Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Разработка новых технологий охлаждения полупроводниковых элементов стала одной из важнейших задач для компьютерной индустрии. Как бы ни старались производители снижать уровень тепловыделения современных чипов при помощи перехода на более "тонкие" техпроцессы или применения энергосберегающих технологий, микросхемы становятся всё более горячими.

В этом плане мелькнувшая в нескольких пресс-релизах Sapphire технология охлаждения видеокарт при помощи жидкого металла, которая должна была найти применение на видеокартах семейства Blizzard, казалась буквально панацеей от всех бед. В 65 раз более высокая теплопроводность, чем у воды, и в 1600 раз большая, чем у воздуха - это феноменальные показатели, сулящие всему миру избавление если не от войн и болезней, то уж от горячих видеочипов точно :).

Между тем, коллеги с сайта The Inquirer попытались проанализировать существующее положение дел с продвижением технологии на массовый рынок. Как вы можете помнить, видеокарта Radeon X850 XT PE с прогрессивным кулером от Sapphire должна была появиться в виде образцов ещё этим летом. Тем не менее, за окном уже начинает накрапывать по-осеннему унылый дождик, а новостей о видеокартах серии Blizzard пока нет.

реклама

Британские коллеги связались с разработчиками данной технологии, компанией NanoCoolers. Как выяснилось, эта американская фирма в середине июля удалила со своего сайта всю информацию, относящуюся к технологии охлаждения при помощи жидкого металла. Проведённые оценки показали, что себестоимость технологии высока для массового рынка. Подобные решения нашли применение в оборонной промышленности США, но эта гигантская машина никогда не останавливалась перед затратами. Если же перенести экономическое бремя внедрения новой технологии с американских налогоплательщиков на покупателей видеокарт Sapphire, то довольных результатом окажется ещё меньше.

Проблема также заключается в не очень высокой реальной эффективности технологии. Хотя теоретические значения теплопроводности смеси двух металлов, индия и галлия (олово добавляется по вкусу), приятно удивляют, испытания реальных образцов систем охлаждения выявили лишь 5-30% преимущество над традиционными решениями вроде воздушных кулеров или систем водяного охлаждения. Стоимость же одного грамма каждого из металлов достигает $1-2, и в масштабах готовой видеокарты наценка получалась бы существенной.

Другая сторона проблемы имеет отношение к эффективности отвода тепла. Жидкий металл, сохраняющий своё агрегатное состояние при температурах свыше 10 градусов Цельсия, обладает достаточно высокой вязкостью, что не позволяет ему циркулировать по трубкам системы охлаждения с чрезмерно большой скоростью. Допустим, тепло он отводит достаточно эффективно, но ведь его в дальнейшем нужно куда-то отдавать. Как и в случае с тепловыми трубками, последним звеном в этой цепочке передачи тепловой энергии должен стать атмосферный воздух. Стало быть, без активных средств охлаждения типа вентиляторов или массивных радиаторов всё же не обойтись.

Кстати, сами разработчики технологии теперь собираются сконцентрировать свои усилия на продвижении других решений, позволяющих добиться более высокого экономического эффекта. Это не значит, что "жидкий металл" будет забыт производителями систем охлаждения - просто для эффективного использования в массовых продуктах технологию ещё предстоит серьёзно доработать. Интерес к технологии проявляли Intel, Thermaltake и CoolerMaster.

По имеющейся у нас информации, видеокарта серии Blizzard с охлаждением жидким металлом может выйти осенью этого года, но охлаждать она будет уже другой видеочип производства ATI, имя которого вы хорошо знаете - это R520. В настоящее же время технология пока не отработана для уверенного применения в массовых продуктах.

Сейчас обсуждают