Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Достаточно неожиданно ATI решила пополнить семейство видеокарт Radeon X800 XL моделью с 512 Мб памяти, и официальный анонс соответствующего решения состоялся вчера. Большой премьерой этот анонс, по понятным причинам, назвать сложно, но мы постараемся донести до читателя основные факты.

Итак, по сравнению с предшественником по имени Radeon X800 XL 256 Мб изменений не так уж много: 512 Мб версия получила шестнадцать чипов памяти GDDR-3 вместо прежних восьми, обзавелась шестиштырьковым разъёмом питания и кулером нового типа. Частоты остались прежними - 400/980 МГц, сказать что-то об изменениях таймингов не представляется возможным. Видеокарты этого семейства изначально были рассчитаны на поддержку 512 Мб памяти, так что изменений в контроллере памяти делать не пришлось. Нельзя исключать, что увеличенный объём памяти стал причиной некоторого ослабления таймингов, но об этом судить рано.

реклама

Кстати, из других очевидных изменений следует отметить наличие функциональности VIVO и двух портов DVI - предшественник с 256 Мб памяти таким сочетанием возможностей похвастаться не мог. На эталонной плате имеется и жёлтый разъём для подключения портов ввода-вывода видео на передней панели системного блока.

За всё это удовольствие придётся заплатить минимум $449 - такова рекомендованная розничная цена 512 Мб версии Radeon X800 XL. Заметим, что официально Radeon X800 XL с 256 Мб памяти стоит $299, так что за все нововведения придётся доплатить $150, то есть 50%. Стоит ли анонсированная вчера видеокарта такой наценки, каждый будет решать сам, но пока сторонников этой идеи почти не найти.

Именно двухсторонняя организация размещения чипов памяти на печатной плате позволила оснастить Radeon X800 XL ещё 256 Мб памяти без дорогих и сложных мероприятий, какими можно признать кардинальную переработку дизайна платы и использование чипов памяти более высокой плотности. ATI пошла по пути наименьшего сопротивления - теперь на плате число чипов памяти увеличено вдвое.

Кстати, кулер новой конструкции охватывает все чипы памяти, расположенные с лицевой стороны видеоплаты - прежний их даже не касался. Это наверняка благоприятно скажется на условиях разгона. Впрочем, с оборотной стороны платы чипы памяти закрыты небольшой алюминиевой планкой, которая не прилегает ко всем микросхемам, так что чудес в плане эффективности охлаждения ждать не стоит.

Эксперименты с разгоном пока ограничились одним случаем , были достигнуты частоты 435/1100 МГц. Максимальный прирост быстродействия от разгона не превысил 12%. Хочется в этой связи отметить, что для разгона лучшим выбором будет GeForce 6800 GT, которая позиционируется ATI в качестве основного конкурента Radeon X800 XL 512 Мб.

Уровень энергопотребления возрос от силы на несколько процентов, так что причина появления дополнительного разъёма питания не поясняется. Возможно, на эталонных платах он предусмотрен ради "подстраховки", а серийные обойдутся без него.

Наконец, следует ответить и на вопрос: что дают 512 Мб памяти видеокарте такого класса? Ответ не будет однозначным, но общий вывод уже ясен - по такой цене и в современных играх преимущество могут почувствовать лишь немногие. ATI заявляет, что в отдельных играх Radeon X800 XL 512 Мб обеспечивает прирост производительности от 20% до 40% по сравнению с 256 Мб версией. Что ж, с этим можно согласиться, но следует дополнить заявление некоторыми поправками. Прежде всего, наибольший прирост производительности наблюдается при использовании высоких разрешений и тяжёлых режимов сглаживания/фильтрации. А наиболее выигрышно новинка смотрится в игре Half-Life 2 - в других играх прирост производительности зачастую не превышает 1-2%.

Следует отметить, что некоторые игры и бенчмарки с появлением 512 Мб памяти на видеокарте позволяют реализовать режимы работы, недостижимые ранее на 256 Мб видеокартах. Например, 3DMark03 и 3DMark05 могут работать с использованием режима 6xAA при разрешении 2048 х 1536.

Игра Doom 3 при настройках качества Ultra Quality использует свыше 500 Мб памяти для текстур, и новая видеокарта в таком случае тоже пригодится. Наконец, сферой применения видеокарт с 512 Мб станут комбинации с использованием больших дисплеев и интенсивных режимов сглаживания/фильтрации типа 6xAA и 16xAF.

Другими словами, нельзя утверждать, что сейчас Radeon X800 XL 512 Мб полностью не востребован, просто его "звёздный час" ещё не настал. Разработчики игр обещают оптимизировать свои продукты под использование видеокарт с 512 Мб памяти примерно через 6-12 месяцев. К тому времени появятся и другие графические решения с 512 Мб памяти, включая видеоплаты семейства R5xx, так что такой объём памяти, в конечном счёте, будет востребован. Хотелось бы верить, что и цена подобных видеокарт будет более адекватной. Платить сейчас 50% сверху за призрачный прирост производительности согласятся только фанаты игры Half-Life 2, в которой Radeon X800 XL 512 Мб максимально раскрывает свои преимущества.

Какой бы быстрой ни была шина PCI Express x16, получать данные из интегрированной на графической плате памяти всегда выгоднее с точки зрения производительности, а потому все технологии типа HyperMemory и TurboCache обречены на узкую сферу применения, ограниченную бюджетным сегментом. В сегменте high-end тенденция к увеличению объёма памяти сохранится, и пропорциональными темпами перейдёт в сегмент middle-end.

Выход Radeon X800 XL 512 Мб - это в большей степени задел на будущее, нежели анонс актуального графического решения. По этой причине потребительский спрос на эту видеокарту будет ограничен. Производители обещают наладить поставки первых партий уже в конце мая. Поскольку в случае с этой моделью ATI отказывается от производства видеокарт с лейблом "Built By ATI", партнёры смогут предложить свои "вариации на тему". Таким образом, ATI даёт понять, что объёмы производства новинки будут не так велики, чтобы самолично участвовать в её продвижении. Проще доверить это партнёрам, в числе которых замечены Gigabyte, TUL (PowerColor), Sapphire, HIS, MSI и ABIT.

Популярные статьи

Сейчас обсуждают