Платим блогерам
Редакция
Новости Hardware Алексей Сычёв

реклама

Безусловно, открытия инженеров Albatron позволяли несколько увеличить разгонный потенциал чипсетов серии i915x, но оставляли проблему в целом нерешенной. Прежде всего, частота шины PCI Express x16 не фиксировалась при разгоне, и видеокарты Nvidia особенно болезненно реагировали на разгон чипсета. С этим нужно было что-то делать, и наши коллеги с сайта Anandtech после длительных консультаций с инженерами Abit и Asus решили рассказать всю правду о проблеме разгона новых чипсетов Intel.

Прежде всего, не стоит видеть проблему в ограниченном спектре. Напряжение на чипсете и частота шины PCI Express x16 еще не являются определяющими факторами при разгоне. В действительности в разгоне чипсетов i925X, i915P и i915G существуют следующие нюансы:

  • Частота шины PCI Express x16 привязана в этих чипсетах к частоте системной шины. В разгоне частоты увеличиваются синхронно. Большинство видеокарт перестают работать при частоте шины PCI Express x16 более 120 МГц, что примерно соответствует 260 МГц для системной шины. До сих пор производителям материнских плат не удавалось зафиксировать частоту шины PCI Express x16, а лишь предусмотреть использование понижающих делителей при разгоне.
  • Частота интерфейса DMI, соединяющего северный и южный мосты, также изменяется при разгоне системной шины. Именно частота этого интерфейса проверяется системой защиты от разгона, и при разнице более 10% от номинала происходит перезагрузка со сбросом частоты. Повышение напряжения на чипсете действительно позволяет несколько расширить этот допуск, но не более чем на 10-15 МГц при использовании внешней видеокарты.
  • Видеокарты на чипах ATI и Nvidia по-разному переносят разгон. Пока все имеющиеся решения Nvidia используют для поддержки PCI Express x16 переходный мост, их терпимость к разгону шины ограничена. Пределом по частоте системной шины для них остается рубеж 250-258 МГц. Решения на чипах ATI с врожденной поддержкой PCI Express x16 переносят разгон лучше - до 278-290 МГц по шине.
  • Чипсет i915P обладает лучшим разгонным потенциалом, так как присутствующий в чипсете i925X режим ускорения работы памяти PAT ограничивает возможности по управлению частотами "проблемных" интерфейсов. На данный момент чипсет i915P продемонстрировал разгон до 290 МГц по шине, и с более масштабируемыми процессорами этот рекорд может быть преодолен.
  • В конце концов, самая "темная лошадка" - увеличение частоты системной шины вызывает рост частоты интерфейса Serial ATA. Если разница достигает 10% от номинала, жесткие диски с интерфейсом этого типа просто пропадают из системы. В большинстве случаев это происходит при частоте системной шины свыше 260 МГц.

реклама

Другими словами, для успешного разгона чипсетов платформы LGA 775 следовало бы выполнить следующие условия:

  • Зафиксировать частоту PCI Express x16;
  • Зафиксировать частоту DMI, влияющую на стабильность работы устройств Serial ATA;
  • Использовать графическую карту с врожденной поддержкой PCI Express x16.

Пока одновременное выполнение всех трех условий не представляется возможным, и на практике приходится использовать понижающие делители для частот PCI Express x16 и Serial ATA, повышать напряжение на чипсете, использовать жесткий диск с интерфейсом IDE и видеокарту на чипе ATI. В качестве варианта можно использовать встроенное графическое ядро чипсета i915G (как в случае с платой Albatron), так как оно не зависит от колебаний частот PCI Express x16 и DMI.

Рассмотрим вкратце, какие решения предлагают Abit и Asus - на данный момент именно этим компаниям удалось достичь наибольших успехов в разгоне новой платформы. Abit претендовала на лидерство с первых дней изучения разгонного потенциала чипсета i925X, однако пока не справилась со всеми проблемами. Частоту шины PCI Express x16 матерински платы Abit умеют понижать при разгоне системной шины - за счет использования понижающего делителя. Это дает возможность поднять предел разгона по шине с использованием жесткого диска Serial ATA до 260 МГц. Дальше разогнаться не позволяет именно интерфейс Serial ATA, на который Abit пока не нашла управу.

Asus предусмотрела ограничение частоты интерфейса DMI, который является аналогом PCI Express. Исключив его влияние на разгон накопителей с интерфейсом Serial ATA, удалось поднять предел разгона по шине до 278 МГц:

Дальнейшее увеличение разгонного потенциала чипсета возможно, но на данном этапе он лимитируется возможностями процессора - требуется более мощное охлаждение. Как уже сообщалось, на чипсете i915 инженерам Asus удалось достичь частоты 290 МГц, чипсет i925X в схожей ситуации достиг 283 МГц.

В общем случае для максимального разгона лучше использовать материнскую плату Asus на чипсете i915P, видеокарту на чипе ATI и жесткий диск с интерфейсом IDE. Другие комбинации тоже позволят преодолеть 250 МГц барьер, но эта просто является гарантом отсутствия препятствий к разгону со стороны чипсета.

Если разобраться, высокая частота шины может понадобиться только при разгоне младших моделей Prescott с 800 МГц шиной. Модель Pentium 4 520 имеет множитель 14х, и потолок разгона с воздушным охлаждением степпинга D0 составляет 4.2 ГГц. Для достижения предела потребуется частота шины 300 МГц. Процессор Prescott 2.8A с 533 МГц шиной достигает частоты 4.2 ГГц при частоте шины 200 МГц. Весомый довод в пользу приобретения последнего :).

Кстати, Celeron D в исполнении LGA 775 обеспечивает примерно сопоставимый набор преимуществ, имеет более низкую цену и в четыре раза меньший объем кэша второго уровня.

Надеемся, что по мере появления более прогрессивных методик разгона обреченных на синхронность чипсетов i915x/i925X будут выходить версии BIOS и ревизии материнских плат, обеспечивающие приемлемый разгонный потенциал для процессоров в исполнении LGA 775. Увы, не все препятствия удалось обойти просто, но способы решения этих проблем существуют, что не может не радовать сторонников разгона :).

Популярные статьи

Сейчас обсуждают