28 сентября стало известно об обеспокоенности Японии в связи с проводимом совместном патрулировании подлодками России и Китая районов в Восточно-Китайском и Японском морях. В манёврах были задействованы российская подлодка класса «Варшавянка» и китайская Type 039А. Субмарины практически полностью обогнули архипелаг японских островов. Таким образом, ситуация в регионе накалилась.
Непростая геополитическая ситуация в регионе вновь поднимает вопрос о целесообразности оснащения субмарин Японии крылатыми ракетами, пишет портал Opex360. Считается, что подводный флот может стать эффективным сдерживающим фактором, позволяющим одновременно реагировать на действия соседних стран.
Совет экспертов по укреплению обороноспособности Японии пришёл к соответствующему выводу. В докладе, представленном министру обороны Японии Гэну Накатани, было рекомендовано провести исследования по «разработке использования источников энергии нового поколения» для подводных лодок и оснащению их системами вертикального пуска (VLS), позволяющими нести крылатые ракеты.
Может быть интересно«Цель — обсудить использование ядерной энергии и усилить сдерживание Китая, который наращивает свой военный потенциал», — цитирует портал Opex360 отрывок из статьи газеты Nihon Keizai Shinbun (Nikkei).
Новая оборонная доктрина Японии, принятая в декабре 2022 года, делает акцент на возможностях контратаки для уничтожения военных объектов, расположенных на территории потенциального противника. И это несмотря на то, что для Токио Китай представляет собой «беспрецедентный стратегический вызов», а Северная Корея – «еще более серьезную» угрозу, как и Россия, которая не колеблясь применяет силу для «достижения своих целей в области безопасности».
Более того, как отметил Кадзухиса Симада, бывший заместитель министра обороны и член Экспертного совета, атомные подводные лодки укрепят этот потенциал контратаки. «Они менее уязвимы, чем наземные базы, надводные корабли и самолеты», заявил он газете Nikkei.
Однако в Японии использование ядерных технологий для развития военного потенциала, даже если оно ограничивается морскими силовыми установками, является своего рода табу. Во-первых, это может нарушить Конституцию Японии, поскольку развёртывание атомных подводных лодок, оснащённых крылатыми ракетами, противоречит принципу самообороны. Во-вторых, японское законодательство гласит, что «использование ядерной энергии должно быть ограничено мирными целями».
И наконец, последний аргумент против рекомендации Комитета экспертов — стоимость. Несмотря на то, что военные расходы Японии неуклонно растут в течение последнего десятилетия, строительство атомных подводных лодок невозможно. По крайней мере, на данный момент.
В то же время Морские силы самообороны Японии по-прежнему могут рассчитывать на свои двадцать три подводные лодки, относящиеся к классам «Оясио» (7 единиц), «Сорю» (10) и «Тайгэй» (4 в строю, 1 в стадии строительства и ещё 2 запланированы).
Две новейшие подводные лодки класса «Сорю» и класса «Тайгэй» оснащены литий-ионными аккумуляторами, которые обеспечивают вдвое большую ёмкость по сравнению со свинцово-кислотными аккумуляторами, при этом заряжаясь гораздо быстрее. Это увеличивает время их нахождения под водой и снижает их уязвимость.

