиторию в этот ранний час не представлялось возможным, мы решили пройтись по основным тезисам презентации уже после завершения трансляции, исключив потери времени занятых отдыхом читателей, которые неизбежно возникли бы при просмотре отдельных затянутых моментов трансляции. Сразу поясним, что единственными новинками, представленными NVIDIA накануне открытия CES 2015, стал процессор Tegra X1 (Erista) и продукты на его основе, предназначенные для автомобильного сегмента. Никакой дискретной графики! И даже в отношении Tegra X1 глава NVIDIA Джесен Хуан (Jen-Hsun Huang) категорично заявил, что в смартфонах этот процессор не найдёт применения.

По сути, о самом процессоре Tegra X1 было сказано не так много. Литеру "X" в названии он получил в честь графической подсистемы поколения Maxwell, которой он обладает в виде 256 потоковых процессоров. Вычислительная часть представлена восемью ядрами с поддержкой 64-разрядных расширений. Всего несколько месяцев, по словам главы компании, потребовалось NVIDIA, чтобы вывести графику класса Maxwell в сегмент мобильных процессоров Tegra. По сути, отставание от дискретного сектора по части графики сведено к минимуму ещё со времён Tegra K1:

реклама

Процессор способен воспроизводить 10-разрядное видео H.265/VP9 с разрешением 4K со скоростью 60 кадров в секунду. При этом он потребляет не более 10 Вт. Технология производства не уточняется, но ранее нам приходилось слышать, что процессоры поколения Erista могут выпускаться по 20-нм технологии. Кстати, образец процессора появился на сцене сегодня, его держал в руках основатель компании.

Конечно же, ближайших конкурентов Tegra X1 превосходит как по уровню быстродействия, так и по энергетической эффективности. NVIDIA даже сравнивает Tegra X1 с процессором Intel Core i7, который потребляет в десять раз больше энергии, но при этом уступает в отдельных ситуациях Tegra X1 по уровню производительности.

Показатели энергетической эффективности значительно улучшены относительно Tegra K1:

Вычислительная производительность Tegra X1 характеризуется способностью достичь планки в один терафлопс. Пятнадцать лет назад такое быстродействие демонстрировал самый производительный суперкомпьютер в мире, а теперь это по плечу мобильному процессору.

Дальнейшее повествование было посвящено аспектам применения Tegra X1 в автомобилях. Первая из представленных платформ, NVIDIA Drive CX, использует единственный процессор Tegra X1 для работы с виртуальной приборной панелью, навигацией и развлекательной системой. Этот компьютер, устанавливаемый за приборной панелью автомобиля, может воспроизводить графику с разрешением почти 17 мегапикселей. Производителям автомобилей будет предложен инструментарий Drive Studio, который позволит им создавать информационно-развлекательные системы на базе любых программных платформ, а также заменить приборы на панели виртуальными аналогами.

Карта навигации имеет трёхмерную структуру, а сам автомобиль на ней мягко подсвечивается. Можно менять "точку зрения", изменять масштаб карты, а виртуальные приборы не только меняют цвет, но и могут имитировать различные декоративные материалы в оформлении циферблатов: алюминий может уступать место углеволокну, фарфору или бамбуку.

Говоря об эволюции систем активной помощи водителю, Дженсен Хуан подчёркивает, что они всё больше начинают опираться на получаемые с камер данные. Существующие серийные автомобили распознают дорожные знаки и разметку, переключают свет при приближении к встречным или попутным автомобилям, способны автоматически тормозить перед внезапно возникающим препятствием. Самые продвинутые модели распознают пешеходов и животных, появляющихся на дороге, причём способны делать это в условиях плохой освещённости и в тумане.

Будущее этих систем неразрывно связано с технологиями распознавания изображений, а это как раз та сфера деятельности, где NVIDIA преуспела.

Вторая из представленных сегодня платформ NVIDIA носит имя Drive PX, она содержит уже два процессора Tegra X1 и 12 входов для камер, информацию с которых можно обрабатывать как силами "бортовых" процессоров, так и в "облаке".

Три камеры могут располагаться на передних панелях кузова автомобиля или под лобовым стеклом, остальные девять будут рассредоточены по бокам и сзади. Запись видео с разрешением 4K может вестись со скоростью 30 кадров в секунду.

Специалисты Google и Facebook по нейронным сетям помогли NVIDIA создать быстро обучающуюся систему распознавания образов. Она не требует введения всех возможных образцов изображений предметов, а потому обучается буквально в течение дней и часов, а не нескольких лет. Например, систему удалось достаточно быстро научить распознавать автомобиль Audi A7.

Образец системы распознавания образов "обкатывался" специалистами NVIDIA в реальном окружении. Она научилась распознавать пешеходов и велосипедистов, причём даже частично скрытых за препятствиями. Дорожные знаки распознаются на большом удалении, система различает сигналы светофоров.

Кроме того, в течение нескольких дней система научилась распознавать типы транспортных средств. Это может пригодиться, например, для предоставления приоритета автомобилям спецслужб или общественному транспорту.

Как поясняет глава NVIDIA, если какой-то образ не был распознан, фотография передаётся в "облако", где набирается статистика по подобным случаям. Суперкомпьютер анализирует такие изображения, затем они распознаются, и эти "уточнённые" данные отправляются обратно к бортовым системам автомобилей.

Получается, что со временем автомобили учатся лучше распознавать объекты. Кстати, используемые NVIDIA алгоритмы уже позволили добиться точности распознавания образов в 93% - это даже лучше, чем у некоторых людей.

Пара процессоров Tegra X1 в одной системе Drive PX способна идентифицировать до 75 объектов одновременно. Приглашённый на сцену представитель Audi рассказал, как технологии NVIDIA помогли марке за десять лет сотрудничества научить свои автомобили передвигаться без помощи человека. Один из прототипов недавно смог проехать гоночную трассу со скоростью до 240 км/ч на отдельных участках, опередив некоторых гонщиков "из плоти и крови".

NVIDIA также продемонстрировала возможности системы автоматической парковки, которую она испытывала в гараже собственной штаб-квартиры. Получая изображение с четырёх панорамных камер на корпусе автомобиля, система распознаёт препятствия и может выделять свободные парковочные места, чтобы занять их. Аналогичным образом, владелец может дать команду со смартфона, чтобы автомобиль самостоятельно выехал с паркинга к крыльцу офиса.

Формируемое "облако точек" анализируется в реальном времени, система предотвращает столкновения с препятствиями и другими автомобилями.

По сути, для Tegra X1 компания видит две основных сферы применения: это создание "виртуальной приборной панели" при помощи Drive CX и работа в системах автоматического пилотирования при помощи Drive PX. Никто из партнёров NVIDIA пока не озвучил, в каких моделях и когда начнут применяться эти разработки, но можно надеяться, что автомобили группы Volkswagen получат их в числе первых.

Показать комментарии (29)

Популярные статьи

Сейчас обсуждают